Социализм или...?

Одиннадцать лет назад, 15 марта 2009 года, трагически рано окончилась физическая жизнь Елены Николаевны Харламенко. Марксистская мысль нашей эпохи потеряла одного из лучших теоретиков и педагогов-новаторов; мы, товарищи, — близкого человека. Но не зря венесуэльские друзья называют уход борцов за будущее не кончиной, но «севом» – «siembra». Огонь сердец и свет разума ушедших продолжается в нас, живущих, и запечатлен в том, что ими создано.

Сегодня, когда весь «цивилизованный мир» вводит осадное положение, как объявлено – ради спасения от пресловутого коронавируса, мне представляется более чем актуальной одна из статей Елены. Трудно поверить, что эта работа, особенно ее концовка – одновременно публицистическая и теоретическая – не взята из сегодняшнего Интернета, а написана более двадцати лет назад. Думаю, сегодня еще больше, чем тогда, эту статью стоит перечесть заново старшим и впервые открыть молодым. И тем, и другим небесполезно воочию убедиться в силе марксистского предвидения. Елена была бы рада узнать, что кому-то сегодня и завтра прозорливость ее мысли поможет избежать старых и новых ошибок в нелегком поиске пути в будущее.

А.В. Харламенко.

 

Звонок из редакции. Нужна статья на тему «Социализм или варварство?»

Варварство...

Какими только словами не обзывали достижения нашей демократии! И великая криминальная революция. И беспредел. И дикий рынок. И даже феодализм. А теперь ещё и варварство вспомнили...

А Вы предпочли бы цивилизацию?

— Ну, ещё бы! Конечно!

А Вы не помните жуткий и отвратительный случай, происшедший летом 1999 года под, извините, Санкт-Петербургом? Когда компания хулиганов напала на детский оздоровительный лагерь, вынудив одного-единственного бывшего там охранника открыть огонь?

Вы скажете: «Варварство!»

И ошибётесь. Самая что ни на есть цивилизация. Во всех цивилизованных странах от Нью-Йорка до самых до окраин такие вещи, как банды подростков, хулиганствующие и совершающие гораздо более серьёзные преступления, известны уже много десятилетий и никого не удивляют. В странах относительно цивилизованных, например, во многих странах Латинской Америки, наёмные охранники богатых и вполне цивилизованных граждан просто-напросто отстреливают такие вот подростковые банды – чтоб не портили цивилизацию. А у нас одна-единственная пуля одного-единственного милиционера, угодившая, по несчастью, в голову юного бандита (говорю – по несчастью, т.к. не верю, что в ночной темноте и по движущейся мишени можно было выстрелить так прицельно) породила кучу разговоров и служебное расследование. В относительно цивилизованных странах о таких вещах много не говорят, а в совсем цивилизованных их просто-напросто не замечают.

Так что позвольте Вас поздравить с вхождением, хотя ещё неполным, в мировую цивилизацию! Вы, наверное, уже не раз за это проголосовали: и на думских выборах, и на президентских. И теперь ждёте, когда же Вам выдадут ту самую цивилизацию, которую столько раз показывали по телевизору. Ну что ж, запаситесь терпением. А пока давайте побеседуем обо всём этом подробнее.

Что такое, по-Вашему, варварство?

— Варварство – это орды вандалов, разносящих вдребезги вечный город Рим.

Ошибаетесь. Это цивилизация. Вандалы разнесли Рим потому, что были христианами, были приобщены к цивилизованной мировой религии, а Рим был полон всякой языческой скверны, оставшейся от прежних эпох. Кроме того, они были арианами, еретиками, их христианство отличалось от христианства, принятого в Риме. Никакие варвары-язычники никогда не возражали против чужих богов и подавно не боролись против них. Религиозную рознь и вражду принесла миру цивилизация. Именно ей вы должны быть благодарны за действия нынешних мусульманских и прочих религиозных фундаменталистов и экстремистов.

— Варварство – это бесконечные войны ирокезов, гуронов и прочих кровожадных индейцев, помышлявших только о скальпах врагов; это чернокожие людоеды, обгладывающие косточки белых путешественников и миссионеров.

Опять ошибаетесь. Вас подвело доверие к американской продукции, оккупировавшей наши кино- и телеэкраны. Войны ирокезов, гуронов и их соседей с пресловутым скальпированием, «столбами пыток» и прочим – продукт не столько варварства, сколько цивилизации. И даже не просто цивилизации, а, как теперь принято выражаться, современной западной цивилизации с самых её истоков, века с шестнадцатого. Раньше индейцы воевали только в крайних случаях – незачем было. Ловили себе рыбу, сеяли маис, начинали уже строить города, а охотились только ради мяса и шкур, и обычно всем хватало земель, рыбы и зверя. Цивилизованные же люди сразу предъявили спрос на меха, обменивая их на «огненную воду» и прочие достижения цивилизации. Тогда-то и начались настоящие войны между индейцами – из-за промысловых угодий и торговых путей, – войны беспощадные, как всегда, раз дело касается её величества Собственности. А вскоре цивилизованные люди начали выяснять отношения между собой руками союзных краснокожих – и выясняли лет триста, щедро оплачивая каждый скальп врага, в том числе женский и детский (такие, правда, приносили не краснокожие варвары, а исключительно цивилизованные бледнолицые – почитайте если не Маркса, то хотя бы Купера). То же самое и с африканскими вождями, поставлявшими европейским работорговцам «черное дерево» в обмен на дешёвую водку и табак (что-то родное и близкое, не так ли?). Как же тут было не расцвести «варварским» обычаям вроде массовых жертвоприношений пленников с пресловутым каннибализмом (перечитайте хотя бы Жюля Верна)? Если что и удивляет, так только одно: невероятная доверчивость варваров к посланцам цивилизации, склонность щадить их, следуя своим варварским обычаям гостеприимства. Когда отпала надобность в посредниках-варварах (а цивилизованные господа всегда неукоснительно следуют принципу «мавр сделал свое дело...») и колонизаторы стали с пристрастием искать оправдание своим захватам, по всей Африке еле нашли полдесятка убиенных миссионеров, причем даже колонизаторам пришлось признать, что те были сами виноваты в случившемся. Не зря же возникла пословица: «Когда пришли белые, у них была Библия, а у нас земля; теперь у нас Библия, а у них земля».

— Варварство – это политическая тирания и деспотизм.

Опять ошиблись. Само слово «тирания» – греческого происхождения. Она возникла в самой цивилизованной стране Древнего мира. Как и демократия, кстати говоря. Но если вы вглядитесь в хваленую афинскую демократию, то увидите, что демократическими правами там пользовалось хорошо если два процента населения. По подсчётам историков, на одного свободного в Афинах в период расцвета демократии приходилось 14 рабов. Да ещё неполноправные поселенцы-метеки. Да ещё свободные женщины, которые из всякой демократии были начисто исключены. А для свободных мужчин эта самая демократия очень скоро фактически свелась к тому, что сейчас называется войной компроматов. Почитайте Плутарха. И так почти всегда при цивилизации. Такая демократия – хоть в Афинах и Риме, хоть в Речи Посполитой, хоть в веймарской Германии – скоро надоедает даже самым цивилизованным гражданам, особенно когда средств на подачки плебсу уже не хватает. А тем народам, за чей счёт эти подачки раздают, и вовсе нет причин любить такую демократию. Вот вам и опора для деспота или диктатора – если угодно, тоталитарного (хотелось бы, правда, узнать, что это словечко прибавляет к давно известным понятиям «диктатура» и «деспотизм»).

— Варварство – это голод.

Варварам, понятное дело, случалось недоедать, а при особых природных бедствиях – и голодать. Позже, во времена уже не совсем варварские, но и не очень цивилизованные, об этом с ужасом писали в средневековых хрониках, и теперь цивилизованные историки делают отсюда вывод, что до наступления их любимой цивилизации люди только и делали, что голодали. А вывод-то напрашивается противоположный: голод был явлением из ряда вон выходящим, раз о нем писали с таким ужасом – причём писали люди образованные и не бедные. А вот при капиталистической цивилизации голод стал – за пределами сначала имущего меньшинства Европы, а потом цивилизованных метрополий – явлением постоянным и массовым, которого в приличном обществе не замечают и не обсуждают. В крепостной России – стране с пережитками варварства – недоедание было, а голода не было, но стоило ей с 1861 г. приобщиться к капиталистической цивилизации, и каждые шесть-семь лет целые губернии стали голодать. В Латинской Америке примерно до того же времени народ потреблял мяса больше, чем в любой цивилизованной стране того времени, а стоило господам либералам с помощью Лондона и Вашингтона провести свои реформы – и голодная смерть стала обычным делом. И так везде – если не от Нью-Йорка, то от негритянских предместий Нью-Орлеана до самых до окраин мира, приобщённого к цивилизации. Не зря Маркс писал, что в этом мире национальное богатство тождественно народной бедности.

В крепостной России – стране с пережитками варварства – недоедание было, а голода не было, но стоило ей с 1861 г. приобщиться к капиталистической цивилизации, и каждые шесть-семь лет целые губернии стали голодать

— Варварство – это нищета и грязь.

А Вам не приходилось читать, что, например, в Африке, едва ли не самом варварском континенте Земли, грязь и нищета появились только с приходом туда белых? В Буганде, куда цивилизация добралась только в XIX в., её посланцы поражались как раз отсутствию нищих и голодных при густоте населения – тому же, чему за триста лет до них поражались испанские конкистадоры в стране инков. Но стоило приобщить обе страны к цивилизации – и меньше чем за столетие от прежнего населения осталась одна десятая, и то в большинстве полуголодная, часть. Один цивилизованный европеец выразился примерно так: «Если негр ходит в чистой рубашке, значит у него мало работы. Он должен работать на нас столько, чтобы у него не оставалось времени и сил эту рубашку постирать». В деревнях Мозамбика до появления там португальцев каждому ребёнку по достижении им двенадцати лет строили отдельную хижину рядом с хижиной родителей, как бы отдельную комнату. Португальцы обложили такие хижины для подростков дополнительным налогом. Результат в плане грязи и нищеты Вам, я думаю, понятен.

— Варварство – это болезни и преждевременная смерть.

Конечно, варвары не знали витаминных препаратов, вакцин и антибиотиков. Но и страдали они от отсутствия всего этого гораздо меньше, чем люди эпохи цивилизации. Только благодаря переходу к рынку целые страны стали питаться одной картошкой, как Ирландия, одной кукурузой, как Румыния, или одним рисом, как Индонезия – и миллионы людей стали умирать от цинги, рахита, пеллагры и бери-бери. А, кроме того, благодаря цивилизации, особенно капиталистической, миллионы людей оказались скучены в городах, большинство – без удобного жилья, чистой воды, почти без свежего воздуха и солнечного света. Тут-то и приняли массовый характер такие болезни, как рахит и туберкулез. Большие эпидемии холеры начались с ХIХ в. А с ХVI в. и доныне за цивилизацией, как тень, следуют венерические болезни. Точно так же обстоит дело и с алкоголем, табаком и прочими наркотиками. Назовите хоть один народ, варварский или нет, который спился бы или скурился на опиуме, если бы цивилизованные господа не приложили к этому усилий. Вплоть до опиумных войн с Китаем или выдачи зарплаты водкой в Латинской Америке ХIХ в. и РФ 90-х годов.

— Варварство – это невежество и бескультурье.

Вы снова ошиблись. Невежество и бескультурье с самого начала продуцировала именно рабовладельческая цивилизация. В первую очередь, естественно, среди рабов, но ведь Вы уже знаете, сколько их было. Затем – среди свободных бедняков, которым ничего не требовалось, кроме хлеба и зрелищ. Представьте себе цирк времен позднего Рима, убивающих друг друга гладиаторов на арене и ревущую толпу плебса на скамьях. По привычке у Вас уже готово сорваться: «Варварство!» Погодите секунду, это не оно. Это такой же продукт цивилизации рабовладельческой, как фантастическое невежество нынешних западных, особенно американских, обывателей – продукт цивилизации капиталистической.

Нет, я вовсе не отрицаю достижений цивилизации начиная с античности. Я только хочу обратить Ваше внимание на то, что они всегда доставались абсолютному меньшинству. Двум процентам или немногим больше. А на долю всех остальных приходилось то, что с некоторых пор принято называть варварством, но что не имеет к варварству никакого отношения.

Я прошу разрешения немного отклониться: уточнить, с каких пор продукт цивилизации принято называть варварством. Видимо, со времен Ренессанса. Утонченные гуманисты, которых было гораздо меньше двух процентов тогдашнего населения, обратились к наследию античной цивилизации и заклеймили наименованием варварства всё, что представилось им недостаточно утонченным. Их эстафету приняли просветители XVII и особенно XVIII веков, которым очень хотелось в рекордно короткие сроки насадить по всему миру просвещённый абсолютизм. Ни из всеобщей утонченности, ни из повсеместного просвещённого абсолютизма ничего не вышло, но словечко привилось.

А раз привилось, значит им стало очень легко злоупотребить. Ради блага двух процентов и во зло девяноста восьми остальных. Пусть люди думают, что их беды происходят от неизжитого ещё варварства. Или от феодализма. Или от криминального беспредела. Или, на худой конец, от дикого рынка. Но никак не от самой сути цивилизации, на этот раз капиталистической. Она ведь в этом отношении ничем не отличается от рабовладельческой. Точно так же все свои блага она выдает – ну, может быть, не двум процентам всего нынешнего населения, но что не более, чем двенадцати – это уж определенно.

Так обстоит дело в мире в целом. Страны так называемого «золотого миллиарда», то есть развитые империалистические страны, строят свое благоденствие на том, что потребляют природные и человеческие ресурсы всех остальных стран, а взамен дают курьи ножки с диоксинами.

Как это делается? А хотя бы вот так. В Штатах с конца шестидесятых годов естественный прирост населения не компенсирует его естественной убыли. У них должно недоставать рабочей силы. Кроме того, они располагают достаточно скверной системой образования и не могут готовить по-настоящему квалифицированные кадры. Что же они делают? Скупают «мозги» в других странах, в том числе в нашей. Согласитесь, пригласить на работу дипломированного программиста гораздо дешевле, чем вырастить его и выучить. Программист тоже доволен – он войдёт в двенадцать процентов, правда, отнюдь не в самую их верхушку, но ему и так неплохо. А кто в проигрыше? Вы. Да ещё и завидуете, оставшись без индивидуального вхождения в мировую цивилизацию.

Но ведь и в Вашей стране дело обстоит примерно так же. И здесь уже завелась верхушка, присваивающая себе все блага цивилизации. Конечно, обходится она с ними по-хамски. Но ведь хамство – это тоже продукт цивилизации. И если в дореволюционной Российской империи среди богатых находились всё же отдельные, очень немногие люди, тратившие добытые эксплуатацией денежки на театры и картинные галереи, то это только потому, что не были изжиты остатки варварства, требовавшего от каждого человека выполнения каких-то обязанностей по отношению к обществу. Цивилизация этого никак не требует, и на современных богатых хамов смело можете не надеяться. И они в этом даже не виноваты. Они не могут перестать быть богатыми хамами. Если они перестанут быть хамами, то перестанут быть богатыми. Капиталистическая цивилизация требует богатых хамов с той же непреложностью, с какой цивилизация рабовладельческая требовала четырнадцать рабов на каждого свободного. Без этого не продержаться.

Нет, я вовсе не зову назад к варварству. Движение назад в истории вообще невозможно. Это придумали наши цивилизованные демократы: коммунисты, дескать, зовут назад, к тоталитаризму. Я зову вперёд, к социализму. Коммунисты всегда зовут вперёд.

— Значит, социализм или цивилизация?

Нет, вопрос стоит иначе. И вовсе не потому, что я этого хочу. Я этого вовсе не хочу. И не знаю, хочет ли этого кто-нибудь. Но такие вещи существуют независимо от Вашего или моего желания.

Вы, вероятно, не хуже меня знаете, что происходит сейчас в нашей стране и в нашей столице и, вероятно, не можете быть уверены в собственной безопасности. Но обратите внимание: пока что действия этих бандитов наносят только непосредственный ущерб. На Каширском шоссе погибло более ста человек, а мы с Вами пока что живы. А вот чем от этих бандитских акций отличаются акции цивилизованных держав НАТО в Ираке и на Балканах? Только тем, что к непосредственному материальному ущербу и гибели людей добавляется ещё долгосрочный экологический ущерб. Вспомните нефтяное пятно на Дунае и радиацию от применения бомб с урановой оболочкой.

И пока цивилизованные бандиты будут действовать по своему усмотрению, обеспечивая своим хозяевам – транснациональным корпорациям – максимальные прибыли, человечество будет всё быстрее приближаться к своей гибели. Я не могу сейчас сказать, какой вид она примет. Может быть, цивилизованные господа развяжут ядерную войну. Может быть, их наёмники устроят взрывы на атомных электростанциях. Может быть, загрязнение мирового океана вместе с уничтожением лесов, которое после победы демократии в нашей стране пошло особенно бурно, сделают невозможным выработку достаточного для жизни количества кислорода. Может быть, промышленные отходы окончательно отравят атмосферу (не обольщайтесь безотходными циклами, это только для цивилизованных стран), а пестициды – воду и почву. В цивилизованном мире даже генную инженерию используют не для того, чтобы растения обходились без химической отравы, а для того, чтобы переносили её в любых дозах – иначе что будет с прибылями химических концернов? Может быть, метеорологические эксперименты над климатом неугодных цивилизованным господам стран разбалансируют климат всей планеты (о наводнениях и засухах на Кубе, в Корее и Китае Вы, скорее всего, не знаете или успели забыть – «наши» СМИ не зря хлеб едят, – но об ураганах на побережье США, наверно, слышали?). Может быть, цивилизованная, то есть платная, медицина окажется бессильной перед эпидемиями каких-то новых или даже давно известных болезней. Может быть очень многое. Не знаю, что сбудется. Но знаю точно, что противостоять угрозе самому существованию человечества может только социализм. И ВОПРОС НЕЗАВИСИМО ОТ ВАШЕГО ИЛИ МОЕГО ЖЕЛАНИЯ СТОИТ ТАК: СОЦИАЛИЗМ ИЛИ СМЕРТЬ.

Я думаю, что, если Вам больше двадцати, Вы этой смерти можете не увидеть. Но вот за Ваших детей не ручаюсь. А за внуков – тем более. Вы любите своих внуков?

Беседа наша затянулась, а обещанной Вам цивилизации нет как нет! И говорю с полной ответственностью: можете ждать не только до конца второго тысячелетия (который, кстати, состоялся 31 декабря 2000, а вовсе не 1999 года, Вас и тут обманули), но и ещё тысячу лет. Не дождетесь.

Похожие материалы: