Коллекция: Начинаем разговор

Сегодня сохраняется необходимость диктатуры пролетариата

Перевод:

67 лет
Германия
пенсионер
(бывший преподаватель)

 

 

1. Возможна ли в ХХI веке, с учетом экономических и политических изменений в мире, произошедших за сто лет со времени Великого Октября, победа социалистической революции в отдельно взятой стране или в пределах большого региона?

В принципе, возможно и то, и другое, но это очень зависит от наличия ресурсов. Поскольку сегодня нельзя предсказать, где и когда состоится следующий заход социалистической революции, нельзя и предсказать такую возможность, да и не нужно этого делать. Те, кто будет действовать в конкретной ситуации, должны будут вести себя в соответствии с конкретными же обстоятельствами, и будут знать ситуацию гораздо точнее, чем мы сегодня.

Если вопрос нацелен на то, чтобы отрицать возможность социалистической революции и ее содержания или же существенно изменять ответ «с учетом экономических и политических изменений в мире, произошедших за сто лет со времени Великого Октября», то этому следует возразить самым решительным образом. Капитализм остается капитализмом, и империализм – империализмом, и все это должно быть преодолено через социалистическую революцию и построение коммунизма.

2. С учетом опыта стран левого поворота в Латинской Америке двух последних десятилетий, возможна ли победа революции невооруженным (или как его чаще называют – мирным) путем? Возможен ли при этом приход трудящихся к власти широким народным фронтом с использованием буржуазных выборных механизмов?

Так называемый «мирный (или, иначе, парламентский) путь к социализму» - оппортунистическое изобретение Хрущева, ориентация на это является антисоциалистической, она разрушила многие крупные и серьезные коммунистические партии, предотвратила революции в Италии и Франции, привела в Чили к катастрофе фашистской контрреволюции. Она, безусловно, приносит в Латинской Америке определенные облегчения бедному населению, но ничего не меняет в вопросах собственности, и таким образом – в истинных отношениях власти. То же самое можно сказать о широком народном фронте и буржуазном механизме выборов. Проблема при этом возникает в цеплянии за парламентаризм, то есть за капиталистическое государство.

3. Актуальна ли сегодня необходимость диктатуры пролетариата и каковы могут быть формы ее реализации? При ответе на этот вопрос просим учесть, что само понятие «пролетарий» вследствие научно-технической революции, изменения уровня образованности населения и т.д., неизбежно нуждается в уточнении.

Во-первых, о понятии «пролетариат». Это понятие определяется не видом орудий труда и применением техники, но классовым положением. От паровой машины до индустриальных роботов и дискутируемого сегодня «искусственного интеллекта» свершился гигантский рост производительности труда. Однако и сегодня все еще трудом заняты люди – в Германии их число даже больше, чем в прошлом столетии – которые принадлежат к пролетариату. То, что сегодня они лучше образованы (точнее говоря – имеют более высокую профессиональную квалификацию, поскольку образование – многосторонее явление), чем, например, рудокоп девятнадцатого столетия, ничего не меняет в их классовой принадлежности. Последняя определяется тем простым фактом, что пролетарий или пролетарка не имеют ничего для продажи на рынке, кроме собственной рабочей силы.

Теперь к вопросу о диктатуре пролетариата: конечно же, и сегодня сохраняется необходимость диктатуры пролетариата. Во-первых, без нее невозможно создать плановую экономику, и во-вторых, лишить власти буржуазию – см. критику «мирного пути» или «политики народного фронта».

4. Возможна ли в обозримом будущем победа революции в США и других центрах глобального империализма?

В принципе система империализма непродуктивна, закабаляет большинство мирового населения, приносит смерть, войны, голод, обнищание, но до сих пор было так, что это система разрушается в самых слабых своих звеньях (Ленин). Вероятно, эта тенденция сохранится и в будущем, то есть можно сказать, что «победа революции в США и других центрах глобального империализма», конечно, не совсем невозможна, но и не очень вероятна. Но никто из нас не является пророком. Ленин говорит, что нельзя «сделать» революцию, но можно «работать для революции». Это должны делать все коммунистические партии.

5. Каковы причины упадка коммунистического движения в мире? Задаем этот вопрос с болью, но невозможно игнорировать, что во многих странах движения, нарочито дистанцирующиеся от политики либо носящие ультраправый, популистский и прямо демагогический характер, имеют среди трудящихся и эксплуатируемых большее число сторонников, чем коммунисты.

Ответ здесь очень простой: контрреволюция в Европе, а также в Китае и Вьетнаме. Внешне это два различных вида контрреволюции.

В Европе те страны, которые были социалистическими, были отчасти разгромлены, отчасти подверглись неоколониальному грабежу. Только Россия еще пытается сохранять то, что можно назвать независимостью - но также в качестве капиталистической страны. Коммунистические партии, стоявшие в этих странах у власти, были разрушены. Марксизм-ленинизм подвергся глубокой дискредитации. Коммунистическое движение дезориентировано и во многом разъедено ревизионизмом. Социализм почти исчез из обыденного сознания и временно не представляется пролетариату альтернативой существующему положению вещей. Но империализм работает на то, чтобы эта ситуация изменилась.

Китай (и Вьетнам) перешли к капитализму без внешних признаков контрреволюции. Партия вначале допустила усиление ревизионизма, и как следствие, перешла к капиталистической экономической политике, превратившись из партии пролетариата в партию новой буржуазии. Это тоже, разумеется, не является рекламой социалистического планового хозяйства.

Мы все еще живем в глубоко контрреволюционной фазе истории. Но осталось не так много времени до нового подъема коммунистического движения. К сожалению, мой оптимизм основан не на наших силах или возможностях, а на упомянутых выше следствиях империализма. Но если мы не будем полными идиотами, все ужесточающаяся реальность откроет нам возможности продемонстрировать другое, подлинно человеческое будущее.

6. Насколько оправдано в современном мире существование компартий в национальном масштабе? Каковы могут быть сегодня и в будущем логика, перспективы развития Коммунистической партии?

Разумеется, нам необходимы коммунистические партии на национальном уровне, и разумеется, нам необходима также международная кооперация, переговоры и синхронизация действий. На международном уровне мы видим противоречивые тенденции. Помимо инициатив, глубоко погрязших в ревизионистском болоте, есть и признаки прекрасных, мотивирующих начинаний.

Логика и перспектива развития коммунистической партии никак не изменились со времен Ленина.

7. Почему старые формы экономической борьбы труда против капитала, такие, как забастовка (стачка), не приносят современным трудящимся желаемых результатов? Какие формы экономической и политической борьбы возможны и необходимы в нынешних и прогнозируемых условиях?

В Германии социал-демократические профсоюзы в любом случае стараются либо избежать забастовок, либо очень осторожно их вести. То есть нельзя в целом сказать, что забастовки вообще не приносят трудящимся желаемых результатов. Если бы они проводились последовательно, они бы и приносили лучшие результаты. Проблема как раз в том, что профсоюзы не проводят их последовательно. Немецкие профсоюзы считают себя не оппозицией капиталу и буржуазному государству, а нормальной частью, сотворцами этого капиталистического общества.

8. Какие практические формы международной солидарности трудящихся возможны и необходимы сегодня и завтра?

Этот вопрос уходит за горизонт моих возможностей. Я не знаю ни того, что было бы возможно сегодня, и уже наверняка не знаю того, что возможно завтра. Для интернациональной солидарности необходимо развитое сознание трудящихся как пролетариев, то есть как братьев по классу. От этого состояния мы еще пока очень далеко.


  • В офрмлении поста использована картина английского художника коммуниста David Newton