Глава 1. Надстройка северокорейского государства
Чучхе сегодня
Жаркие споры среди коммунистов вызывает Трудовая партия Кореи, а именно идеи чучхе. Что же они собой представляют [13]? Если переводить дословно, то «чучхе» означает самобытность или самостоятельность.
Основу этого философского мировоззрения составляют народные массы в качестве субъекта революции: они являются её хозяевами и строителями нового общества. Провозглашается особый путь социалистического строительства в Корее, большое влияние оказывает национальная специфика.
Основные принципы марксизма-ленинизма остаются для руководства КНДР истиной, подтверждения чего можно встретить во многих статьях Ким Чен Ира, например, в статье, опубликованной по случаю 165-летия со Дня Рождения и 100-летия со дня смерти Карла Маркса «Выше поднимем знамя марксизма-ленинизма и идей чучхе». В ней он пишет: «Величайшая заслуга Маркса перед человечеством состоит в том, что он создал марксизм, ставший могучим идейно-теоретическим оружием в освободительной борьбе рабочего класса» [14]. Марксизм и чучхе, в силу общности классового характера, имеют глубокие связи: социальная база обоих – пролетариат.
Идеи чучхе, как считают его представители, наследуют задачи и классовые принципы марксизма-ленинизма, признают его правоту и исходят из него. Они созданы, развиты и обогащены в ходе творческого применения и развития марксизма-ленинизма в соответствии с требованиями революционной практики Кореи, применимой к корейским реалиям — так говорят корейцы. На деле это развитие несостоятельно. Однако, несмотря ни на что, практика ТПК в сфере партийного строительства и ведения плановой экономики для коммунистов является бесценной. Чучхе не отрицает идею мировой революции, которая упоминается в официальных текстах вплоть до сегодняшних дней.
Идеи чучхе признают исторические заслуги марксизма-ленинизма, но не рассматривают его как совершенное революционное учение рабочего класса для Кореи. В данном вопросе Ким Ир Сен исходил из слов Ленина о том, что «все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» [15].
Сам Владимир Ильич не рассматривал классический марксизм как законченную теорию, он рассматривал его как постоянно обновляющийся и дополняющийся с течением времени. На Корейском полуострове марксизм трансформировался в идеи чучхе.
Что касается построения коммунизма, то Ким Ир Сен рассматривает этот процесс, как беспрерывную революцию в трёх областях: идеологической, технологической и культурной.
Рассматривать эти революции следует в связке, обозначают они примерно следующее:
- В области идеологии — воспитание в духе коммунистической морали: прививание понимания, что труд на благо революции — дело полезное для всего общества, для всех и каждого; воспитание в духе коллективизма.
- В технологической области — подготовка производительных сил, свойственных социализму, а затем и коммунизму.
- В области культуры — создание социалистической культуры, что непосредственно связано с идеологической революцией, и обе их можно, по сути, объединить в революцию в надстройке. Тут же идёт борьба с реакционными и вредными традициями. Часто произведения искусства имеют социалистическое содержание и национальную форму.
Разделять каждый из пунктов нельзя, ибо все они тесно связаны между собой и переплетаются: изменение в базисе влечёт за собой изменение в надстройке и т.д. Однако объективные условия развития КНДР, когда ещё не вполне сформированы должные производительные силы, таковы, что упор делается именно на преобразования в надстройке, на идеологическую революцию в частности.
Также хотим отметить, что товарищи Ким Ир Сен и Ким Чен Ир одними из первых заметили распад социалистического лагеря и Советского Союза. В 1990-м году выходит в свет первая работа Ким Чен Ира на эту тему: «Высоко неся знамя идей чучхе, отстоим и ещё более прославим социализм нашего образца», вылившаяся в цикл работ по данной проблеме. В частности, стоит отметить статьи «Клевета на социализм недопустима» и «Социализм — это наука». Он выделяет три основных причины безвременной кончины социализма в СССР и странах Восточной Европы:
- Построение социализма по советским «лекалам», экономическая зависимость от Советского Союза, механическое внедрение его опыта.
- Недостаточная идеологическая работа с населением, уступки коллективизма в пользу индивидуализма.
- Бюрократизация, которая привела к отрыву партии от масс и к её перерождению.
<<< История возникновения идей чучхе | Вождь в идеологии чучхе >>>
13. Подробнее об идеях чучхе и сонгун Вы можете прочесть в статье «Идеи чучхе и политика сонгун» [Электронный ресурс] // Группа Солидарности с КНДР. URL: https://vk.com/wall-34486042_35780
14. Ким Чен Ир. Выше поднимем знамя марксизма-ленинизма и идей чучхе: статья, опубликованная по случаю 165-летия со дня рождения и 100-летия со дня смерти Карла Маркса 3 мая 1983 года.
15. Ленин В. И. О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме» (1916).