Париж, 1871 год. Речь на собрании держит молодая, красивая девушка, в черном манто. В страстном порыве она распахивает его полы и взору присутствующих открывается яркий красный шарф, а на поясе — маленький револьвер. Вот она же на улице Аббатства: в тирольской фетровой шляпе с пером и багровой кокардой во главе толпы женщин с ружьями на плечах. Женщины кричат: «Да здравствует Коммуна!» Такой в воспоминаниях очевидцев осталась Елизавета Томановская-Дмитриева – французская революционерка русского происхождения.
Елизавета Томановская (в девичестве Кушелева) родилась в 1851 году в селе Волоке, Холмского уезда, Тверской губернии в наследном имении своего отца — отставного майора гусарского полка Луки Ивановича Кушелева, участника войн с Наполеоном. Елизавета была внебрачной дочерью: ее мать Наталья Егоровна Троскевич была служанкой и сестрой милосердия. Кушелев обращался с Натальей пренебрежительно и женился на ней только после того, как та остановила восставших против него крестьян, когда они были готовы зарубить барина топорами. Кушелев обращался с крепостными жестоко, издевательства и порка были обычным делом. Напротив, Наталья Егоровна была для них «ангелом-хранителем», как они ее называли. Она лечила крестьян, которые к ней обращались, навещала их на дому. Вместе с ней ходила и Елизавета — и своими глазами видела страдания крепостных и их убогую жизнь.
Елизавета получила отличное образование, свободно владела несколькими иностранными языками. Усадьбу часто посещали русские социалисты, такие, как П. Н. Ткачев и П. Л. Лавров. Сначала Елизавета с интересом слушала их речи, потом запоем читала труды Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Шелгунова и мечтала послужить делу революции.
Чтобы исполнить мечту и обрести независимость, Елизавета оформила фиктивный брак с полковником Томановским (тогда уже неизлечимо больным чахоткой) и вскоре после его смерти в 1868 году выехала за границу.
Елизавета Томановская осела в Женеве. Там она сближается с русским социалистом Николаем Утиным — последователем Герцена, Чернышевского и Добролюбова и одним из основателей I Интернационала и примыкает к его русской секции. Своей задачей секция ставила борьбу против русского царизма, отвергая при этом идею «особого пути» России и подчеркивая общность ее революционных интересов с западноевропейскими. В лице Томановской русская секция приобрела деятельного члена, она взяла на себя много организационной работы.
В 1870 году по поручению русской секции Интернационала Томановская прибыла в Лондон к Карлу Марксу с рекомендательным письмом, в котором ее называли «лучшим другом, искренно и серьёзно преданным революционному делу в России». Маркс поручал ей сложнейшие задания, она стала другом его семьи.
В Интернационале в то время намечался раскол: Маркс не был непререкаемым авторитетом: противниками его теории «научного коммунизма» были анархисты во главе с Бакуниным. Они критиковали коммунизм за программу централизации и утверждали, что создание пролетарского государства непременно приведет к деспотии [1].
Томановская поддержала точку зрения Маркса. Она успешно разоблачала бакунистов, пытавшихся развалить Интернационал изнутри.
Парижские женщины проявляли активность с первых дней Коммунны: устраивали манифестации, создавали санитарные отряды, организовывали питание, строили и защищали баррикады.
В 1871 году по поручению Маркса Томановская приехала во Францию, где назревали революционные события. В ее задачу входило информировать Генсовет Интернационала о делах Коммуны. Как и в Женеве, в Париже она сразу энергично берется за дело и под псевдонимом Дмитриева принимает энергичное участие в делах Коммуны. Прежде всего Дмитриева занялась работой среди женщин. Парижские женщины проявляли активность с первых дней Коммунны: устраивали манифестации, создавали санитарные отряды, организовывали питание, строили и защищали баррикады. По данным версальских судов, активных участниц Коммуны было свыше тысячи. Дмитриева поставила цель объединить работниц Парижа в союз и оказать тем самым Коммуне действенную помощь. Вместе с Натали Лемель, Луизой Мишель и другими женщинами-активистками Томановская создала «Союз женщин для защиты Парижа и помощи раненым». В дни Коммуны союз организовывал обучение сестер милосердия, занимался созданием походных лазаретов, сбором денег для помощи раненым, вдовам и сиротам, он спас тысячи жизней бойцов-коммунаров. О женщинах Коммуны Маркс сказал на Лондонской конференции Интернационала:
«Во время Парижской Коммуны… они проявили больше пыла, нежели мужчины…».
Союз не просто оказывал помощь Коммуне, но и выступал как политическая организация. Но вместо старого лозунга женских комитетов бдительности «всемирная республика», выдвигался новый лозунг: «социальная революция». Дмитриева писала:
«Если Коммуна победит, то наша организация из политической превратится в социальную, и мы образуем секции Интернационала. Эта идея имеет большой успех. Вообще интернациональная пропаганда, которую я веду… очень хорошо воспринимается женщинами. Наши собрания посещает от трёх до четырёх тысяч женщин».
Елизавета Дмитриева много выступала в политических клубах и стала в Париже популярным оратором.
В Союзе женщин принимали участие не только французские женщины, но много польских, русских и итальянских женщин-активисток. Во время последней кровавой недели Парижской Коммуны Дмитриева сражалась не зная страха. О ее храбрости говорит историк Коммуны Луи Дюбрейль: «На площади Бланш батальон женщин под командой героической Луизы Мишель и русской Дмитриевой, уже накануне сражавшийся в Батиньоле, обнаружил чудеса храбрости… батальон этот сражался до последнего дня». Сама раненная, она смогла вывести из огня венгра Лео Франкеля, раненного на баррикаде Сент-Антуанского предместья.
После поражения Парижской Коммуны Елизавета Дмитриева возвращается в Россию. Позже она по любви выходит замуж за Ивана Давыдовского. К несчастью, муж ее был арестован по делу «червонных валетов» —известной группы мошенников. Дмитриева обратилась к Утину и Марксу с просьбой о помощи: нужны были деньги на адвоката в Петербурге. Маркс откликнулся с большой теплотой: выслал деньги и попросил близкого к социалистам адвоката Танеева выступить на стороне обвиняемого. Однако, Давыдовский был признан виновным, лишен всех прав состояния и сослан в Сибирь на поселение.
Дмитриева последовала за ним. Жили они очень уединенно. Всю черную работу по дому выполняла Елизавета Лукинична. Много занималась со своими двумя дочерьми. К сожалению, местная община политических заключенных приняла ее холодно: ссыльные не допускали мысли, что соратница Маркса и участница Парижской Коммуны вышла замуж за вымогателя. В 90-х годах Давыдовского амнистировали, и семья смогла переехать В Москву, где Елизавета Лукинична вскоре умерла. Точная дата ее смерти не установлена. По одной из версий, Дмитриева застала Великую Октябрьскую революцию, по другой немного не дожила до Первой Русской революции.
Примечания
- https://history.wikireading.ru/65407 ↩