К 165-летию Хосе Марти

ХОСЕ МАРТИ

Сегодня исполнилось 165 лет со дня рождения великого сына кубинского народа – Хосе Марти.

Хосе Марти надо читать. Надо изучать обязательно. В пантеоне самых великих сынов человечества он стоит равным среди равных. Революционер, гражданин, мыслитель поэт, педагог, писатель, публицист, философ. Человек, чьи слова не расходились с делом, а за свои убеждения и идеалы он отдал жизнь. Хосе Марти пал в бою, сражаясь за независимость Кубы.

Давным-давно друг кубинец рассказал историю, которая абсолютно точно описывает мои собственные чувства от знакомства с произведениями Марти:

Его товарищ, немец, долгое время спрашивал всех, почему кубинцы так много говорят о Хосе Марти. Прошло время, он много прочитал, съездил на Кубу, и потом вновь терроризировал всех вопросом: «Почему кубинцы так мало говорят о Хосе Марти?!»

У меня был тот же самый вопрос. Ладно, уродливое современное образование. Но почему в советской школе мы не изучали Марти? Почему так мало издавали? Не снимали передач по ТВ? Глупость, право слово!

По другую сторону океана Марти знают все. Его авторитет столь велик, что даже враги Кубинской Революции правдами и неправдами пытаются затесаться к нему в наследники. Вы знаете, что всемирно известный памятник Марти в Гаване начал возводить тиран Батиста? Да. В годовщину столетия героя. Пытался выдать себя… за его наследника. Но «поколением столетия» (и по праву!!!) на Кубе называют монкадистов. Идя в бой, 25 июля 1953 года, Фидель сказал своим товарищам:

«Если завтра мы победим, скоро осуществится то, о чём мечтал Марти, если окажемся побеждёнными, …выйдут новые люди, готовые поднять знамя и идти вперёд, готовые умереть за Родину».

Памятник Марти достроили его истинные наследники, революционеры. Хотя проект изначальный был изменен. По замыслу батистовских скульпторов, фигура Марти должна была венчать стелу, планировалось вознести его над народом. Революционеры поставили памятник Апостолу революции в изножье монумента, а высоко в небеса вознеслись идеи Марти. По этим идеям всю жизнь сверял свои помыслы и поступки великий Фидель.

Другой, тоже выразительный пример. Свое мерзкое радио, денно и нощно вещающее ложь и призывы к изменению социалистического строя на Кубе, бандюки из Майами именуют «Радио Марти»… Нет, ну точно, мертвые не могут встать из гроба и задушить мерзавцев!

На Кубе Хосе Марти воистину национальный герой. Если попросить в России назвать самого великого кубинца, назовут Фиделя или Че. На Кубе скажут – Хосе Марти.

…Если вам посчастливится побывать в Сантьяго-де-Куба, обязательно сходите на кладбище Санта-Ифигения. Сразу скажу, что удовольствия от хождения среди могил не испытываю, лучше в музей сходить. Но сюда прийти стоит. Здесь можно было бы изучать историю борьбы за независимость Кубы. Над могилами героев развеваются национальные флаги. На могиле Сеспедеса флаг видоизменен. Точнее, он позже был видоизменен. А Байамо штурмовали именно с таким, как на могиле Сеспедеса. Мемориальное захоронение Хосе Марти отличается от всех остальных. Высокая восьмигранная башня со смотровой площадкой. Перед входом почетный караул.  Здесь все продумано до мелочей. Здание спроектировано таким образом, что от восхода до заката надгробие Апостола все время освещает солнце. На стенах вокруг могилы таблички с названиями провинций, за ними замурована земля со всех районов Острова Свободы. Если идет дождь – вода не попадает на укрытое стягом надгробие, а омывает его, словно обнимает двумя рукавами; могила становиться как бы островом посреди реки. Тоже символ. Марти погиб в бою у Дос Риос, недалеко от места слияния рек Контрамаэстре и Кауто… Не смотря на всю монументальность, памятник не подавляет. В нем чувствуется любовь. Любовь потомков к своему гению. Хочется молчать и думать…

«Революция добивается полной свободы армии, уничтожения всех ограничений, установленных собранием, не представлявшим всего народа, и порожденных недоверием горячей республиканской молодежи, или же властолюбием и страхом какого-либо предприимчивого, сугубо прозорливого каудильо, опасающегося чрезмерного влияния армии в будущем. Но одновременно революция требует широкого и полного республиканского представительства и управления страной в том же духе гуманности, человеческого достоинства и уважения к личности, который вдохновляет и поддерживает революционеров в освободительной борьбе. Что касается меня, то я прекрасно понимаю, что нельзя руководить народом, игнорируя его живую душу. Я отлично знаю, как воспламеняются сердца и люди поднимаются на смертный бой, когда в душе горит святой огонь. Но что касается формы общественного устройства, то здесь приходится учитывать и помыслы и дела людские, ибо люди сами творят свою судьбу. Вы знаете меня. Я буду защищать только то, что гарантирует победу революции и служит ей. Я сумею стать рядовым и не почувствую от этого никакой обиды, ибо буду знать, что идея моя жива. А когда мы обретем форму общественного устройства, то станем претворять ее в жизнь, независимо от того, буду делать это я или другие»…

И еще о любви…

Сейчас много рассуждают о будущем Кубинской Революции, о процессах обновления, идущих на Кубе.

Я начала читать Хосе Марти, потому что любила Кубу. Я люблю Кубу и верю в будущее Кубинской Революции, потому что читала Марти.

Жаль, что мало читала.

Наследие Марти богато и многогранно. Можно было бы в этот день почтить его память любым из произведений.

Я выбрала стихи.

Елена Ложкина

* * *
Ярмо и звезда
Родился я во тьме, и мать сказала:
«Цветок моих глубин, Властитель добрый,
Ито и отблеск – мой и Мирозданья,
Ребенок-рыбка в облике орла,
Коня и человека, с болью в сердце
Я подношу тебе два знака жизни,
Свой знак ты должен выбрать. Вот ярмо – 
Кто изберет его, тот насладится:
Покорный вол на службе у сеньоров
Спит на соломе теплой и вкушает
Обильные корма. А этот, видишь,
О тайна, мной рожденная как пик,
Горой рожденный, это знак второй,
Он озаряет, но и убивает, - 
Звезда, источник света. Грешник в страхе
Бежит от звездоносца, и, однако,
Сам звездоносец в жизни одинок,
Как будто он чудовищно преступен.
Но человек, удел вола избравший,
Становится скотом – в нем разум гаснет,
И должен мир творить свой путь сначала.
А тот, кто в руки взял звезду бесстрашно, - 
Творит, растет!
 Когда из чаши тела
Он выплеснется, как вино живое,
И собственное тело, словно яство,
С улыбкой скорбной на пиру кровавом
Подарит людям и отдаст священный
Свой голос ветрам Севера и Юга, - 
Звезда в сиянье облачит его,
И воздух над землею просветлеет,
И он, не знавший страха перед жизнью,
Во мгле взойдет на новую ступень».

И я воскликнул: «Дайте мне ярмо, - 
Встав на него, я выше подниму
Звезду, что озаряет, убивая…»

 

* * *

Я хочу умереть так же просто, 
Как трава умирает в полях, 
Вместо свеч надо мной будут звезды, 
усыпальницей станет земля.

 

Пусть предателей прячут от света

Под холодный, под каменный свод.

Был я честным, в награду за это

Я умру лицом на восход.

 

* * *

Заживо сдавшийся смерти,

Понял я только вчера:

Все исцеляет на свете

Сила любви и добра.

 

Пусть темнота, как в колодце,

Пусть обрывается след —

Делай добро, и прольется

В душу спасительный свет.

      

* * *

Свинцовый полог туч угрюмых

Вдруг луч багряный разорвал.

Корабль невольничий из трюма

На берег негров выгружал.

Сгибал деревья лютый ветер,

Пророк безжалостной судьбы. В

страну чужую на рассвете

Шли вереницею рабы.

Там, в переполненных бараках,

Их ждали тьма, тоска и страх.

Шла мать-рабыня. Громко плакал

Ребенок на ее руках.

Когда багровый, как в пустыне,

Поплыл над морем солнца диск,

На дереве, худой и синий,

Строптивый раб в петле повис.

Однажды мальчик увидал

Распухший труп. И в исступлении

У ног страдальца клятву дал

Смыть своей кровью преступление.

 

* * *

 Человек прямодушный, оттуда,

Где пальма растет в тиши,

Умирать не хочу я, покуда

Не родится стих из души.

 

Прихожу отовсюду, как чувство,

Уношусь в любые края,

С искусствами я — искусство,

На вершинах — вершина и я.

 

Я знаю много названий

Редчайших цветов и трав,

Знаю много гордых страданий

И смертоносных отрав.

 

Струились в ночь без просвета

Дождем на меня с высоты

Лучи чистейшего света

Божественной красоты.

 

Я видел, как светлые крылья

У прекрасных жен вырастали,

Я видел: из грязи и пыли

Бабочки вылетали.

 

Мужчину я видел: с кинжалом,

Вонзившимся в грудь, он жил,

Но ни разу вслух не назвал он

Той, кто жизни его лишил.

 

Душу, канувшую бесследно,

Два раза лишь видел я:

Когда умер отец мой бедный,

Когда ты ушла от меня.

 

Задрожал я лишь раз, — это было

В саду перед входом в сторожку,

Когда злая пчела укусила

В лицо мою девочку-крошку.

 

Раз в жизни был рад я безмерно,

Как в час настоящей удачи:

Когда приговор мой смертный

Объявил мне тюремщик, плача.

 

Слышу вздох над землей и водой,

Он, как ветер, коснулся нас,

Но это не вздох, это мой,

Это сын мой проснется сейчас.

 

Говорят, в самоцветах нужно

Искать и ценить чистоту,—

Оттого-то верную дружбу

Я любви всегда предпочту.

 

Я видел: орел был подстрелен

И взмыл к небесам голубым,

А гадюка издохла в щели,

Отравлена ядом своим.

 

Я знаю: когда мирозданье

Без сил, побледнев, затихает,—

Журча в глубоком молчанье,

Тихий родник возникает.

 

Рукой ледяной, но бесстрашной,

С восторгом и суеверьем

Я коснулся звезды погасшей,

Упавшей у самой двери.

 

В груди моей, год за годом,

Прячу боль, что сердце терзает:

Сын народа-раба народом

Живет и без слов умирает.

 

Все прекрасно, и все постоянно,

Есть музыка, разум во всем,

И все, как брильянт многогранный,

Было уголь, а свет — потом.

 

Я знаю, что толпы скорбящих

С почетом хоронят глупцов

И что в целом мире нет слаще

Кладбищенских спелых плодов.

 

Молчу, обо всем размышляю,

Не желаю прослыть рифмачом

И в пищу мышам оставляю

Мой докторский пыльный диплом.