Публикуем товарища Сталина. Заметки на полях издания «Сталин. Труды». Заметка 16

Для чего заниматься выявлением и публикацией сталинских текстов? Чем занятие это отличается от собирательства марок или редких книг, эдакого специфичного хобби, особого рода развлечения с тратой уймы времени и сомнительным результатом?

Такими вопросами поневоле задаёшься, перелопачивая тысячи черновиков, кипы машинописных документов, меряя жизнь выходящими в свет томами. И сегодня, перешагнув первую треть издания, вот что думаешь об этом.

В истории известны великие социальные переломы. С ними связаны яркие, символичные события, народные шквалы и бури, вроде казни Карла I английского, штурма Бастилии или сражений на баррикадах Красной Пресни. Но штурмов и баррикад недостаточно для свершения общественного переворота и прочного достижения нового формационного качества. Для этого нужны десятилетия и века пресловутого «кротовьего рытья». Между первой буржуазной революцией в Нидерландах и полноценным утверждением капитализма минули столетия. Это время ознаменовано мучительным отмиранием феодализма, разложением и исчезновением целых классов, нарождением и вызреванием приходящих им на смену.

Ход самой истории, причудливое сочетание необходимости и случайности привели к тому, что в 1917 году и аристократия, и буржуазия лишились власти в России. Для заложников отжившей эпохи это представлялось бунтом черни, дьявольской авантюрой ниспровергателей традиционных ценностей. На деле же — уникальным событием в мировой истории, тектоническим движением колоссальных массивов, обнаживших глубинный формационный срез.

Но в отличие от стихии природной, неподвластной и враждебной человеку, революция — общественная стихия, её возникновение и ход определяются экономической астрофизикой и социальной геологией. Стихия эта в первую очередь обрушивается на государство, как воплощение классового господства. Наступает момент и внезапно (для неискушённого обывателя) вчера казавшийся могучим и незыблемым государственный организм утрачивает несущий стержень, неспособный далее в силу социальной коррозии обеспечивать его функционирование: верхи более не могут, а низы не хотят. И в этот переломный момент либо свежая сила, созревшая в недрах гибнущего мира, обеспечит прогрессивное движение вперёд, либо, изнемогая во всеобщем хаосе и противоборстве, общество покатится вспять, прозябая по отжившим уже законам, вдыхая новую жизнь в безнадежно больного.

 

Революция — общественная стихия, её возникновение и ход определяются экономической астрофизикой и социальной геологией

 

Так мёртвый тянет за собою мириады живых...

И значит, попытка не удалась. Но спустя время необоримою силой вещей она неизбежно повторится.

Если мы хотим понять время и людей вековой давности, то, читая архивные документы, важно осознавать эту колоссальную ответственность движения в неизвестность, когда ни один шаг, ни одно решение не имели прецедентов. Как учёный, открывший дифференциальное исчисление, как врач, первым применивший антибиотик, как космонавт, впервые ощутивший невесомость, — именно так должны были чувствовать себя Ленин и его соратники, вступив на нехоженые никем дороги.

Только представьте: страна, рассыпавшаяся вчера в руках царя и Временного правительства, на глазах терявшая управляемость и готовая стать жертвой «цивилизованных» хищников, вдруг ожила, отринула обломки сгнившей системы, расправила плечи, налилась перекрытыми прежде социальными соками. Привычные, на первый взгляд эффективные средства борьбы, брошенные на «Совдепию» — непризнание, экономическая изоляция, диверсии, интервенция — разбились о нарождающуюся и едва оформленную социальную организацию, поднявшую не за страх, а за совесть десятки миллионов, ещё вчера бывших ничем, а ныне непобедимых.

Но сколь бы ни был радикален формационный сдвиг, от социальной и психологической инерции не деться: люди не станут иными в одно мгновение. И чем больше и разнороднее общество, тем медленнее проникается общественное сознание новым качеством общественного бытия, тем дольше дают знать о себе «родимые пятна» отжившей системы.

На игнорировании этого простого факта кроется иллюзия «всемогущества» советского руководства в целом и Сталина в частности. Ибо степень реального влияния на общество и протекающие в нём процессы определяется не звучностью и числом занимаемых постов, а пониманием законов, по которым общество живёт, и сознанием границ возможного. Промышленный рабочий, а тем паче малограмотный крестьянин, едва ли оценят выводы социальной философии. Но они чутко воспримут идеи справедливости, особенно если идеи эти не абстрактны, а вытекают из их общественного бытия.

Как в общественной психологии, унаследованной от прежнего общества, разбудить сознание коллективизма и готовность постоять за товарища, за свою, народную власть, за свою страну, когда привычка властно требует печься исключительно о своём, о личном? Буржуазные вруны, оседлавшие тему «традиционных российских ценностей» и противопоставляющие ей «антигосударственный большевизм», стыдливо отворачиваются от простого факта: именно красные, рабочие и крестьяне, солдаты и матросы с оружием в руках, спасли страну и в 1917 году, и позже, в Гражданскую, разгромив и впроводив «патриотов» в погонах с их закордонными спонсорами.

Видя пожелтевшие телеграммы, мандаты, протоколы, читаешь как будто обычные слова, но написанные в необычное время. С позиции дня сегодняшнего масштабы цивилизационного прорыва Советской России в будущее не с чем сравнить: прецедентов подобного перехвата власти трудящимися не бывало ни прежде, ни потом. Движение стопятидесятимиллионной массы в эксперименте планетарного масштаба подтверждало изо дня в день правоту социальной науки, но и требовало от большевиков мудрости и ежедневного пополнения знаний.

Они шли по этому пути первыми, прокладывая дорогу будущим поколениям. Архивные фонды сберегли для нас отголоски их мыслей, открытий, сомнений, разочарований и торжества, грохот тектонических сдвигов и свист ветра истории.

Но ведь «будущие поколения» — это мы. Это нам с вами вчитываться в строки выцветшей машинописи и стремительные карандашные росчерки, следить за движением мысли, фиксировать удачные решения и констатировать просчёты. Эту работу над ошибками некому больше делать. И откладывать её на потом категорически нельзя.

Так значит, за работу!


Почитать все "Заметки на полях издания «Сталин. Труды»" вы можете по тегу «Заметки на полях»

Заметки на полях издания «Сталин. Труды»