В России второй пол. XIX в. православная идеология претерпела значительные изменения: среди образованных богословов все отчетливее обнаруживалась появившаяся уже в XVIII в. склонность к философии: с начала XIX в. в стенах духовных академий формировалась и эволюционировала русская религиозная философия, призванная защищать основы православной веры средствами главным образом западной философии. В ее рамках разрабатывалась и соответствующая философия религии[1]. Продвигаясь от вольфианства, учений Якоби, Шлейермахера, Фихте, Шеллинга, к Канту и Гегелю, она нередко конфликтовала с опасными для их веры идеями; при этом игнорировала отечественную философсконатуралистическую традицию в лице М. В. Ломоносова, Д. С. Аничкова, А.Н Радищева, которую в XIX в. восприняли декабристы и революционные демократы. Эта линия отвечала духовным запросам своей эпохи, чем во многом объясняется сила ее влияния на общественное сознание. Не миновало это влияние и деятелей православной культуры[2]. В периодических православных изданиях этого времени, в сочинениях отдельных представителей духовенства проявилось несогласие с некоторыми аспектами официальной церковной идеологии и практики[3], и выражалось в таких, например, действиях и идеях, как восприятие и внерелигиозное использование достижений западной исторической, философской и религиоведческой мысли; следование историческим (научным) методам исследования Библии, соответственно, применение при этом светской терминологии[4]; признание необходимости связи религии и науки, подчеркивание позитивного характера последней[5]; проповедь терпимости к инакомыслию, в том числе к ересям; обличение монашества, разрыва между жизнью церковной иерархии и материально бедствующего сельского духовенства (элементы антиклерикализма); в соответствии с этим — стремление соединить церковную иерархию с народом[6]. Подобная деятельность отклонявшихся от ортодоксии религиозных философов способствовала распространению свободомыслия в общественном сознании России того времени.
Однако до сих пор не изучено наследие Владимира Владимировича Плотникова (архим. Борис, епископ Ямбургский) (1855–1901), среди всех духовных академиков наиболее приверженного научным методам исследования. В Интернете и в ряде сочинений прошлого и нашего веков есть немало сведений о нем, — главным образом, справочного, биографического характера[7], однако, специальные исследования его творчества, имеющие научное значение, насколько мне известно, отсутствуют [8]. Творчество Плотникова весьма разнообразно: здесь есть и сочинения религиозного характера, и работы, в которых содержатся светские, вольнодумные рассуждения, иными словами, элементы свободомыслия. Известно, что В. В. Плотников рано проявил необычайные способности: уже в семинарии он писал сочинение о сравнительной мифологии Макса Мюллера[9], а Мюллер, как мы знаем, религиовед светский. Он считал необходимым объективно и уважительно относиться к любой религии; к тому же плодотворно использовал сравнительно-исторический метод; и то, и другое было усвоено юным исследователем. Дальнейшее образование Плотников получил в Казанской духовной академии. Обратим внимание на то, что в томской семинарии, где стал работать Плотников в начале 1880-х гг., он преподавал историю русской литературы, словесность и логику, т. е. светские дисциплины. В 1884 г. он стал доцентом кафедры метафизики в КазДА, а в следующем году защитил магистерскую диссертацию «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности». Плотников принял монашество; был ректором Киевской духовной семинарии, а затем дважды (с перерывом в несколько лет) — ректором СПДА. Эти обстоятельства обязывали его не выходить из пределов христианского учения. В любом случае Плотников был чужд богословского догматизма[10].
«Исследователь должен ясно представлять физико-географические, социальные, политические и культурно-исторические условия. Нужен и сравнительный метод, который содействует раскрытию общих законов и типов исследуемых явлений. И тогда строить философию истории литературы»
Но нас интересует вклад мыслителя в историю русской вольнодумной культуры. И тут оказывается, что некоторые сочинения Плотникова по своему идейному содержанию, по духу мало чем отличаются от работ революционных демократов. Удивительно, но все суждения автора ярко демонстрируют его осведомленность в области социальных знаний. В 1888 г. в «Филологических записках» вышла его статья, посвященная методологическим вопросам изучения литературы. Задачи научной теории литературы, пишет Плотников,— «раскрыть общие факты и законы происхождения и развития литературы». Происхождение литературных произведений «обусловлено социальными отношениями». Плотников характеризует литературу как «особый разряд социальных явлений», «особую функцию социального организма». Она коренится, пишет автор, с одной стороны, в свойствах человеческой организации, с другой — обусловлена средой, в которой живет известный народ, в особенности — социальным состоянием последней[11] ... Мысль о плодотворности научного метода познания явлений духовной жизни в их связи с материальными факторами и в их внутренней связи он обосновывал и в другой работе. Так, возникновение и развитие культуры обусловлено, по мнению Плотникова, природой страны, где живет тот или иной народ, а также «его общим умственным и социальным состоянием и развитием». «Исследователь должен ясно представлять физико-географические, социальные, политические и культурно-исторические условия. Нужен и сравнительный метод, который содействует раскрытию общих законов и типов исследуемых явлений. И тогда строить философию истории литературы»[12]. Наверное, Плотников считал пригодными эти методы и в отношении философии религии. При чтении его слов о возникновении христианства невольно вспоминается Ф. Энгельс: «Всеобщая деморализация общества никогда не достигала такой ужасающей степени, как во времена римской империи… Гнилое, разваливавшееся здание социальных порядков требовало радикальной перестройки» [13].
Примечательно, что говоря о необходимости изучения явлений в их внутренней связи, применяя этиологический принцип, Плотников обронил фразу: «Напротив, телеологическому принципу должно быть придаваемо как можно меньше значения» [14]. Интересны его суждения о том, что умственное развитие народа зависит «от государства и вообще социального быта», а также от того, «благоприятствует оно (государство. — З. Т.) свободе мысли или препятствует ей». «Свобода же мысли составляет одно из существенных условий успешного развития умственной деятельности» [15]. Можно предположить, учитывая высокое положение нашего мыслителя в церковной иерархии, что подобные идеи могли оказывать благотворное влияние и на часть «духовных академиков».
В то же время Плотников написал «Общее введение в круг богословских наук» (Киев, 1890), цель которого — «дать руководство к богословию прогрессивному и научному в противоположность схоластическому и шаблонному» [16]. В известной мере эта цель находилась в русле исканий таких западных религиоведов второй половины XIX в., как М. Мюллер, Шантепи де ла Соссе, К. Тиле. Мыслитель исходил из того, что «толчок разработке богословия дал Шлейермахер» с его «могучим охватом целого, логической постановкой проблем». Из русских богословов он рассмотрел творчество Макария Сидонского. Уже обращение Плотникова к раскрытию разных философских взглядов на религию и теологию, начиная с Платона и Аристотеля, Цицерона и Лактанция, через Григория Богослова, Абеляра, Фомы Аквинского, — к Канту («Религия в пределах только разума»!), Фихте, Шеллингу и Гегелю, М. Мюллеру, Пфлейдереру, Льюису, Спенсеру и Конту, свидетельствовало о том, что он стремился направить русскую богословскую мысль на путь философских (в значительной мере — светских) интерпретаций религии, и уже в этом состоялся вклад мыслителя в религиоведение, как и его анализ истории учений о соотношении веры и разума. Он четко выделил элементы религии, которую определил как «восприятие супранатурального», «одну из форм знания», которая вызывает религиозное чувство, религиозную деятельность, религиозную способность. И надо было обладать интеллектуальным мужеством, чтобы сказать, ссылаясь в этом сочинении на высказывание «великого естествоиспытателя Хаксли» (Гексли) о том, что право на название науки имеет только та отрасль знания, которая развивается в соответствии с общенаучным методом,— «даже имеющая дело с областью супранатуральных фактов». Мыслитель, видимо, шел к преобразованию богословия в науку о религии, называя богословие наукой, «систематизирующей и исследующей факты», притом не только о христианстве, но и о других религиях. Классификация им богословских наук подтверждает направленность его взглядов на расширение «круга богословских наук». Обстоятельным историко-философским исследованием Плотникова является его «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности» (1885–1890).
Поражает обширная эрудиция автора, глубокое знание оригиналов сочинений христианских апологетов, введение в оборот русской патрологии многих сочинений западных исследователей, что позволяло вкупе с основательным анализом всего этого материала выработать относительно объективный взгляд на эволюцию ранней христианской мысли. Блестящее знание античной культуры позволило ему увидеть и специально выделить в сочинениях апологетов те ее элементы, которые, по его мнению, обогащали христианскую мысль, способствовали развитию образования последователей христианства. Подчеркивание значимости подобного рода фрагментов, видимо, имело целью обосновать в условиях того времени необходимость реформ в системе церковного образования, призванных включения в него сокровищ античной светской культуры. С нескрываемой симпатией Плотников относился к тем христианским апологетам, творчество которых, по его мнению, было пронизано духом античной культуры. Это прежде всего мыслители Александрийской школы[17]. Тит Флавий Климент и Ориген. Так, выявляя смысл понятия «знание» у Климента Александрийского, Плотников отмечает, что мыслитель «в этом случае держится не христианской, и вообще не религиозной точки зрения, а чисто философской», что, несмотря на полемику с эпикуреизмом, «эпикурейская философия имела на него значительное влияние». Ориген же, не канонизированный церковью, признается «величайшим учителем древней церкви», «величайшим ученым». Его примером, пишет он далее, «опровергается мнение противников классического, греко-римского образования о его вредном влиянии на христианскую нравственность»[18]. В то же время упадок древнего классического образования в VI в., «обусловленный самым складом тогдашней социально-политической жизни в греко-римской империи», а также внешними обстоятельствами (нашествия варваров, мусульман), привел «к общему упадку просвещения на востоке и западе греко-римской империи»[19]. Исходя из этого Плотников предлагал шире внедрять в сферу российского образования достижения античной культуры. Ведь «все лучшие, возвышеннейшие стороны и проявления человеческой природы, чувство красоты, стремление к истине, идея права — нашли для себя прекрасное и многостороннее выражение в деятельности классических народов». Ясно, что воплощение этих суждений в жизнь могло открыть путь к широкому светскому, научному образованию. Не случайно его смелые взгляды подверглись критике со стороны духовно-академических профессоров; один из них писал: «в сочинении архим. Бориса очень слаб богословский элемент»; он, «видимо, основывается на теории эволюции»; «значит, патристика — это отжившая форма церковного сознания?»[20] . Плотников завершает свою книгу весьма актуальным для судеб современного российского образования суждением: подобно тому, как христианские философы рекомендовали современное им античное образование и науку, так и «общее образование юношества в наше время должно иметь также современный характер, т. е. основываться на изучении новейших классических литератур и важнейших предметов современного научного знания» [21](выделено В. В. Плотниковым). Отечественным историкам свободомыслия еще только предстоит открытие этого огромного материка творческой мысли — философского наследия В. В. Плотникова. И не только этого. Следует изучать наследие религигиозных философов, как это сделал архимандрит Борис, с целью обнаружения в нем плодотворных зерен свободомыслия.
Примечания
- См. об этом информативную статью: Антонов К. История изучения религии в духовно-академической традиции в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2011. Вып. 1 (33). С. 39–55. ↩
- Так, архимандрит Феодор (А.М. Бухарев), снявший с себя сан в 1863 г., положительно оценивавший журнал «Современник», считал лучшим в нем «горячую любовь к истине Белинского», «строгую правдивость Добролюбова», «искренность убеждений Чернышевского», — роману «Что делать?» он посвятил статью (Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев).О духовных потребностях жизни. М., 1991. С. 190). ↩
- Статьи оппозиционного характера, благожелательные обзоры работ западных секулярных мыслителй, рецензии на книги, например, Лекки, Дарвина, Фламмариона и др.печатались в журналах «Церковный общественный вестник», «Православный собеседник»,«Христианское чтение», «Православное обозрение», вызывая явное недовольство православных ортодоксов. По словам православного журналиста В. Аскоченского, «Церковныйобщественный вестник», пишущий о «злоупотреблениях наших архипастырей», «идетвпереди своих униженных и оскорбленных и, потрясая красным знаменем, кричит во всегорло: долой этих пашей в золотых шапках!» (Домашняя беседа. 1876. № 10). ↩
- В 1872 г. в Казанской духовной академии защищал диссертацию на соискание степенибогословия архимандрит Филарет, который «проанализировал книгу Иова как историческийпамятник, как произведение литературы». См. об этом: Гаврилин А. В. Филареты рижские:епископы Филарет (Гумилевский) и Филарет (Филаретов) — http:/www.amberbridge.org/Intell/02.pdf). Митрополит Киевский Арсений написал в Синод о том, «что диссертациянаписана под западным влиянием, что Филарет употребляет здесь неприличные слова, несвойственные богодухновенному характеру Книги Иова: комбинация, адвокатура, драма, прогресс, рельеф, риторическое подобие, манера изображать исторические факты…», и за-ставил Филарета «внести исправления» (Аскоченский В. Домашняя беседа. 1874. Вып. 15, 19). ↩
- Профессор богословия В. Рождественский, выступая в Санкт-Петербургском уни-верситете, сказал: «Никогда еще не поднималось так высоко победное знамя науки, какв наше время, … наука разрешила множество задач, считавшихся неразрешимыми… и онас гордостью и смело идет навстречу к новым, еще более сложным, задачам» (Церковныйвестник. 1875. № 7). ↩
- Калязинский священник И. С. Беллюстин критиковал институт монашества, «духов-ную администрацию»: по его словам, православное духовенство «никогда не отличалосьстремлением к жизненной правде и к законности действий» (Беллюстин И.С. Духовно-об-щественные вопросы // Русские общественные вопросы. СПб.: Изд-во П. А. Гайдебуроваи Е. И. Конради, 1872. С. 404–405. ↩
- Одна из последних публикаций (4.02.2015) о Плотникове: Н. И. Меняйлова «Еп. Бориc(Плотников) и его богословско-историческое наследие», в которой читатель может найтисведения о его жизненном пути и о содержании ряда его же сочинений. http://history-mda.publ/episkop_boris_plotni_120.html ↩
- Более того, к настоящему времени переиздана только «История христианского про-свещения в его отношениях к древней греко-римской образованности». Т. 1, 2. М.: URSS,2011; в Интернете нет электронных вариантов его работ. ↩
- Архимандрит Борис. О сравнительной мифологии Макса Мюллера. Изложение и критика новейшей лингвистической теории мифов. СПб., 1893. Эта работа — дополненноепереиздание упомянутого раннего сочинения, изданного в Воронеже в 1880 г. Здесь онотдает должное М. Мюллеру («освободил миф от его метафорической оболочки, определилего первоначальное значение» (с. 140), в то же время сам Плотников полагает, что «главное в образовании мифов — психические факторы, а не лингвистические» (с. 23), при этомсопоставляет позиции Конта, Фейербаха, Тэйлора, Куна, а также указывает на А.Н. Афана-сьева и Д.М. Щепкина, солидарных с М. Мюллером. ↩
- Это вызывало недовольство профессоров богословия. В 1886–1888 гг. Плотников былинспектором Московской духовной академии (МДА), читал студентам академии лекции.В воспоминаниях профессора богословия МДА Н. Н. Глубоковского он предстает как нику-дышный лектор, ученость которого — «дутая и чужая», «фигура — жалкая, манеры — неуклю-жей робости в непривычном и не пристававшем к нему монашеском одеянии…» (выделеномной. — З. Т.). См.: Богданова Т. А. Н. Н. Глубоковский и его воспоминания о МДА «За 30 лет» //Исторические записки. 2006. № 9. ↩
- Плотников В. В. Основные принципы научной теории литературы. Методологическийэтюд. Воронеж, 1888; Он же. Об изучении истории просвещения вообще и истории литера-туры в особенности. ↩
- Плотников В. В. Об изучении истории просвещения вообще и истории литературыв особенности. Воронеж, 1890. ↩
- Плотников В. В. История христианского просвещения в его отношениях к древнейгреко-римской образованности. От начала христианства до Константина Великого. М.,2011. С. 237. ↩
- Плотников В. В. Об изучении истории просвещения вообще и истории литературыв особенности. С. 29. ↩
- Там же. С. 18. ↩
- Архимандрит Борис. Общее введение в круг богословских наук. Киев, 1890. Оттиск изжурнала «Руководство для сельского пастыря». С. 6, 32–34, его собственная «классификациябогословских наук». С. 116–120. ↩
- В России наших дней главным специалистом в патрологии является В. Я. Саврей, издав-ший ряд таких фундаментальных трудов, как «Александрийская школа в истории философско-богословской мысли» (М., 2005, 2009); «Антиохийская школа в истории христианской мысли»(М., 2012); «Каппадокийская школа в истории христианской мысли» (М., 2012) и др. ↩
- Плотников В. В. История христианского просвещения в его отношениях к древнейгреко-римской образованности. От начала христианства до Константина Великого. М.,2011. С. 193, 213, 214. ↩
- Плотников В. В. История христианского просвещения в его отношениях к древнейгреко-римской образованности. От торжества христианства при Константине Великом доокончательного падения греко-римского язычества при Юстиниане (313–529). М., 2011.С. 490–493. ↩
- ВЪ. Критические заметки на книгу архимандрита Бориса // Чтения в обществе лю-бителей просвещения. 1891. ↩
- Плотников В. В. История христианского просвещения в его отношениях к древнейгреко-римской образованности. От торжества христианства при Константине Великом доокончательного падения греко-римского язычества при Юстиниане (313–529). С. 506. ↩