Как уходил Ильич

скачать книгу: [fb2] [epub] [mobi]

О книге В.Т. Логинова «Заветы Ильича. “Сим победиши”». М.: Алгоритм, 2017. — 624 с.

В минувшем — юбилейном году Великого Октября, увидело свет долгожданное продолжение научно-исторической ленинианы от выдающегося советского историка Владлена Терентьевича Логинова. Ранее были изданы «Владимир Ленин. Выбор пути. Биография» (2005) и «Неизвестный Ленин» (2010). Благодаря колоссальному опыту в исследовании этой темы В.Т. Логинов без сомнения является в ней на сегодняшний день авторитетнейшим специалистом. И единственным, продолжающим её разрабатывать в атмосфере тотального антисоветизма и ленинофобии, захлестнувших отечественную историческую науку, да и не только её. В новой своей книге В.Т. Логинов сосредоточил своё внимание на двух последних годах жизни и деятельности Владимира Ильича. День за днём, шаг за шагом следуя за своим героем, он подводит читателя буквально к последней роковой минуте жизни вождя, скрупулёзно, по крупицам собирая и анализируя ленинские мысли о будущем социализма в России-СССР.

Для историка, решающего столь масштабную задачу, необходимы не только виртуозное владение навыком работы с источниками, доскональное знание эпохи, но и соответствующий образовательный и культурный уровень, позволяющий работать с идейным наследием Ильича. Между тем, мы давно привыкли к тому, что о Ленине и большевиках берутся рассуждать люди, едва ли подозревающие о том, что большевизм стоит обеими ногами на почве социальной науки, и что большую часть жизни Ленин посвятил разработке теории социалистического строительства. Как видно, учёные степени и звания таких «лениноведов» не гарантируют интеллектуальной состоятельности и профессиональной пригодности. Зато они уже воспитывают новые поколения историков, и то, что учителя не сумели освоить из-за неспособности, для учеников представляется и вовсе не стоящим освоения. В результате великое наследие советского XX века в отечественной историографии предстаёт искажённым, бесцветным и унылым (что призваны компенсировать жупелы «трагедии Романовых» и большого террора, а также вынужденное, оторванное от социальной и идеологической почвы дежурно-пропагандистское прославление Победы).

 

Забытый, видимо, почти уже недостижимые для современного историка уровень и глубина владения материалом создают иллюзию переноса во времени и едва ли не непосредственного участия в описываемых событиях.

 

На этом фоне работа В. Т. Логинова, вводящая читателя в творческую мастерскую Ленина-учёного и Ленина-политика, представляется яркой вспышкой света, в которой захватывающе интересный материал вековой давности предстаёт в мельчайших деталях. Ленин умел самые сложные теоретические конструкции и политические идеи донести — а не адаптировать или популяризировать! — до рабочей и крестьянской аудитории. Логинов на страницах своей книги погружает нас в этот мир, проводя через заседания Съездов Советов, дебаты на Совнаркоме, ленинский рабочий кабинет. Забытый, видимо, почти уже недостижимые для современного историка уровень и глубина владения материалом создают иллюзию переноса во времени и едва ли не непосредственного участия в описываемых событиях. И, заметим, это без вульгарных волкогоновских «Ленин думал», «Сталин в тайне считал», и тем более пошлых радзинских заигрываний с историческими деятелями свысока. Подлинная история рельефно и осязаемо предстаёт через научное исследование. Отношение же автора к своему персонажу уважительно и честно, без мещанского стремления понежиться в лучах чужой славы или попинать мёртвого гиганта.

В. Т. Логинов показывает Ленина в труднейшую пору становления советского государства сразу после победы в Гражданской войне. Перед нами один за другим проходят труднейшие этапы этого становления, через голод, разруху, международную изоляцию, не налаженный госаппарат. В центре внимания — работа Ильича над теоретическим осмыслением и практической постановкой новой экономической политики. Действие разворачивается на фоне непростых отношений с представителями старой технической интеллигенции, пересмотра роли органов поддержания революционной законности, конфликтов в окружении Ильича. Автор полемизирует с рядом концепций, касающихся «ленинского завещания», не всегда, на наш взгляд, привлекая при этом достаточно веские доводы. Его позиция могла бы в ряде аспектов быть более твёрдой, имей он возможность столь же подробно анализировать деятельность Ленина и его деловые и личные взаимоотношения Троцким и Сталиным в 1918–1922 годах, как это было сделано в цитируемой Логиновым монографии В.А. Сахарова «Политическое завещание Ленина. Реальность истории и мифы политики». Однако, автор пожертвовал таким анализом и предпочёл подготовить книгу о самых последних ленинских месяцах и днях, сделав это по причинам, о которых можно догадываться.

Главное, что делает повествование о Ленине той поры до боли живым и непосредственным — описание течения рокового недуга и мужественной борьбы Ленина за возможность полноценно трудиться и жить, не прекращавшейся до последних дней, отнявшей все его силы без остатка. Историческое, местами хроникальное изложение, лишённое драматических красивостей и лирических отступлений, требует от читателя живого участия и эмоционального труда и является подлинным гимном воле и духу настоящего человека и революционера, каким и был Владимир Ильич.

Книга В. Т. Логинова является образцом безупречно выполненного исторического исследования. Ознакомление с ним необходимо рекомендовать как тем, кто стремится знать историю России и её величайших деятелей, так и тем, кто желает соприкоснуться с исторической наукой, столь часто дискредитируемой ныне (и в первую очередь — «профессиональными историками»), что для многих наших сограждан она превратилась в синоним легковесной поверхностности и конъюнктурной безответственности.