А. Домарксистская методология познания общества.
1. Идеалистическое понимание общества. Почему?
- Видимость сознательного соединения людей в общество.
- Видимость сознательного характера истории.
- Общественное разделение между умственным и физическим трудом (главная причина).
2. Метафизичность представлений о «природе человека» как вечной, прирожденной.
Чего не было в понимании общества до Маркса, это диалектики.
Б. «Первое великое открытие Маркса» (и Энгельса).
1. Исходный пункт – «существование живых человеческих индивидов», естественная необходимость поддержания жизни и продолжения рода («Немецкая идеология»).
-«Я мыслю, следовательно, существую»? (Декарт)
- Прежде чем мыслить, людям надо жить (марксизм).
Что исходно – общественное производство, труд? До этого еще дожить надо.
2. Логический исходный пункт: жизненно необходимое потребление – простейшее отношение, «клеточка» общества (В.А. Вазюлин, «Логика истории»):
- Потребности людей – движущее начало общества.
- Исходно биологическое начало потребностей.
- Затем биологическое в «снятом», преобразованном виде включается в общественное. Потребности очеловечиваются, но воспроизводство биологической жизни остается основой.
3. Исторический исходный пункт – присваивающее «хозяйство»: собирательство, охота, рыболовство.
В. Главный фактор очеловечивания предков людей – начало производства средств к жизни, вначале орудий добычи.
Открыт К. Марксом и Ф. Энгельсом (догадка – в «Немецкой идеологии», концепция – в «Роли труда…»).
Орудия – начало «второй природы».
2.Труд – пока в тенденции, но эта тенденция ведущая.
Изготовление орудий детерминировало заключительный этап естественного отбора, возникновение организма Homo sapiens (рука, мозг), и в связи с ним – возникновение сознания и речи (целеполагание, зачатки абстрагирования).
3. Производство самих людей – важнейший фактор на начальных этапах истории (Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).
Синкретический (слитный, нерасчлененный) характер производства средств к жизни и производства людей.
4. Родовой строй и «матриархат» (еще не было ни господства, ни власти, ни собственности). Открытия Е.Н. Харламенко.
- Основополагающая роль собирательства + домашнего хозяйства (вплоть до «ойкос-номос» Аристотеля), периферийная роль охоты – база естественного разделения труда по полу и возрасту, в т.ч. «матриархата».
- Дуально-родовая экзогамия: род, фратрия, племя.
- Род как ядро общины (=род с переселенцами из других родов).
- Всякая община = естественно возникшая общность (в ней общественное еще не вполне выделилось из природного).
Г. Появление производительного отношения к природе – сущности общества.
1. Появление производящего хозяйства – земледелия и скотоводства.
«Вторая природа» растет, но еще подчинена первой.
- Вписывание раннего хозяйства в природную среду.
2.Появление излишков средств к жизни – избыточного продукта (превышает жизненный минимум, не достигая жизненного оптимума), но еще не прибавочного:
- Излишки не могли быть сразу присвоены меньшинством (по обычаям перераспределялись в роде и общине).
3. Главный (?) предел первобытнообщинного строя – локальный масштаб (цепные связи). Догадки об этом у Энгельса.
4. Начало общественного (пока еще природно-общественного) разделения труда между земледелием и скотоводством, затем – выделение ремесла. Сначала между родовыми общинами.
- Возникновение иерархии общин и зачатков обмена.
- «Периферийное» по отношению к роду положение мужчин становится решающим преимуществом.
5. Патриархальный переворот – важнейшая предпосылка отрицания первобытнообщинного строя (концепция Е.Н. Харламенко).
- Насильственный слом материнского рода – «всемирно-историческое поражение женского пола» (Ф. Энгельс) и всего первобытнообщинного строя.
- Производство средств к жизни начинает подчинять себе производство людей. Семья против рода.
- Отношения людей друг с другом начинают обособляться от отношений людей с природой.
- Возникает феномен отчуждения: объективные последствия преобразующей деятельности людей все больше отрываются от них, остаются не познанными ими, выходят из-под их контроля.
- Возникает феномен господства и насилия людей над людьми.
Д. Развитие общества как естественно-исторический процесс (Основные моменты диалектико-материалистического понимания общества):
1. Человек и человечество неразрывно связаны с природной средой.
2. Человечество имеет естественное происхождение, его исходный пункт – биологический естественный отбор.
3. Сущность человека – активное преобразование природной среды, производительное отношение к природе; эта сущность не неизменна, а исторически подвижна, она постепенно подчиняет биологическую основу и преобразует ее, но не может быть свободна от нее (ни в природе, ни в человеке).
4. Взаимодействие людей с природой носит общественный характер.
«Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность (ансамбль) всех общественных отношений» (К. Маркс, «Тезисы о Фейербахе»).
5. Взаимодействие отношений людей с природой и отношений людей друг с другом диалектически развивается от первоначальной слитности к противоречию и его разрешению.
6. Определяющая роль отношений людей с природой воплощается во «второй», искусственной природе и неразрывно с нею связанных знаниях и умениях, усваиваемых и обогащаемых новыми поколениями. «Опредмечивание и распредмечивание» «второй природы» составляет культуру общества.
7. Важнейшая (на переходных этапах – ключевая) роль масштаба и типа взаимодействия между людьми. Расширение масштаба взаимодействия.
8. Общественно-практическая сущность человека определяет сам феномен сознания и характер осознания людьми как природы, так и общества.
9. Общественное бытие (= отношения людей друг с другом, обусловленные их отношениями к природе) определяет общественное сознание (= осознание людьми своих общественных отношений) с самого начала их выделения из первобытного синкретизма.
10. Две стороны естественно-исторического процесса:
- противоречивое взаимодействие природы и общества;
- развитие общества происходит по объективным законам, в известном смысле естественным, т.е. таким, которые подобно законам природы не зависят от степени осознания этих законов людьми, от чьей-либо воли и желания; напротив, сами эти законы определяют возможность, степень и формы их осознания.
Е. Структура общественного производства (оформляется в эксплуататорских обществах, вначале не вполне не отчленена от естественно возникшей основы).
1.Производительные силы (ПС) – выражают отношения общества с природой:
- предмет труда;
- средства труда;
- трудящиеся люди с их знаниями и навыками.
Главный элемент ПС в рабовладельческой Древности – люди, в феодальном Средневековье – предмет труда (земля), в эпоху капитализма – средства труда.
2.Производственные отношения = собственность в широком смысле: выражают отношения людей друг с другом в процессе общественного производства.
Система ПО включает:
- общественное разделение труда (не естественно возникшее);
- важнейшая его форма – между умственным (постановка целей, организация) и физическим (исполнение) трудом – ставит большинство трудящихся в подчиненное положение;
- оно определяет распределение предметов потребления и
- распределение предметов и средств производства (все важнее) = отношения собственности в узком смысле.
3.Способ производства (СП) = единство ПС и ПО всемирно-исторического масштаба, сущность общественного производства.
4.Социально-экономический уклад – частная, специфическая разновидность ПО в их единстве с ПС.
В конкретно-историческом обществе существуют различные уклады, в том числе остатки старых или зачатки новых СП, но их сохранение или зарождение есть тоже проявление сущности господствующего СП.
5.Диалектика ПС и ПО: вначале ПО способствуют развитию ПС, затем сдерживают его, если не меняются вовремя – грозят подорвать.
До сих пор в истории ПО всегда приводились в соответствие с уровнем и характером ПС.
Литература.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Глава I. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений.
- Энгельс Ф. Развитие социализма из утопии в науку.
- Ленин В.И. Карл Маркс/Материалистическое понимание истории.
- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Эмпириокритицизм и исторический материализм. Глава VI. 2.
- Вазюлин В.А. Логика истории. Часть II. Гл. 1-3.