Памяти Товарища (некролог)

Последние годы, щедрые на невозвратные потери, обрушивают на нас много горестных известий. Некоторым трудно поверить, иным – кажется, невозможно. Нынешнее – можно сказать, из всех невозможных самое невозможное. Первое восприятие – как в поэме В. Маяковского: «Нет! Неужели?!»

Неужели больше нет с нами, казалось, вечной нашей Тамилы Иосифовны? Нет ее – живого сгустка энергии, над которой не властно время и бремя гнетущей реакции? Ее, которой на десятом десятке – таких лет из всех, кого я знаю, достигал лишь один – никто не давал на вид и восьмого? Ее – олицетворения связи сумрачного начала двадцать первого века с революционным двадцатым, в общей сложности почти целого столетия, прошедшего под знаком Великого Октября и созданной им Страны Советов?

Дочь коммуниста поколения революции и Гражданской войны, ровесница индустриализации и коллективизации (родилась в переломном 1929-м), она как мало кто воплощала в себе лучшие советские начала – культурные, социально-психологические, интеллектуальные, волевые, моральные. Не украинские – хотя ее малой родиной была Украина «Арсенала» и «червонного университета», чье краснокирпичное здание она с гордостью показывала нам в домайданном еще Киеве. Не российские – хотя не меньшая часть ее жизни связана с работой и борьбой коммунистов России. Не московские, не ленинградские, не дальневосточные – хотя во всех этих городах и краях ей довелось жить, учиться и работать. А именно советские, соединявшие все эти и множество других городов, земель, национальностей в новое великое историческое целое. Из семи с небольшим десятилетий советской истории ее жизнь вместила шесть – и еще три десятилетия неравной борьбы против разрушителей нашей общей Родины. 

Предвоенное детство. Тревожное отрочество, с эвакуацией и хлебными карточками. Озаренная Победой юность. Осознанный выбор профессии – марксистско-ленинской общественной науки, фундаментальной и одной из сложнейших ее компонент: политической экономии. Политической в обоих смыслах, вложенных в этот термин историей. Исходном, означавшем общественное хозяйство людей, соединенных материальным базисом своей жизни в объективно единое целое: «полис» древних – в позднейшем понимании общество. И другом, новейшем – сопряженном с пролетарско-коммунистической партийностью: как теоретико-методологической, так и собственно политической. Ибо для всех времен верна ленинская мысль: человеку, в том числе и ученому, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. 

Студенческие годы, о которых Тамила Иосифовна так увлекательно рассказывала, когда останавливалась у нас в дни нередких приездов в Москву – ту же, что в ее юности, и совсем не ту. Подкорм в студенческой столовой – забота послевоенной Родины о молодом поколении. И серьезное дело, одновременно профессиональное и общественно-политическое: восемнадцатилетней комсомолке довелось участвовать в статистической и агитационной работе по подготовке денежной реформы 1947 года. Сама жизнь воочию выявляла объективные противоречия экономического базиса советского общества, вырабатывала на всю жизнь иммунитет к утопическим иллюзиям, правой и «левой» фразе, показывала настоящую цену «рыночного» делячества, учила мировоззренческой четкости и политической бдительности.

Потом были десятилетия преподавательской и партийной работы. Больше всего – в том «червонном» университете Киева. На самом стрежне идейной борьбы, никогда не затихавшей под покровом кажущейся монолитности советской политэкономической науки. Каковы объективные законы социализма? Куда устремлен вектор движения его базиса – к реально обобществленному, планомерно развивающемуся общественному хозяйству с коммунистической перспективой, или же к «рыночной экономике», воскрешающей в якобы новом обличье старую, как капиталистический мир, частную собственность?

 Для Тамилы Иосифовны не было вопроса, чью принять сторону. Она всегда и во всем была верна линии революционного марксизма-ленинизма, социализма и коммунизма, отстаивая ее на самом высоком теоретико-методологическом уровне. Несколько поколений студентов, советских и иностранных, усваивали ее знания, впитывали ее убежденность.

Когда Советскую страну накрыл вал «перестройки», Тамиле Иосифовне было без малого шестьдесят – возраст в СССР пенсионный. Однако заслуженный отдых был не для ее кипучей энергии. Тем более в годы, когда все, чему отдана жизнь, предназначалось к слому под прикрытием «революционной» фразы. Тем более на Украине – одном из самых горячих фронтов идейно-политической борьбы в те годы, как до и после них. Оставшуюся треть века жизни предстояло посвятить борьбе против контрреволюции, наступавшей на Родину и на весь мир.

Увы, самые обоснованные аргументы оказываются бессильны пробудить иммунную систему заплывшего жирком обывательщины общества и его «ядра политической системы», большей частью уже весьма относительно коммунистического. Наступает зловещий 1991 год. Реставраторы господства капитала берут верх. Советская государственность, партия коммунистов, марксистская обще-ственная наука пущены на слом. СССР разрушен; новыми госграницами Тамила Иосифовна и ее не столь многочисленные единомышленники отрезаны от товарищей в России и других республиках. Что остается делать?!

Весь остаток жизни, до последних дней (как тяжело это писать!) она целиком отдает сверхзадаче, превосходящей силы не только одного, даже самого выдающегося человека, но и целого поколения, – воссоздать на новой основе интернациональное единство настоящих коммунистов. Не только наших советских соотечественников: для подлинных интернационалистов, как и для самой истории, мир поистине неделим. Протянуть руку всем, под любыми паралелями и меридианами, кто не отрекся от объективных истин марксизма-ленинизма, от исторических свершений великой советской эпохи, от принципов всемирной солидарности борцов за права людей труда, за лучшее будущее.

За тридцать минувших лет ни одна сколько-нибудь заметная инициатива, направленная к этой цели, не обходилась без активнейшего участия Тамилы Иосифовны. Создание и деятельность Союза коммунистов Украины и Российской коммунистической рабочей партии. Движение солидарности с блокированными Кубой и Венесуэлой, растерзанными империализмом Югославией и Сирией. И, конечно, попытки левых сил коммунистического движения Европы и мира сплотиться в международном масштабе, с мечтой о новом Интернационале.

Пламенную седую женщину видят на трибунах многих международных форумов и в протестных колоннах. В Москве и Минске, Афинах и Брюсселе. Интернет и скайп открывают новое пространство общения с товарищами. От Гаваны до Пхеньяна, от Дамаска до Каракаса – всюду узнают ее страстный голос и талантливое перо.

И все же главным детищем Тамилы Иосифовны становится международный журнал, названный емко и обязывающе. В обложке, словно завернутой в красное знамя пролетарской революции, «Марксизм и современность» – поистине червонный, как родной университет. Ее журнал специалисты единодушно признают лучшим марсистским теоретическим изданием, как минимум на пространстве нашей советской Родины. С первого номера, увидевшего свет в середине 90-х, и до последнего своего дыхания Тамила Иосифовна остается душой, сердцем и мозгом журнала. На нее с несколькими товарищами, такими же подвижниками коммунистической идеи, ложится вся черновая работа по сбору и редактированию теоретических статей и информационных материалов. Чтобы ничто не погрешило против истины, не уронило честь марки и имени, не снизило методологическую планку, не подставило никого из товарищей под подлый удар. Массу сил и времени требует организаторская работа по изданию печатного варианта, решению проблемы финансирования журнала, обходящегося без спонсоров-олигархов. Тамила Иосифовна неустанно держит фронт «битвы идей», как сказал о себе, в таких же примерно годах, Фидель Кастро.

Как подобает настоящему ученому, никакие дела не могли помешать ей обращаться к главной специальности – марксистской политэкономии. Она выступала докладчиком на различных научно-теоретических форумах, готовила и публиковала статьи самого высокого уровня, читала в Рабочем университетете в Москве захватывающе интересные лекции. Невыносимо тяжело сознавать, какую зияющую брешь в этой важнейшей области знаний оставляет ее уход…

Последние годы стали для нее, как и для всех нас, особенно тяжкими. Майданный переворот на Украине. Разгул бандеровского мракобесия. Развал и без того далекой от благополучия повседневной жизни в некогда процветавшей советской республике. И самое худшее – натовская экспансия на Украину и эскалация противостояния с Российской Федерацией. Взаимодействие с российскими товарищами резко усложнилось. Марксистская литература сделалась на границе запретной. Издание журнала на Украине стало практически невозможным. Даже Интернет не защищал от полицейской слежки и хакерских атак провокаторов. Не лучшим образом складывались дела и в международном коммунистическом движении.

И все же Тамила Иосифовна не сдавалась. Она активно участвовала в интернациональной солидарности с преследуемыми в разных странах товарищами, с борющимся Донбассом. Теперь можно рассказать, что несколько лет назад она, почти уже 90-летняя, переносила на себе – пешком через границу! – тяжеленные пачки номеров журнала. Не зря она взяла себе в эти годы псевдоним «Роза», будто новое воплощение легендарной революционерки далеких пламенных лет. 

Быстротекущее время не имело над ней тиранической власти, как над большинством людей. Кому приходилось терять близких, друзей и товарищей, тот знает: чаще всего человек в преклонных летах как бы перестает быть постепенно – год от года, месяц за месяцем, день за днем уходят силы, меркнет разум, гаснет воля к общению и самой жизни. Не так было суждено уйти Тамиле Иосифовне. Она до последних дней оставалась солдатом битвы идей. И погибла как солдат – от зловещего COVIDа, чью пандемию не зря сравнивают с мировой войной нового типа. Война эта особо смертоносна на Украине, во многом отрезанной от достижений передовой медицины, отданной на поток и разграбление транснациональным фармацевтическим корпорациям. В других условиях Тамила Иосифовна могла бы жить и плодотворно работать еще многие годы. Она пала одной из жертв не только вируса непонятного происхождения, но и самой страшной пандемии – мировой контрреволюции.

При прощании принято говорить: «Покойся с миром». Но, поистине, покой только снится ее неукротимому духу, и он не для ее памяти. Да и о мире сегодня нам приходится разве что мечтать. 

Велико наше горе. Глубоко и искренне наше соболезнование родным и близким ушедшей. 

Без тебя, дорогой товарищ, нам придется еще труднее и горше. Но твой пример должен укрепить в нас волю к столь же стойкому сопротивлению любому врагу и любой беде. До последнего дыхания.

Москва, 4 сентября 2021 г.
 

еще по теме