[ru] Ты навеки с нами, Команданте!
[es] Estás con nosotros eternamente
Время быстротечно. Меньше семи лет отделяет нас от сто-летнего юбилея Эрнесто Гевары де ла Серна, легендарного Че – сына Аргентины и Героя-Партизана Кубы; одного из руководителей первой в Западном полушарии социалистической революции и начала строительства социализма на Острове Свободы; выдающегося теоретика-марксиста второй половины XX века; пламенного интернационалиста, убежденного в необходимости дать отпор агрессии США против Вьетнама путем боевой поддержки других народов, сражавшихся против империализма, и самому принять бой в их рядах.
С тех пор, как физическую жизнь Эрнесто Гевары оборвала очередь вражеского автомата, минуло более полувека. Оче-редную годовщину геройского самопожертвования Че мы встречаем в нелегких условиях. Мировая и латиноамерикан-ская реакция яростно атакует позиции сил общественного прогресса. Ее главная цель – экспорт контрреволюции на Ку-бу, уничтожение примера социалистического развития, одним из творцов которого был Че. В кольце осады и другие страны, где прогрессивные преобразования проходили под знаком идей и образа Героического Партизана: боливарианская и чавистская Венесуэла, сандинистская Никарагуа, родина Че – Аргентина и страна его последнего боя – Боливия. Реакция делает ещё одну попытку повернуть весь капиталистический мир от буржуазной демократии к неофашизму.
Сегодня особую актуальность приобретает антифашистский аспект наследия Че Гевары. Че стал коммунистом во многом потому, что видел воочию оскал фашизма – и на своей ро-дине, и в охваченных кровавым террором Колумбии и Гвате-мале. С объективно-исторической точки зрения, есть серьез-ные основания полагать, что победа Кубинской революции предотвратила перерастание террористической диктатуры Ф. Батисты в разновидность «тропического фашизма». И в даль-нейшем Че приходилось не раз давать бой охвостью фашизма в разных частях мира. Так было в Конго и Анголе, где нацистские недобитки составляли ядро белых наемников, пользовавшихся поддержкой фашистских режимов в расистской ЮАР и салазаровской Португалии; спустя 8 лет после гибели Че, последний бастион нацифашизма на юге Африки был сокрушен при решающей роли кубинских бойцов, братьев и сыновей Че. Так было в Боливии, где важную роль в «охоте» на Гевару и его отряд сыграл «лионский мясник», эсэсовец Клаус Барбье, укрывавшийся в тех краях. Так было, уже посмертно, в Чили, где при правительстве Сальвадора Альенде был поставлен памятник Че; фашистские террористы, продолжая с ним воевать, не раз взрывали памятник, а после пиночетовского переворота отправили его в переплавку.
Едва ли случайное совпадение видится и в том, что именно в канун дня памяти Че, в такой же, как сегодня, день 6 октября 1976 года, фашистские террористы из антикубинской мафии совершили одно из тягчайших преступлений – взрыв в воздухе кубинского самолета у берегов Барбадоса.
Че с нами и сегодня, когда империалистическая реакция во всем мире пытается реабилитировать преступления фашистов и их пособников, реанимировать фашистское чудовище, надеясь вновь использовать его против прогресса и мира. Во всем капиталистическом мире это не может не отражаться на восприятии наследия Эрнесто Че Гевары. Империалистическая идеология переходит от попыток коммерческого присвоения образа Че к его тотальной «зачистке» как части «декоммунизации» неофашистского толка. Ещё при жизни Че изображали «красным чудовищем», «экстремистом» и «террористом», что и послужило «обоснованием» его убийства без намека на следствие и суд. Теперь враг старается заново запустить ту же модель демонизации Че, как и других героев антиимпериа-листических революций. Таким путем расчетливо отравляют сознание молодежи, не исключая, к сожалению, и части ку-бинской, рассчитывая ее руками нанести смертельный удар социализму. Ложь и клевета адресованы главным образом новым поколениям, для которых подлинные события середины XX века – уже не очень близкое прошлое.
В этих условиях трудно переоценить деятельность Центра исследований Че Гевары, в которой активно участвует наш любимый товарищ Алейда Гевара, для защиты памяти ее отца и правды о нем. Нельзя не согласиться с ее оценкой важности этой работы для воспитания молодежи, а также международных аспектов деятельности Центра, в частности решения ЮНЕСКО включить наследие Эрнесто Че Гевары в список культурного наследия человечества. Это, бесспорно, серьезная преграда на пути осквернителей исторической памяти, находящейся отныне под защитой международного права. Но для действенной защиты исторической правды и справедливости необходимы наши общие усилия.
Скажем в день памяти Че на языке, которым он говорил: ¡No pasarán! А к нему обратим слова, которыми на Кубе принято прощаться с героями: ¡Hasta siempre, comandante! Сейчас не день похорон, и не для нас первый смысл этих слов – «Прощай навсегда, команданте». Нам подходит другой перевод двух начальных слов – «До вечности», то есть «Ты с нами навеки». Сегодня, завтра, всегда.