д.и.н., профессор
На соотношение «бытия» и «сознания» общественность обращает осо-бое внимание в переломные периоды истории. Так было в кризисном состоянии начала XX в., такой период наступает и ныне. Характерно, что последняя международная конференция философов обсуждала проблему «Философия как наука и образ жизни». Необходимо подчеркнуть, что философия и история взаимосвязаны, и проблема соотношения бытия и сознания — и философская, и историческая.
«Бытие» и «сознание» — философские категории. Они составляют основу мировоззрения человека, его общего представления о мире и положении человека в нём. У физиков, а сейчас кризис и в физике, существует хорошее правило: «Прежде чем обсуждать проблему необходимо уточнить понятия».
Существуют два типа мировоззрения — мифическое, основанное на мифах (в том числе и религиозное) и научное, основанное на осмыслении опыта человеческой жизни, практики человеческой деятельности. «Я стою на точке зрения последнего», — так сказал великий философ XIX в. К. Маркс. С этих позиций написана и статья. Такое вступление необходимо потому, что ныне идёт наступление и религии, и либеральной мифологии на общественные науки, на диалектический и исторический материализм, на социалистическую идеологию и советскую историю в политических целях.
Философское понятие «бытие» — это реальная жизнь человека в реальном мире, «сознание» — это мыслительное представление о них. «Общественное бытие» — реальная общественная жизнь, а «общественное сознание» — представления людей об обществе, общественной жизни, общественных отношениях в данное время и в данном обществе. Бытие и сознание взаимосвязаны. Их взаимосвязь выражается научной философской формулой: бытие определяет сознание. Эта формула предусматривает не механическую связь, а диалектическую — во взаимовлиянии и в развитии.
Бытие и сознание меняются в течение времени. Взаимовлияние выражается в осмыслении бытия и принятии решения человеком на изменение характера жизнедеятельности или изменение условий бытия. В этих изменениях важно установить каково содержание того и другого и состояние их соотношения в сложившихся условиях жизнедеятельности.
Что включает понятие «общественное бытие» в современном мире? Это реальная экономика, экономические отношения внутри страны и международные экономические связи; социальная структура (классы) в данном обществе и в мировом сообществе; политический строй в стране и международные отношения; технические средства транспорта, связи и инфраструктура быта.
Общественное сознание — это комплексное представление общества, его образованного слоя и руководство государством, о бытии, условиях и жизнедеятельности общества, об общественных отношениях в государстве и мировом сообществе. Оно определяется: уровнем науки, обобщением опыта общественной жизни, уровнем образования людей, их личными впечатлениями и информацией — всем информационным полем, существующим у данного народа в данное время, а ныне — информационным полем мирового сообщества (Интернет).
Взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в жизни общества как в управляемой сложной социо-культурной системе (государ-стве) выражается в государственной политике и реакции общества на неё. Для адекватного руководства обществом необходимо знание объективного состояния общества. Если сознание руководства государством не адекватно бытию и тенденциям его развития, то «бытие» переходит в «битьё» обстоятельствами самой жизни. И битьё с болью для общества, а иногда и угрожающее существованию государства.
Примеров этому в истории много, приведу наиболее близкие и часто обсуждаемые в российском информационном поле. Политика Николая II в его «думской монархии», о которой мечтают нынешние монархисты, привела к Февральской революции. Политика Керенского с эсеро-меньшевистским руководством в Советах, её связь с интересами Антанты в Первой мировой войне привела к Октябрьской социалистической революции. Мыслители, оценивая опыт многих революций в истории, сделали вывод: «Революции готовят руководители государства, а революционеры её только исполняют». Нынешние попытки в российской историографии пересмотреть историю трёх русских революций, объединив Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г. в одну с «нейтральным» названием «Русская революция», без указания её социального содержания — приём фальсификации истории по заказу диктатуры буржуазии, действующей под видом демократии.
Сейчас наступает переломный период мировой истории и истории России в связи с развёртывающимся глобальным кризисом мировой капиталистической системы, в которую включена Россия своей экономикой периферийного капитализма и «партнёрской» внешней политикой. Общественная мысль ищет пути как избежать «битья» или его ослабить, что надо для этого изменить. Решать эту задачу адекватно к изменяющемуся бытию нельзя, не оценив опыта жизни в предыдущем историческом процессе, не определив объективных тенденций развития общества.
Как историк и современник XX века, кратко изложу ход общественных процессов в период после Второй мировой войны до сегодняшнего дня — с 1945 по 2020 год. Победа Советского Союза над фашизмом как наиболее реакционной формой империализма, — это победа советского социализма над империализмом в Европе и Азии. Она определила ход истории в последующем 75-летии. Но в нём выделяются два крупных периода: первый 1945–1991 гг., второй 1991–2020 гг.
Основное содержание общественного бытия в первом периоде включало создание после Второй мировой войны двух социальных мировых систем: всемирно-монополистического капитализма во главе с США и формирование мировой системы социализма во главе с СССР. В течение 46 лет шло соревнование и борьба двух систем в условиях НТР и ведения холодной войны США с угрозой ядерного нападения на СССР. В этих условиях Советский Союз опережал по темпам развития мир капитализма в экономике, научно-техничес¬ком прогрессе и культуре. Своей военной мощью он обеспечил стратегическое равновесие и сохранение мира. Это исторический факт, это исторический опыт.
Но молодая мировая социалистическая система сложилась из государств со слабо развитой экономикой, понёсших к тому же в ходе войны огромные потери и военную разруху. Она не смогла выдержать экономического соревнования с мировой системой капитализма. В СССР произошло отставание в развитии как производства, так и качества предметов массового потребления и инфраструктуры быта по сравнению с Западом, эксплуатировавшим III мир.
Важно отметить, что в общественную жизнь этого периода вошёл новый этап технологической революции. Он дал эффективные средства передачи информации и её воздействия на сознание и психологию человека — TV, Интернет. Развитие науки психологии предоставило возможность разработать формы информации, способной управлять психикой и мышлением человека. Сочетание такой информации с TV и Интернетом стало инструментом зомбирования человеческого сознания, управления эмоциями и поведением людей. Это стало трагедией человечества, телевидение и Интернет из «чуда» превратилось в «чудовище», в средство управления человеком, средство его порабощения.
Мозговые центры США использовали эти возможности в холодной войне с социализмом. Отставание СССР в борьбе с этой угрозой позволило Западу изменить общественное сознание у значительной части населения СССР и соцстран против социализма и главное — у части их руководства, подкупить их для разрушения социалистического общественного строя изнутри.
Клеветнический антисталинизм Хрущёва и его неадекватная реальной обстановке политика в 60-е гг., а затем догматический застой в обществен-ных науках с «разрядкой» в идеологической борьбе с Западом стареющего Брежнева в 70-е–начале 80-х гг. привели к «перестройке» Горбачёва с группой предателей и к разрушению СССР, к «бархатным» революциям в странах Восточной Европы. Произошла «величайшая геополитическая катастрофа», изменившая мир.
Второй период 1991–2020 гг. После разрушения СССР в 1991 г. и социалистического строя военным госпереворотом Ельцина в 1993 г. началось «битьё» народов России и отделившихся государств разрушительными процессами в экономике и их ассимиляции в мировую систему капитализма в однополярном мире под эгидой США. Обломки СССР и страны Восточной Европы превращаются в сырьевые придатки западного капитала и рынки сбыта его товаров с деиндустриализацией и утратой перспектив самостоятельного экономического развития. Вместо обещанного «процветания» прошло повсеместное обнищание населения, деградация образования и культуры. Создан олигархический компрадорский слой и многочисленное коррумпированное чиновничество. К примеру, в России в 2000 г. был 1 миллиардер, а в 2019 — более 100 (только легальных), воруют миллиарды рублей, а численность чиновников стала значительно выше, чем численность госаппарата всего СССР. Особо опасным становится деградация образования, дебилизация молодёжи малограмотной, с агрессивным эгоизмом и клиповым зомбированным мышлением.
Согласно исследованиям независимых учёных — экономистов и социологов разрушения социалистической экономики и ассимиляция республик СССР и стран Восточной Европы предоставили капитализму за счёт их ограбления 20 лет отсрочки от глобального системного кризиса. Однако империализм, охвативший весь земной шар, дошёл до пределов расширения, что ранее составляло источник роста экономики. При этом США утратили роль лидера в мировом производстве, их доля упала с 40% до 18%. Китай в это время вышел на I место.
Общий вывод крупных независимых учёных-экономистов как в России, так и на Западе состоит в том, что капитализм как способ производства и как социально-экономическая система исчерпал свои возможности. Последние 10 лет, впервые в истории, идёт постоянное падение мировой экономики на 1–1,5% в год, и развивается глобальный системный кризис, который неизбежно вызовет социальные взрывы. Необходима новая социально-экономи¬ческая система (как принято называть, «модель») экономического и социального устройства общества, адекватная новым условиям бытия. Тем более что в развитых странах начался переход к шестому технологическому укладу.
На конференции стран БРИКС в Йоханнесбурге их лидеры отметили основные черты новой технологии производства, которые изменят характер экономики: в энергетике — переход от углеводородов к возобновляемым источникам; в производстве и услугах — к замене человека роботами; в управлении производством — к искусственному интеллекту. Новый технологический уклад вызовет дальнейшее сокращение рабочих мест, увеличит безработицу в капиталистической системе, обнищание народа и обострение социальных противоречий.
Нарастание глобального кризиса признают уже и лидеры стран «два-дцатки». На саммите 21–22 ноября 2020 г. в Саудовской Аравии президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что начался «системный экономический кризис, который современный мир со времён Великой депрессии, наверное, ещё не знал… главным риском остаётся массовая, долговременная безработица с последующим ростом бедности и социальной неустроенности». Однако лидеры надеются, что им удастся «этого не допустить», и главное внимание уделили проблеме борьбы с пандемией Ковид-19.
Следует отметить, что политическое руководство капиталистического мира и их СМИ стараются убедить общественность, что экономический кризис вызван, якобы, мерами борьбы с пандемией. Но факты показывают, что кризис начался ранее, а эпидемия его лишь ускорила. Более того, данные эпидемиологов утверждают, что опасность Ковид-19 значительно преувеличена и нагнетание страха совершенно излишне. Некоторые социологи и политологи полагают, что меры изоляции используются властями для подавления социальных возмущений и массовых выступлений против системы капитализма в условиях нарастающего её кризиса.
В мировом сообществе всё больше распространяются левые идеи, на Западе в последнее десятилетие наиболее читаемой книгой стал «Капитал» К. Маркса. Пример Китая, Вьетнама, Кубы, идеи социализма становятся всё более привлекательными. В ответ на это буржуазные политики и идеологи реанимируют фашизм в различных его формах. В информационном поле нагнетается антикоммунизм, антисоветизм и русофобия. Поднимается и организованное неонацистское движение, возрождается шовинизм под видом патриотизма. Наиболее показательные примеры — Украина, Прибалтика, Польша. Этот процесс выходит и на уровень международных организаций. Президент США Д. Трамп не раз с трибуны ООН заявлял, что его цель «уничтожение социализма», а в последний год своего президентского срока объявил коммунистическую партию Китая «врагом мира», аналогично рейгановскому объявлению СССР «империей зла».
Развитие фашизма в США — опасная тенденция, зародившаяся уже в ходе Второй мировой войны. Она тщательно скрывается буржуазной идеологией и историографией. Это социально-политическое явление получило развитие во второй половине XX в. в ходе холодной войны против СССР и стран социализма. Внезапная смерть Рузвельта в конце Второй мировой войны привела к власти Г. Трумэна, выразителя интересов профашистских кругов в Америке. Американский фашизм, получив атомную бомбу, начал борьбу за мировое господство. Первым актом стало применение атомного оружия против мирного населения японских городов Хиросима и Нагасаки без военной необходимости. Холодная война против СССР с угрозой ядерной агрессии стала ведущей линией в политике всех последующих президентов. Автор в своём труде проследил развитие американского фашизма от Трумэна до начала президентства Д. Трампа[1] .
Американский фашизм имеет ту же социальную сущность, что и национальные формы фашизма 1930-х гг.: германский фашизм — нацизм, японский фашизм — милитаризм, итальянский фашизм. Это диктатура крупного капитала, стремящегося утвердить мировое господство с порабощением народов мира. Формы этого господства могут быть разными, а идеология и способы идентичны, включая геноцид, немецкому, японскому, итальянскому. Тем более что американский фашизм в качестве «трофеев» использовал «наработки» гитлеровских и японских военных преступников, «специалистов» по антисоветской пропаганде, психологов, разработчиков биологического и химического оружия и всю агентурную сеть в разных странах. Это «наследство» используется с применением современных достижений науки и техники. Преемственность англосаксов у германского фашизма отметил И.В. Сталин уже в 1946 г., когда Черчилль объявил о начале холодной войны против СССР[2] .
В ходе холодной войны против СССР и стран социализма государственная система и всё общество в Соединённых Штатах Америки фашизировались. Ведущий идеолог холодной войны, ярый антикоммунист и русофоб З. Бжезинский (многолетний советник американских президентов), в книге «Технотронная эра» писал: «Скоро станет возможным осуществить контроль за каждым гражданином… Существующие власти будут заменены учреждениями по управлению предкризисными ситуациями, задачей которых будет упреждающее выявление социальных кризисов и разработка программ управления этими кризисами». Как видно, американский фашизм готовился к современному кризисному состоянию. Важно подчеркнуть его утверждение: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Этому подчинена мировая пресса сейчас.
Социологи США изучали фашизм как американское социально-полити¬ческое явление, имевшее своих исторических предшественников. В американской печати прямо называли президента Буша-младшего фашистом и указывали, что Буш-старший был сторонником Гитлера. Этот Буш был и директором ЦРУ длительное время. Американские социологи исследовали американский фашизм как в маккартистском варианте у республиканцев (Р. Пакстон. «Анатомия фашизма»), так и у либералов — демократов (Дж. Голдберг. «Либеральный фашизм. От Муссолини до Обамы»).
В отечественной литературе, к сожалению, нет подобных работ, а сам термин «американский фашизм» не получил признания и распространения (по причинам «политкорректности» к «партнёрам»). Но американский фа-шизм есть реальное бытие современности. И бытие опасное, грозящее «битьём», в том числе и военным.
В 1971 г. американский социолог Джил Грин сделал вывод: «Либо страна будет двигаться к миру и в направлении социализма, либо она будет втянута в одну из американских форм военно-фашистско-расистского правления, ведущего к угрозе всемирного холокоста». Современная ситуация по выборам президента США показывает, что эта альтернатива не утратила актуальности.
Важно учитывать особенность современного американского фашизма. Создавая имидж «образцового демократического государства», передавая на выборах власть от одной партии к другой, он сохраняет свою сущность — диктатуру крупного капитала, стремящегося к мировому господству и порабощению других народов — ныне к «технотронному рабству» (по Бжезинскому).
В центр современного общемирового бытия вышло противостояние американского фашизма, стремящегося сохранить капитализм как мировую систему во главе с США, и социалистического Китая, начавшего создавать зону экономического партнёрства, сочетающую развивающийся социализм с многоукладной экономикой в международных экономических связях (ВРЭП). Мировой экономический кризис обостряет это противостояние.
Как свидетельствует история XX в., империализм ищет выход из кризиса в масштабной войне. Так было в Первой и Второй мировой войнах. Фашизм видит в войне свою основную задачу. В современных условиях это несёт смертельную угрозу человечеству, т.к. способы ведения войны имеют оружие массового поражения — от вирусов до водородных и нейтронных атомных зарядов, а фашистское порабощение — от геноцида до превращения человека в биоробота с зомбированием сознания СМИ и электронным воздействием на его мышление и психику.
Нарастающий мировой экономический кризис и противостояние США Китаю создают обстановку, аналогичную обстановке 1938 г., когда Германия и Япония, рвущиеся к мировому господству, угрожали СССР, считая его своей первой главной добычей. В противостоянии США и Китая Россия объективно играет важную роль. Военная мощь России, унаследованная от СССР, в союзе с Китаем — главный сдерживающий фактор агрессии американского фашизма, стремящегося к мировому господству, независимо от того, какая из двух партий у власти. Это хорошо понимают обе формы американского фашизма. В течение всех 75 лет усилия американской дипломатии были направлены против этого опасного для них союза. Стремление противопоставить две великие державы друг другу в «партнёрстве» одной из них с США — давний приём американской внешней политики.
Эта политика проводится и ныне. Поклонникам «партнёрства» с «демократической Америкой», как в России, так и в Китае, следует напомнить, что мышление американского бизнеса признаёт партнёрство лишь в виде «коня и всадника». Всадник, понятно, это США. Но если на коня рассчитывает второй всадник, то «Боливар двоих не вынесет» (по О. Генри).
Ельцин с Гайдаром, Черномырдиным и Чубайсом старательно исполняли в партнёрстве с США роль коня, спасали от кризиса США и капитализм. Путин в первое президентство подключился к кампании борцов с исламским терроризмом в Афганистане совместно с Бушем-младшим. Но когда Россия стала защищать своё положение великой державы, она вошла в ряд главных стратегических противников США. Это объективно, и надеяться на «партнёрство» вторым всадником с США наивно или хуже.
Как великая мировая держава Россия может выполнить в противостоянии США и Китая свою роль, только если обеспечит прочность своего государства. В этом, как отмечают компетентные аналитики, главная опасность в современных условиях. Угроза прочности государства — главная опасность и для России, и для Китая. На подрывную деятельность в этих странах США направляют огромные средства и используют внутренние подрывные силы («пятая колонна»).
В России с кризиса 2007–2008 гг. продолжается падение производства и увеличивается обнищание населения вопреки официальной статистике. Покойный экс-председатель Госкомстата В.М. Симчера в своих статьях показал фактические данные в опровержение официальных. Обстановка ухудшается с эпидемией Ковид-19. Кризис развивается не от пандемии (вопреки пропаганде), она лишь ускорила его, а карантин — удобный способ бороться с массовыми протестами и сохранения власти чиновничества.
Необходимо менять общественную систему. Попытки «изменить ничего не меняя» безуспешны, хотя по ироническому замечанию покойного Жванецкого — «а мы будем». Историческая ситуация внутри страны становится аналогичной началу XX в. Эту реальную ситуацию изложили многие учёные на страницах оппозиционных газет, но их распространение блокируется и забивается хаосом противоречивой и ложной информации в СМИ и Интернете.
Общественная мысль в России ищет новые типы экономического и со-циального устройства и новой идеологии в условиях XXI в. Но есть опыт выхода из кризиса на путь прогрессивного развития. Это опыт 70-летнего СССР и 30-летия быстрого развития Китая. Ему соответствует и общее «полевение» общественного сознания как в Европе и в США, так и в России. Вывод один — вне социализма выйти из кризиса и создать устойчивое развитие общества невозможно.
Опыт истории свидетельствует, что идеология не существует без пред-ставлений о прошлом и будущем, о целях общественной жизни. Чувство патриотизма базируется на гордости за прошлое и уверенности в будущем своего Отечества. Советский патриотизм, воспитанный на социалистической идеологии социального равенства, равноправии и братстве народов, стал основой прочности государства и главным фактором победы СССР в Великой Отечественной войне. Это неопровержимый опыт истории.
Для выработки современной модели социализма необходимо объективно представить опыт истории и сделать из него научные выводы для решения назревших общественных проблем, в соответствии с конкретными условиями бытия начала XXI века. Такова задача современного общественного сознания. От её решения и проведения адекватных преобразований зависит уже ближайшее будущее.