72 года
Будапешт, Венгрия
Почетный профессор Университета им. Этвёша Лоранда
1. Возможна ли в ХХI веке, с учетом экономических и политических изменений в мире, произошедших за сто лет со времени Великого Октября, победа социалистической революции в отдельно взятой стране или в пределах большого региона?
Абсолютно да! Но не военная-политическая плоскость революции будет определяющая, а социальная: т.е. массовое движение трудящихся в рамках генеральной забастовки за места работы, занятие мест работы через организации (советы, забастовочные комитеты и другие формы самоорганизации) трудящегося населения. Не телеграф, не здания, не улицы, не площади важны, чтобы рабочие заняли, а "места" производства соответственно "законам" разделения труда информационного общества. Tо есть, не вернуться в прошлое, а вперед к настоящему-будущему.
2. С учетом опыта стран левого поворота в Латинской Америке двух последних десятилетий, возможна ли победа революции невооруженным (или как его чаще называют – мирным) путем? Возможен ли при этом приход трудящихся к власти широким народным фронтом с использованием буржуазных выборных механизмов?
Если широкие слои рабочих с поддержкой большинства населения начнут антикапиталистическую революцию, т.е. возьмут под контроль производства - мирный путь социальной революции по существу обеспечен. Значит, большая часть вооруженных сил, полиции, простых солдат перейдут на сторону революционного народа. А я по историческим опытам не верю в буржуазные выборные механизмы, которые служат, в конце концов, интересам капиталистических господствующих классов и специально их верхушке. Ленин и Грамши много писали об этом, как достигнуть культурно-политической гегемонии среди рабочих людей, народных масс. Без организационных центров революционных масс никакая революция не обойдется.
3. Актуальна ли сегодня необходимость диктатуры пролетариата и каковы могут быть формы ее реализации? При ответе на этот вопрос просим учесть, что само понятие «пролетарий» вследствие научно-технической революции, изменения уровня образованности населения и т.д., неизбежно нуждается в уточнении.
Не название важно! Революционные перемены обязательно предполагают переходный период, в котором население переходит на новый, не капиталистический лад. Новый законный порядок "пролетариата" - все люди, которые живут из зарплаты собственного труда, а не из капиталистических доходов. Социализм ввести нельзя, это длительный процесс, в котором общественная собственность, (не государственная!) с помощью нового (полу)государства станет господствующей. В этом переходном периоде ("диктатура пролетариата") устанавливаются, укрепляются общинные-общественные формы, структуры производства и потребления, и в жилых кварталах, и в сфере производства. Выборная система не только в книгах описана, а есть богатый опыт в этом отношении в истории человечества. Здесь местные специфики очень важны. Я лично не хотел бы повторить прошлое, т.е. идет речь не о втором издании государственного социализма. Социализм - как первая фаза коммунизма, это уже самоуправленческое общество, о котором было написано кое-что в программе КПСС, принятой на ХХII съезде (1961). Потом партийные верхушки ее предали от Хрущева до Горбачева-Ельцина.
4. Возможна ли в обозримом будущем победа революции в США и других центрах глобального империализма?
Возможно в принципе! Если не возможно, значит, невозможен социализм, мы декларировали бы вечность капитализма. Без центра мировой системы империализма необратимый переход к социализму невозможен. В конце концов - рыночная цивилизация за профит и цивилизация за равновесие человеческих нужд и способностей - две разных, непримиримых цивилизации. Но на ближайшее будущее в этом основном вопросе питать слишком много оптимизма не стоит. Смотря на движение black lives matters в США, видим: борьба против расизма, как движение, не является антисистемным; по существу движение осталось в рамках либеральных устремлений, т.е. "потребительского общества", "хорошего капитализма".
5. Каковы причины упадка коммунистического движения в мире? Задаем этот вопрос с болью, но невозможно игнорировать, что во многих странах движения, нарочито дистанцирующиеся от политики либо носящие ультраправый, популистский и прямо демагогический характер, имеют среди трудящихся и эксплуатируемых большее число сторонников, чем коммунисты.
Объективный аспект: главная причина - распад СССР. 30-летний кризис после самоликвидации СССР, даже и сегодня во всем мире отражается в распространении чувств поражения, разочарования широких масс трудящихся. Второе издание капитализма в постсоциалистическом мире, утвердилось в такой форме, которое называется олигархическим капитализмом. Эта система политически налево закрыта, направо открыта. То есть, националисты-державники и либералы наперекор всем противоречиям, вместе ведут борьбу против культуры и традиций социализма: криминализация истории СССР и социализма, советофобия и т.д. Легитимационная идеология режима - это смесь национализма и либерализма, и она развращает сознание широких слоев общества. Субъективный аспект: сами коммунистические партии кокетничают с церковью и национализмом, сами капитулируют перед бастионами капитализма: популизмом и национализмом. Нужно понять: олигархическому капитализму нет буржуазно-демократической альтернативы, реальная альтернатива, как доказывает история человечества - демократический социализм.
6. Насколько оправдано в современном мире существование компартий в национальном масштабе? Каковы могут быть сегодня и в будущем логика, перспективы развития Коммунистической партии?
Нужно организовываться и на национальном, и на интернациональном уровне в одно и то же время. Ключевые слова логики развития: массовое движение трудящихся и поддержка самоорганизации рабочих, организация рабочих университетов, где продолжается интеллектуальное и политическое образование рабочих. Без традиции нет никакого движения, но нужно управлять пароходом между ностальгией и утопией. Надо понять, что скрывается за капиталом, а именно - некапиталистические экономические общности людей (наши цели, мир после капитализма, различные формы самоорганизации народа в сфере производства и потребления); социальная, антикапиталистическая направленность. Нужно понять, что в старом смысле слова нельзя вести борьбу, по логике буржуазного парламентаризма. Рабочие могут понять, что, в конце концов, все зависит исключительно от них. Они могут контролировать производство... у каждого есть собственная ответственность за будущее. Партия - это сами наемные рабочие, люди, которые живут из собственного труда. Главная организационная форма - сеть-цепь (живая форма действий), которая осуществляется и в действительности, и по интернету вместе взятые. Самостоятельная социалистическая пресса. Защита и самозащита бедных слоев общества.
7. Почему старые формы экономической борьбы труда против капитала, такие, как забастовка (стачка), не приносят современным трудящимся желаемых результатов? Какие формы экономической и политической борьбы возможны и необходимы в нынешних и прогнозируемых условиях?
Рабочие больше не хотят дергаться в рамках бессмысленных сражениях за пятачок. Не ясны цели забастовок, к тому же рабочие могут потерять место работы; риск большой, а результат маленький - без перспективы, без горизонта. Новые цели нужно поставить в центр классовой борьбы: общинно-общественные решения проблем в области экономических производственных процессов, в том числе занятие рабочими производств, предприятий, если рабочие готовы осознать свои интересы. Будущее принадлежит тем политическим и экономическим сражениям и организациям, которые способны концентрироваться на ц е л о е развитие, ставить фокус на ц е л о е. Мы должны вместе перейти границу мира капитала и перейти в мир, который находится за капиталом.
8. Какие практические формы международной солидарности трудящихся возможны и необходимы сегодня и завтра?
Нужны такие сайты, где любой человек может читать каждый день, где и какая акция идет в защиту труда и трудящихся, конкретно в глобальном и локальном масштабе (не только на английском языке, на "всех" языках) - международная информация. Местные "рабочие университеты" под антикапиталистическим, марксистским флагом, целый NetWork, сеть таких "цивил университетов" с целью воспитания и обучения кадров. Организация производственных и потребительских общин - без границ, "для всех", конечно, в зависимости от того, есть ли возможность организоваться таким образом: "школы социализма». И традиционные международные встречи, конференции, фестивали и т.д.