Художественная культура как фактор приращения знаний о религии и свободомыслии

Художественная культура (прежде всего художественная литература, фольклор, а также изобразительное искусство, архитектура, кинематограф и др.) представляет собой огромный резерв знаний о религии и свободо мыслии. При всем многообразии источников, на которые опираются религиоведы, среди них, как правило, преобладают источники религиозные, что поневоле влияет на преувеличение роли религии в жизни индивидов и общества в целом. Однако в художественной литературе, особенно светской, картина социальной и духовной, в том числе религиозной жизни нередко предстает более полнокровной, разнообразной, красочной, в конечном счете, более объективной. Во многом это обусловлено сплавом эмоционального, рационального и интуитивного проникновения творцов художественной культуры в жизнь человека и общества. Писатели, поэты, драматурги нередко раньше, чем философы, улавливают особенности духовной жизни общества, «ветер перемен», раскрывая внутренний мир людей своего времени. Они создают духовную атмосферу, в которой формируются философы. В свою очередь, идеи мыслителей проникают в художественную среду, стимулируя ее интерес к мировоззренческим проблемам. Изучение художественной литературы как источника, заключающего в себе знания о религии, приведет к корректировке представлений об уровне, распространенности и специфике религиозности и иррелигиозности в то или иное время. В ней отражаются психоло гические черты и взаимоотношения современников из разной социальной среды, их мировосприятие, в том числе свободомыслие.

 

Писатели, поэты, драматурги нередко раньше, чем философы, улавливают особенности духовной жизни общества, «ветер перемен», раскрывая внутренний мир людей своего времени.

 

Так, духовная жизнь общества даже в период Средневековья оказывается гораздо более свободной от взглядов и поведения, диктуемых религией, чем принято считать, — об этом свидетельствуют, например, латинские новеллы XIII в., провансальская поэзия, в том числе любовные стихи графини де Диа (кон. XII — нач. XIII в.), поэзия вагантов и т. д. Появившиеся в период «овидианского Возрождения» такие вольнодумные сочинения, как трактат «О любви» Андрея Капеллана, любовный письмовник «Колесо Венерино» Бонкомпаньо и др. В них открывается совершенно безрелигиозный мир чувств, мыслей и действий средневекового человека.

Отражение сложности и разнообразия духовной жизни особенно характерно для писателей последних двух веков; они выявляют самые разнообразные типы верующих — от фанатиков до скептиков и неверующих — от скептиков до последовательных атеистов, в их отношении к обществу, друг к другу, к нравственным ценностям[1]. Важно то, что здесь религиозность и иррелигиозность диалектично раскрываются в их конкретной, специфичной форме, присущей именно данному и одновременно предшествующему времени, индивиду и одновременно сообществу. К тому же в отношении автора к персонажам просматривается его собственная позиция, — описание духовной жизни других предстает одновременно как самоописание. В художественной литературе раскрываются также процессы изменения мировоззренческой ориентации личности от религии к неверию или, наоборот, от атеизма к вере. В наблюдениях писателей так или иначе откладываются их размышления о субъективных и объективных факторах этих процессов, о тенденциях и перспективах эволюции духовной культуры. Ценные сведения об уровне и формах религиозности содержатся также в трудах литературоведов и искусствоведов, в поле зрения которых обязательно попадают проблемы религии. Итак, религиоведческое исследование художественной литературы позволит внести изменения в современные представления о степени глубины и распространенности религиозности и свободомыслия в разные периоды истории и в разных регионах, обогатить знания о психологии верующих и неверующих, о путях эволюции духовной жизни индивида и общества. Художественную культуру следует выделить в специальную область исследования религии и свободомыслия.

 

Тезисы к конференции «Современные подходы к изучению религии». МГУ; ПСТГУ.
13–14 декабря. 2013.


Примечания

  1. Разнообразные типы верующих и свободомыслящих представлены, например, в таких произведениях, как «Обедня безбожника» О. де Бальзака, «Мадам Жервезе» братьев Э. и Ж. Гонкуров, «Аббат Жюль» О. Мирбо, «Жан Баруа» Мартена Роже дю Гара, в сочинениях Анатоля Франса, в драме «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Песнях Мальдорора» Лотреамона.