Интервью с представителями Cоциалистической партии Шри-Ланки (СПШЛ)

Перевод:

 

[русский] [english]

 

1. Еще в ноябре националистический экс-генерал Готабая Раджапакса был избран президентом Шри-Ланки с 52% голосов. Он был кандидатом от SLPP (сингальско-буддийской националистической партии). Как вы объясните его победу?  

Да, президент Готабая был избран с 52% голосов. Это первый случай в Шри-Ланке, когда кандидат использовал религию и язык в своей избирательной кампании.  В качестве лозунга они выдвинули идею о том, что «нам нужна сингальская буддийская страна», игнорируя присутствие тамилов и мусульман.

Одна организация под названием «Bodubalasena» (ультра-шовинисты) призывала в 7000 храмах действовавшие тогда власти организовывать по 1000 голосов от каждого храма за Готабая Раджапакса, а с другой стороны они же заявляли, что Рунил и Митри (бывшие главы правительства) не смогли защитить страну и народ, - ссылаясь на «атаку в пасхальное воскресенье», - что не смогли обеспечить надежный план безопасности для страны.  Это были главные причины победы. Но никто в оппозиции не мог предсказать столь беспрецедентной победы.
 

2. Прошлогодние выборы состоялись всего через семь месяцев после взрыва бомб в пасхальное воскресенье, - тогда группы, называющие себя исламскими фундаменталистами, произвели взорвы в отелях и церквях, в результате чего погибло более 250 человек.  Можете ли вы объяснить предысторию этих взрывов и их влияние на шриланкийское общество в целом?

Как мы неоднократно писали, «нападения в пасхальное воскресенье» были совершены в двух столичных отелях (Sinnamon Garden и Kingsbury Hotel) и трех основных мусульманских мечетях - Коччикаде в столице Коломбо, Катувапитии возле Негомбо, и еще в одной - Баттикалоа - на востоке.  В отчетах говорилось, что это всё было спланировано радикальными исламскими фундаменталистами (ИГ) при поддержке группы джихадистов, базирующейся в Шри-Ланке - группы, в прошлом созданной нынешним президентом Готабая Раджапакса для противодействия LTTE, которую он и потом поддерживал в целях ее сохранения. Об этом говорилось в сообщениях после президентских выборов. На фоне этих нападений кардинал христианских церквей яростно критиковал предыдущий режим и призывал голосовать за Готабая Раджапакса (не напрямую, конечно), выступая в церквях. Со стороны Готабая,  Митри и Рунилу (бывшим лидерам) ставили в вину «атаки в пасхальное воскресенье». 
 

3. Учитывая историю Раджапаксы, многие опасаются, что он будет использовать старый и проверенный метод «разделяй и властвуй», настраивая различные этнические группы в стране друг против друга. Большинство сингальского буддистского населения фактически поддержало Раджапаксу, в то время как мусульманское меньшинство и тамилы голосовали за Премадасу. Какую политику, по вашему мнению, будет проводить Раджапакса?

Победив LTTE, Махинда Раджапакса стал героем сингальского буддийского народа. В частности, средства массовой информации создали Раджапаксу в качестве героя сингальского буддизма. Никто не выступал против - единодушно приняли идею, созданную СМИ.  Лозунг Раджапаксы заключался в том, что нет никакого национального вопроса, и что все - одна нация; что сингалы, тамилы и мусульмане живут в стране на равных правах. На самом деле меньшинство вело себя очень невинно и боялось кампании, развернутой сторонниками Раджапаксы. Большинство шовинистов-сингалов приветствовали Раджапаксу: ведь именно они сделали Махинду Раджапаксу патриотическим лидером Шри-Ланки, а тот использовал эту возможность для победы Готабайи.
 

4. Кандидат от уходящей партии ОНП Саджит Премадаса набрал 42%.  Можете ли вы объяснить, какие различия были, - если таковые были, - между двумя кандидатами.

Рунил и Митри пришли к власти в 2015 году, раздав много обещаний, в том числе отменить исполнительное президентство и внести поправки в конституцию, чтобы решить вопрос с тамило-язычными. Они действительно внесли некоторые поправки в конституцию - но не те, которые обещали. И это создало противоречия между президентом и премьер-министром.

Тем временем они предложили продать форт в Хамбантоте и подписали пакт с Сингапуром, а также торговое соглашение с Индией. Все это было невыгодно стране. Оппозиция и левые тоже выражали протест этим инициативам правительства. За два года до президентских выборов Митри и Рунил начали бороться друг с другом: Митри распустил парламент и назначил премьер-министром Махинду Раджапаксу. Были споры, но в конце концов он снова назначил Рунила премьер-министром. В течение последних шести месяцев президентской предвыборной кампании в ОНП возник еще один спор по поводу кандидата от ОНП: Рунил или Саджит? И в конце концов ОНП выбрала Саджита своим кандидатом.  По всей стране была неспокойная, неприятная и депрессивная ситуация. Но семья Раджапаксы получила все преимущества, и они единогласно выдвинули Готабайю, и начали кампанию на шесть месяцев раньше, что стало ещё одной причиной большого процента голосов за Готабайю - в дополнение к тому, о чём мы говорили ранее.
 

5. В итоге два основных кандидата распределили между собой 94% голосов. Какие еще партии шли на выборы - в частности, шли ли на выборы какие-то открыто левые кандидаты, и как они это делали?

Да, как мы знаем, мы не можем считать кандидата от JVP кандидатом слева, потому что их программа - социал-демократическая. Социалистическая партия решила бороться в одиночку. Хотя мы встречались с ними перед президентскими выборами и предлагали им единого кандидата, нам это не удалось. По большому счёту, USP (CWI) тоже боролась в одиночку. Мы пытались найти и выдвинуть единого кандидата от левых сил, но потерпели неудачу. И мы решили участвовать в президентских выборах с революционной программой. Нашим кандидатом была товарищ с опытом в сфере охраны окружающей среды, но не имевшая опыта с революционной программой партии. Мы использовали ее, чтобы привлечь внимание к нашей программе и некоторых избирателей в партию. Мы называем это «партией», но на самом деле это просто группа, хотя и с руководством, хорошо известным по опыту работы в старой LSSP. Большинство лидеров происходит из LSSP. Результаты выборов таковы: JVP - почти 450 000 голосов; Социалистическая партия - почти 8000; USP - почти 3000;  «народная» МСВС - почти 3000;  и SPSL - 27500 голосов.
 

6. Не могли бы вы поподробнее рассказать об экономической и социальной ситуации в Шри-Ланке?  Каков уровень бедности? Насколько велика безработица? Каковы основные экономические проблемы шри-ланкийских рабочих?

Согласно официальной статистике люди, живущие за национальной чертой бедности, составляют 4,1%, безработица же составляет 5,1%; людей, страдающих от недоедания - 1,1 миллиона. Основной доход в стране - это трудоустройство за рубежом (горничные на Ближнем Востоке), а также текстильная промышленность и туризм. В зонах свободной торговли у рабочих отсутствуют профсоюзные права.
 

7. Насколько сильно профсоюзное движение? Какой процент рабочей силы организован? Какое руководство у профсоюзов?  Еще в сентябре была волна крупных забастовок, в которой участвовали многие сектора. Под какими требованиями бастовали, и чем закончились забастовки?

Профсоюзное движение крайне слабо. В основном после поражения всеобщей стачки 1980 года профсоюзное движение раздробилось. Нет и прогрессивных профлидеров; все они - оппортунисты. В сентябре прошлого года профсоюзные лидеры-сторонники Раджапаксы запустили кампанию против правительства, чтобы заполучить политическое преимущество для избирательной кампании Готабая. Вся кампания остановилась после обещаний Раджапаксы. Значит, именно Раджапакса был тем человеком, кто проводил эту кампанию. Профсоюзов всего лишь несколько. Они утверждают, что независимы, хотя на самом деле они не независимы, не стоят в стороне от политики. Они использовали профсоюзную кампанию, чтобы выдвинуть лозунги против тогдашнего правительства. Создать профдвижение на Шри-Ланке - большая проблема. У нас есть небольшой профсоюз в государственном секторе, в канцелярских службах, в службе здравоохранения, ещё есть профсоюз учителей. У нас недостаточно сил, чтобы организовать независимую профсоюзную кампанию.
 

8. Шри-Ланка - страна с сильными левыми традициями в прошлом. Это была, к примеру, одна из стран, где троцкисты сумели создать значительную политическую силу, воплощенную в старой LSSP. Что случилось с левой традицией, и что левые делают сегодня?

Традиционных левых изничтожило их же собственное руководство после так называемой «политики коалиции» в 1964-м году. Теперь они лишь много болтают, а на деле с 1982 года поддерживают политику Раджапаксы. Сейчас от них остались только одни названия. После буржуазной политики 1964 года ЛМПП изгнал их собственный Четвертый Интернационал, обвинив их в «паблоизме». А после коллапса в СССР в 1989 году начала потихоньку вымирать и коммунистическая партия. Не осталось ни одного из старых лидеров этих партий, а новых членов не набирается. Они закончились как политическая силы. Слева теперь - вакуум. Социалистическая партия Шри-Ланки пытается заполнить этот вакуум, но фактически это ещё не партия, а только зачаток.
 

9. Вы баллотировались на выборах. Расскажите нам немного о своей организации и о том, каковой вы видите свою роль в нынешней политике Шри-Ланки. На какой программной позиции вы стоите, и каковы ваши цели?
 
Наша организация была основана в 2006 году после того, как двух товарищей - Махинду Деваджа и Бандулу Девараджа - исключили из USP по предложению Питером Тааффе - причём не по политическим причинам, а на основании историй, сфабрикованных Сиритунгой (лидером USP). Потом мы основали «Лигу за 5-й Интернационал» в 2008 году и продолжили свою работу, и они исключили нас в апреле 2020 года из-за того, что мы пошли бороться на президентских выборах. Мы до сих пор считаем верным использование избирательной тактики, но верно и то, что выбранный нами кандидат оказался ошибкой. Но секции не изгоняют за тактические ошибки. Мы принесли свои извинения, а они не учли наши извинения и выгнали нас. Вместе с тем, мы не согласились с их тактикой по отношению к выборам. Они говорили, что мы не партия, а группа. И правильно - мы это признаем. Но как мы можем превратиться в партию, не вмешиваясь в массовые мероприятия? Будут выборы, будут и массовые акции, как положено в колониальной стране - будут без сильных левых, без сильного движения профсоюзов. Мы думаем, что рабочему классу и угнетенным массам нужна альтернатива. JVP при отсутствии LLSP, CP и FSP не являются альтернативой.  Мы были единственной партией, выдвинувшей революционную программу и боровшейся на президентских выборах.