Соцстроительство в КНДР. Вождь в идеологии чучхе

Глава 1. Надстройка северокорейского государства

Вождь в идеологии чучхе

(ОГЛАВЛЕНИЕ)

Вождю идеология чучхе уделяет особое значение: он является выразителем народных чаяний. Он должен быть компетентен во всех делах, творящихся в стране, обязан иметь всестороннее образование, дабы руководить на местах [16]. Руководитель страны должен разбираться как в военном деле, так и в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Он должен знать, чего хотят люди, и воплощать их мечты в жизнь, «должен поклоняться народу, как небу». А люди, в свою очередь, выказывают безмерную благодарность за заботу.

Так исторически сложилось, что корейцам, как, собственно, и всем восточным народам, свойственна мифологизация жизни своего лидера. Эта самая мистификация имеет корнями вековую забитость и угнетенность корейцев, это не некий «менталитет» или ещё что-то эфемерное. Официально мифы, что логично, не подтверждаются, но, соответственно, и не опровергаются. Вокруг вождя создаётся ореол безукоризненности, сакральности, все СМИ работают на создание положительного образа.

Хотим отметить, что вождь считается непогрешимым, его мысли и действия абсолютно верны. На личности вождя зиждется общество. Полагается, что он, в силу своего воспитания и образованности, не предаст народ. Это наиболее крепкий и одновременно наиболее слабый элемент. Если вождь решит проводить рыночные реформы — народ может воспринять это безоговорочно. С другой стороны, подобное решение будет противоречить идеям предыдущих вождей, так что предугадать реакцию северокорейского общества на политику «реформ и открытости» очень сложно.

Тут мы вплотную подходим к вопросу о передаче власти от отца к сыну. Подобное положение дел затруднительно назвать монархией, потому что в действительности никакого наследования власти в стране нет: глава государства избирается Верховным Народным Собранием, включающим 687 депутатов. Ровно как Ким Ир Сен готовил Ким Чен Ира, так и последний готовил к руководству партией и страной Ким Чен Ына. Предполагается, что воспитывающийся с детства в духе чучхе вождь пройдёт закалку сначала в низовых звеньях, переходя всё выше и выше по «служебной лестнице», и когда действующий лидер партии и правительства примет решение о готовности преемника взять на себя ответственность за страну, тогда проводятся выборы. На суд Верховного Народного Собрания выставляются кандидатуры. Решение их обусловлено подготовкой преемника и безмерным уважением к своему вождю. Теоретически, может быть избран кто угодно, но шансы у рекомендованного действующим лидером значительно выше.

Не стоит забывать, что никакой глава государства не принимает решения в одиночку; зачастую он является лицом страны. В КНДР решения принимает партия, а именно Центральный Комитет.

Однако ситуация несколько изменилась в конце июня 2016 года [17], когда на сессии Верховного Народного Собрания КНДР объявили о создании Государственного Совета и об упразднении бывшего высшего органа власти — Государственного Комитета Обороны. Председатель Госсовета имеет ограничение на пребывание на своём посту — 5 лет, затем следует переизбрание, количество которых не ограничено, или же избрание другого человека на столь высокий пост, что закреплено изменениями в Конституции страны [18].

Что могут означать такие изменения? В первую очередь то, что теперь страна постепенно переходит к периоду нормального развития, о чём свидетельствует и проведённый в мае VII съезд ТПК, но о нём чуть позже. После успешного создания ядерного арсенала страна постепенно отходит от положения осаждённой военной крепости. Нынешняя политика Ким Чен Ына направлена, как нам видится, на постепенный отход от доминирования военных, которые получили дополнительные полномочия на время «Трудного похода». Безусловно, и в 1990-е, и сегодня руководит страной Трудовая партия, а не генералитет. Следует чётко понимать, что институт армии командует винтовкой, и этот институт должен быть подчинен партии, а не стоять над ней, или наравне с ней: «партия командует винтовкой», и никак иначе. ГКО же стоял над действующей иерархией власти и являлся, по факту, верховным органом власти. Текущая ситуация не требует чрезвычайных органов управления, в связи с чем и создан Государственный Совет.

Подводя итоги поднятым вопросам, скажу следующее: читая работы лидеров КНДР, нельзя сказать, что эти люди не разбираются в марксизме, не понимают диалектического материализма. Напротив, во многих вопросах видно применение диамата. Чучхе — это, грубо говоря, марксизм, переведённый на корейский язык и деформированный местной спецификой. К сожалению, деформация не в лучшую сторону: националистические нотки, возвеличивание корейской нации, придание чрезвычайно большого значения, буквально обожествление вождя, то есть привнесение субъективного идеализма в плане преувеличения роли личности в истории — вот те искажения, от которых никому лучше не стало. Ким Чен Ир во многих работах, например, в сочинении «К некоторым вопросам, возникающим при изучении идей чучхе», упоминает: философия чучхе исходит из диалектического материализма. В таком случае, субъективный идеализм, выраженный в вождизме, тем более выглядит сомнительно. Товарищ Ким Ир Сен говорит, что история человечества есть история борьбы народных масс — к которым он относит пролетариат, крестьянство и рабочую интеллигенцию — за свою самостоятельность, то есть практически под копирку берёт теорию классовой борьбы Маркса, после чего следуют слова об устаревании марксизма. Он берёт теории и концепции Маркса, даёт им свои названия, то есть переводит на корейский язык, использует придуманные им самим термины. Если корейские крестьяне в середине XX века в большинстве своём были необразованными, и в такой ситуации упрощение научного социализма до чучхе вполне обоснованно (хотя, это утверждение тоже спорно), то сейчас неграмотность ликвидирована: все люди имеют доступ к образовательным учреждениям, и тем важнее на текущем этапе переходить от «топорной» пропаганды к научному обоснованию всех положений идеологии. По факту, если убрать сложности перевода, национальную подоплёку и роль вождя, то результатом станет марксизм. Следовательно, корейцам необходимо последовательно проводить курс на научную, а не эмоциональную, моральную и какую бы то ни было подобную критику капитализма, требуется делать упор на научное обоснование социализма с последующим переходом к марксизму.

Критика марксизма — одна из наиболее сомнительных составляющих чучхе. Почему-то эта критика сводится к наиболее пошлым выводам: «марксизм учитывает только экономику». Я полагаю, подобные оценки даны преднамеренно, дабы ещё раз подчеркнуть самобытность корейской нации, важность идей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.

<<< Чучхе сегодня | Чучхе как философия >>>


16. Примеры руководства на местах:Товарищ Ким Чен Ын руководил на месте Самчхонской сомоводческой фермой [Электронный ресурс] // Центральное телеграфное агентство Кореи. URL: http://www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePage.kcmsf; Товарищ Ким Чен Ын руководил на месте испытательным запуском стратегической баллистической ракеты «Букгыксон-2» средней и дальней дистанции класса «земля-земля» [Электронный ресурс] // Центральное телеграфное агентство Кореи. URL: http://www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePage.kcmsf; Товарищ Ким Чен Ын руководил на месте Кандонским заводом точных машин [Электронный ресурс] // Центральное телеграфное агентство Кореи. URL: http://www.kcna.kp/kcna.user.special.getArticlePage.kcmsf↩

17. IV сессия ВНС КНДР 13-го созыва [Электронный ресурс] // Naenara. URL: http://naenara.com.kp/ru/news/news_view.php?22+2670 ; Избрание уважаемого Ким Чен Ына Председателем ГС КНДР [Электронный ресурс] // Naenara. URL:http://naenara.com.kp/ru/news/news_view.php?0+95367 ; Краткая биография Ким Чен Ына [Электронный ресурс] // Naenara. URL: http://naenara.com.kp/ru/politics/?leader3↩

18. В редакции Конституции за конец 2016 года: раздел 2 «Председатель Государственного Совета КНДР» (статьи 100-105) и раздел 3: «Государственный Совет» (статьи 106-111).↩