Одним из пережитков временного поражения социализма было и остаётся искажённое отношение многих товарищей к определённым символам, традициям и датам. Очевидно, что Первомай в 1905, в 1912 или 1917 годах — вовсе не то же самое, что Первомай в 1950-м или в 1985-м. В первом случае это — дата нового боя, который трудящиеся дают эксплуататорам и их прислужникам во власти, боя без кавычек, очередного, жёсткого этапа великой борьбы, нацеленной на освобождение труда. Во втором случае в СССР и странах соцлагеря — торжественная дань былым сражениям и достижениям (как реальным, так, к сожалению, и формальным) победившего социализма.
Для товарищей в «капиталистическом раю», где эксплуатация, безработица, нарушение прав трудящихся не прекращались, а лишь видоизменялись, в значительной мере под давлением советского опыта, это была ещё и демонстрация солидарности с отрядами пролетариата, одолевшими буржуазию в своих странах. В ряде развивающихся стран с многолетними традициями власти хунт, где рабочие не могли добиться политической самостоятельности, эту функцию брали на себя профсоюзы, ведя трудящихся в бои, по накалу и жертвам не уступавшие российским маёвкам начала прошлого века.
Реставрация капитализма и разгром социалистической системы не могли не наполнить 1 мая иным актуальным содержанием. Переносить в день нынешний восторженное настроение демонстраций советского времени — опасный самообман и непростительное лицемерие. Впрочем, косметическое прикрытие капиталистического сегодня былыми советскими формами, — будь то гимны, парады или праздники, — удачный ход буржуазной власти, которой с удовольствием подыгрывают столь же фальшивые так называемый левые.
Мир, устроенный буржуазией под себя и для себя, абсолютно не пригодный для полноценной жизни миллиардов людей, если только они не водворены в дикий, безостановочный круговорот продажи способности к труду, всех своих способностей, самой своей жизни для потребления производимого ими же вала товарной продукции
Впрочем, других «левых» ныне практически нет. Уже несколько десятилетий мы переживаем эпоху тотального превосходства буржуазии, характеризуемую политическим параличом её классового оппонента, временно неспособного хоть как-то реально ограничить безудержную алчность и людоедский произвол «хозяев жизни». В этом, конечно, не виноваты настоящие борцы и принципиальные противники капитала, их просто слишком мало сегодня, а сила буржуазии непропорционально велика. В результате имманентные империализму тенденции, не сталкиваясь с реальным сопротивлением, стремительно воплощаются в виде глобализации, умножающихся локальных конфликтов за ресурсы, цунами трудовой миграции, а теперь ещё и разгулом вирусной стихии, на глазах поражающей мир. Мир, устроенный буржуазией под себя и для себя, абсолютно не пригодный для полноценной жизни миллиардов людей, если только они не водворены в дикий, безостановочный круговорот продажи способности к труду, всех своих способностей, самой своей жизни для потребления производимого ими же вала товарной продукции. Все экономические, политические, духовные процессы в планетарном масштабе настраиваются на производство прибыли, то есть умножения могущества частных собственников. Колоссальная биоферма, в которой сжигаются природные и людские ресурсы на благо транснациональной «расы сверхчеловеков». Впрочем, столь же зависимой от этого самоубийственного превращения планеты в батарейку, кормящую и греющую горстку «белых людей» с их пошлым представлением о собственной избранности, не снившемся и Гитлеру.
Это — естественный путь и итог процесса, с остервенением пропагандируемого под лозунгами либеральных свобод, рыночного благоденствия и священный частной собственности.
Но категорически неверно в этой ситуации признавать окончательную победу капитала над трудом, вечное закабаление первым второго, сдаться на милость победителю. Тем более, никакой милости, никакой пощады ждать не приходится. Чтобы не быть голословными, приведём свежую цитату очередного американского эксперта и политолога Джорджа Фридмана, вчера порадовавшего читателей варшавского издания Gazeta Polska таким ценным откровением: «Мы приближаемся к точке, в которой нам в итоге придётся смириться с определённым количеством летальных исходов в обмен на функционирующую экономику»[1].
То есть, уважаемые трудящиеся, пришла пора платить за прибыль хозяев своими жизнями. Конечно, обставлено это будет культурно, даже благородно: без работающей экономики нет рабочих мест, пособий, пенсий и т.д. Мол, мы, рулевые промышленности и политической системы, ответственны за всех и вынуждены принимать необходимые, но болезненные решения, а людям остаётся лишь принять единственное средство собственного спасения от голодной гибели.
Между тем, как во времена всех катаклизмов, кризисов и войн, на фоне новых и новых жертв пропорционально возрастают состояния, а самый крупный хищник становится только сильнее. Просто в одно время наживаются на пушках и отравляющих газах, а в другое — на масках и аппаратах ИВЛ.
Только выпитая кровь не делает кровопийц менее кровожадными, ровно наоборот.
И именно теперь, когда ежедневные сообщения о десятках тысяч погибших терроризируют общественное сознание, укрепляют ощущение мировой катастрофы, рисуют пугающие картины завтрашнего дня перед лицом жестокой неизвестности, трудящиеся, эти кровь, ток, двигатель мировой экономики, про которых в другое время не прочтёшь в глянцевых журналах, чьи судьбы не волнуют сценаристов и писателей, чьё мнение не интересно вершителям мировых судеб, волей неволей становятся главным действующим лицом в этот переломный момент.
Именно на них, как на большинство населения, направлены карантинные и изоляционные меры. Именно на них уже начали отражаться прямые следствия происходящего — потеря работы, прекращение социальной поддержки, отсутствие медицинской помощи. Именно по ним в самом ближайшем будущем ударит неизбажное падение промышленности, сокращение социальной поддержки, наконец, голод. Разумеется, бизнесмены и политики не слишком этого страшатся: их медицине, их доходам, их холодильникам, по их мнению, ничто не угрожает. Но это такое же заблуждение, как ассоциация организованных Собяниным профсоюзных манифестаций с первомайскими демонстрациями в СССР. В конце концов, сто пятьдесят лет назад воротилы нарождающегося империализма не видели во всполохах рабочих протестов смертельной угрозы своему всевластию. Хотя их об этой перспективе вполне официально предупреждали.
Колоссальная спящая мощь трудящегося большинства планеты пока пассивна и в целом послушна тем, кто питается её трудами и низводит до положения биомассы. Но события последних десятилетий, наполненных кризисами, политической нестабильностью и новыми угрозами, однозначно говорят о двух вещах.
Во-первых, капитал в характеристическом своём стремлении к прибыли любой ценой ничего не понял и ничему не научился. Если в XX веке, не смущаясь, жертвовали городами, регионами и народами, сегодня с баланса готовы списать конкретный процент населения Земли.
А, во-вторых, ничто не берётся ниоткуда. Колебания исторического процесса, иллюстрирующие с почти ювелирной точностью диалектический закон перехода количества в качество, за одно поколение в условиях одной большой войны превратили разобщённый пролетариат отсталой аграрной страны в грозного могильщика мировой системы империализма. Чего же ждать от тектонических потрясений грядущего, к чему готовиться трудящемуся большинству планеты, — то есть 99,9% человечества, — коль скоро речь напрямую зашла о его, человечества, выживании во всех смыслах этого слова, не исключая физического?
Вот о чём думается в этот священный для трудящихся всего мира день. Сегодня как никогда важно трезвое и вдумчивое отношение к разворачивающемуся на наших глазах социальному процессу. В решающий момент слишком многое может зависеть от зрелости и адекватности коммунистов, безоружных перед лицом действительности, если пренебрегут научным анализом и марксистской теорией, без которых никакая практика невозможна. Поэтому так важно учиться, думать, решать в нынешних условиях старую задачу воссоединения пролетариев всех стран.
С праздником, дорогие товарищи!