Эжен Потье – поэт рабочей Франции. 200 лет со дня рождения

200 лет назад, 4 октября 1816 года, в Париже родился Эжен Потье – автор одного всем известного гимна, называть который и цитировать мы не будем – так, на всякий случай, раз уж это всем известное произведение под запретом на Украине.

Э. Потье – сын рабочего и сам рабочий – прожил долгую и бурную жизнь. Он принял личное участие во всех революциях, происходивших во Франции XIX века. Сражался на баррикадах в 1848 году и являлся членом Парижской коммуны, став одним из последних её защитников. После поражения Коммуны Потье скрывался и вынужден был бежать в Англию, оттуда перебравшись в Америку. Только в 1880 году, после амнистии коммунаров, он смог вернуться на родину, чтобы прожить ещё семь лет, тяжело, однако, уже болея. Поразительное совпадение: ушёл из жизни Эжен Потье почти ровно за 30 лет до Октябрьской революции – 6 ноября 1887 года.

Умер он в нищете (как и создатель бессмертной «Марсельезы» Руже де Лиль), однако на похороны пролетарского поэта, гроб которого украсил красный шарф коммунара, пришли на знаменитое кладбище Пер-Лашез тысячи простых парижан. Прощание с покойным превратилось в грозную манифестацию. Дочь Карла Маркса Лаура Лафарг дала на похоронах клятвенное обещание сделать всё от неё возможное для распространения поэтического наследия Эжена Потье среди рабочих всех стран мира. «Песни Потье, – писала она, – лучшие и даже единственные революционные песни, которыми могли бы похвалиться французы нашего поколения».

Сочинять стихи Э. Потье начал ещё в юности, учась у революционного поэта Пьера Жана Беранже (1780–1857). Свою первую песню – «Да здравствует свобода!» – он написал в 14 лет, откликнувшись на революцию 1830 года, – и здесь, конечно, вспоминается «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа, написанная по мотивам тех же событий. В 1840-е годы Потье выступил с боевой, остросоциальной поэзией, рисовавшей бедствия народных масс, бичевавшей язвы капитализма и призывавшей к революционной борьбе. «Шансон» он сделал мощным оружием революционной пропаганды. Находясь под влиянием идей утопического социализма и анархизма, в 1870 году Эжен Потье, тем не менее, присоединился к французской секции Первого Интернационала, в эмиграции сотрудничал с социалистами США, а на излёте жизни вступил в марксистскую Рабочую партию, основанную Жюлем Гедом (1845–1922).

Волны революции и реакции сменяли друг друга, и если, например, в начале 1848-го Потье воспевал революцию, энергию народного бунта, то после поражения Июньского восстания ему оставалось только лишь сокрушаться по этому поводу, соединяя мрачный пессимизм с неугасаемой ненавистью к победившей буржуазии. Во времена правления Наполеона III поэт не избежал колебаний, порою допускал примирительное отношение к капиталистическим порядкам – но то были, скорее, лишь минуты слабости в обстановке экономического подъёма и под обманчивым впечатлением от социальной демагогии бонапартизма. Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что Потье был ремесленником, а не рабочим крупного, машинного, подлинно индустриального производства. Он всю жизнь без устали учился, читал книги, штудировал политэкономию и философию, однако так и не сумел полностью преодолеть мелкобуржуазные взгляды, чрезвычайно распространённые в среде французских рабочих того времени и сильно мешавшие организации их борьбы.

Зато верность Парижской коммуне Эжен Потье непоколебимо сохранил до последних дней жизни. Своё главное произведение он написал в июне 1871 года, по горячим, так сказать, следам поражения восстания парижских рабочих и кровавой расправы «версальцев» над ними. Можно легко представить себе, какие чувства испытывал коммунар – поверженный, загнанный в глухое подполье, пребывавший под угрозой ареста и неминуемой в таком случае казни. В какой-то момент газеты даже сообщили, что «известный бунтовщик» Потье схвачен и расстрелян – и слух об этом прошёлся среди брошенных в тюрьмы соратников певца рабочей Франции.

Сам он уже немолод, и его к тому времени уже не слушалась одна рука – что, однако, не помешало Потье лично биться на баррикадах Парижа. Ещё в юности он дал клятву своему учителю и кумиру Беранже: как бы ни сложилась его судьба, он всегда будет бороться за дело трудящихся! И клятву свою Эжен Потье сдержал.

Он являлся одним из наиболее энергичных, деятельных и самоотверженных членов Коммуны. Потье, имевшего репутацию неподкупно честного и безупречно храброго человека, избрали в ЦК Национальной гвардии, он принял участие в организации Комитета общественного спасения. Вместе с выдающимся живописцем Гюставом Курбе (1819–77) Эжен Потье работал в Федерации художников.

Существуют подсчёты историков, что на 2,5 тысячи коммунаров, погибших в бою, пришлось, по меньшей мере, 30 тысяч, перебитых озверелыми врагами уже после подавления восстания. Кровь ручьями текла по мостовым, залила стену на кладбище Пер-Лашез, у которой палачи расстреливали последних бойцов Коммуны.

Не забыл Потье и того, как была потоплена в крови революция 1848 года, как убивали без суда и следствия всякого, у кого руки пахли порохом. А. И. Герцен – тоже очевидец тех событий – написал полные гнева слова: «За такие минуты ненавидят десять лет, мстят всю жизнь. Горе тем, кто прощает такие минуты!».

И вот в такой трагической ситуации Э. Потье, сменив штык на перо, написал стихотворение, пронизанное верой в неизбежность окончательной победы, зовущее в решительный бой. В 1871 году старика Потье почему-то не охватило то отчаяние, которое завладело молодым человеком в 1848-м! Что-то изменилось в его душе за эти без малого четверть века! Появилась убеждённость, и основанная, очевидно, на опыте Парижской коммуны – этого «первого штурма неба», по выражению Маркса.

Самому Э. Потье не суждено было услышать своё произведение облечённым в музыкальную форму – музыка к нему была написана только после смерти автора текста. Изданный в 1887-м, незадолго до кончины Потье, сборник «Революционные песни» попал в руки к Пьеру Дегейтеру (1848–1932), рабочему-мебельщику родом из Бельгии, проживавшему в Лилле, по совместительству – музыканту-любителю.

В 1871 году он, солдат французской армии, с отрядом товарищей пытался пробиться в осаждённый Париж на выручку коммунарам – но потерпел неудачу.

Потрясённый стихотворением Потье, П. Дегейтер и сочинил к нему могучую мелодию – и созданное усилиями этих двух человек произведение было впервые исполнено 23 июня 1888 года на рабочем празднике Союза газетчиков в Лилле.

Главное произведение Потье переведено на все основные языки мира. Только на русском оно известно в нескольких вариантах. На украинский язык его перевёл в 1919 году Мыкола Вороной (1871–1938), поэт, между прочим, националистического толка, один из учредителей Центральной рады. Причислить этого человека, который был расстрелян НКВД в 1938 году, к сторонникам «тоталитарного режима» никак нельзя, но, тем не менее, его пламенные строки отнесены к символам «пропаганды тоталитаризма»! Да уж, «декоммунизация» на Украине порою доходит до абсурда!

Среди переводчиков главного творения Потье можно встретить выдающихся поэтов. Так, на абхазский язык его перевёл основоположник абхазской литературы и литературного языка, народный поэт Абхазии Дмитрий Гулиа (1874–1960).

Симфоническую разработку гимна выполнил в 1937-м Дмитрий Шостакович. Знаменитое произведение Эжена Потье вошло и в изобразительное искусство – к примеру, известный рисунок итальянца Ренато Гуттузо «Девушка, поющая ***». Или куда более известный в нашей стране триптих Гелия Коржева «Коммунисты».

Произведение Э. Потье – П. Дегейтера пытались запрещать с самого момента его появления. Сам Пьер Дегейтер опасался преследований и потому на титульном листе выпущенной брошюрки с текстом и нотами гимна попросил поставить лишь его фамилию – без имени. Из-за этого, к слову, впоследствии на авторские права пытался претендовать брат композитора Адольф, и только после долгих судебных тяжб в 1922 году автором музыки был официально признан Пьер Дегейтер.

Впрочем, «полуанонимность» его в 1888 году не спасла – он был уволен и попал в предпринимательские «чёрные списки». Как и Потье, Дегейтер бедствовал, и в последние годы жизни единственным средством существования для него стала особая пенсия, назначенная советским правительством. Именем Дегейтера названа ныне площадь в Лилле, а в его родном бельгийском Генте ему установлен памятник.

Французского учителя Армана Гослена за публикацию главного произведения Эжена Потье в своё время обвинили в «подстрекательстве к убийству» и посадили на один год в тюрьму. Известен и такой эпизод: в 1930-е годы в Румынии, в городе Плоешти прошёл судебный процесс против рабочих-нефтяников, вся вина которых состояла лишь в том, что они пели гимн, сочинённый Потье и Дегейтером.

«Марсельезу», впрочем, тоже запрещали и преследовали после Реставрации. Однако сегодня это государственный гимн Французской Республики. Исполинское Слово, ежели оно пошло в массы, овладело ими, запретить и заглушить невозможно.