В отношении к женщине, как к добыче и служанке общественного сладострастия, выражена та бесконечная деградация, в которой человек оказывается по отношению к самому себе.
К. Маркс,
ПСС, т.42, стр. 116
8 марта – праздник известный каждому жителю СНГ. В этот день цветочные магазины работают круглосуточно: люди сметают цветы, духи и прочие милые безделушки даже с завышенной на триста процентов ценой. Словом, настоящий разгул мелкобуржуазной стихии! Мы привыкли называть 8 марта “международным женским днем”. Однако это название лишь отчасти отражает историю и подлинный смысл праздника. Понять настоящий смысл женского праздника невозможно вне контекста истории женского вопроса.
Мы лишь кратко проследим ее, начиная со второй половины XIX века. Капиталистический строй завершает свое победное шествие против отжившего феодализма. Эпоха крупной промышленности, связанная с невиданной революцией в машиностроении и всем производстве в целом.
Массовый ручной труд окончательно и повсеместно заменяется на машинный. Там, где прежде могла применяться лишь грубая мужская сила, начинает применяться женский и детский труд. Различия пола и возраста не имеют прежнего значения для производства. Между тем (1 – пункты указаны для удобства интонирования) бесправное положение женщины в традиционном, патриархальном, по существу, обществе, (2) бремя религиозных и бытовых предрассудков, унаследованных от феодализма, (3) беззащитность женщины, которой к тому же нужно рожать, кормить и заботиться о детях - (4) все это ставит ее в невыгодное положение в качестве продавца рабочей силы на трудовом рынке. Это ведет к тому, что за тот же труд женщина получает в среднем на треть меньше мужчины, да и работать ей приходится больше – вплоть до шестнадцати часов в день. Женщина подвергается двойной эксплуатации – как мать и домохозяйка и как работница на капиталистическом предприятии, причем вопреки всяким разговорам о справедливости капитал лишь усиливает свой гнет, используя уязвимое положение женщины. В конфликте между трудом и капиталом выделяется особенно остро конфликт между капиталом и женским трудом.
Машины, современный способ производства, постепенно стали подрывать основы собственного производства в домашнем хозяйстве, и уже не тысячи, а миллионы женщин были поставлены перед проблемой: где мы должны зарабатывать на жизнь, что придаст нашей жизни серьезное содержание, какое занятие принесет нам также и моральное удовлетворение? Миллионы женщин были вынуждены теперь искать заработок и занятие вне семьи, в обществе. Тогда они осознали, что социальное бесправие лишает их возможности защищать свои интересы, и вот здесь-то и возник современный женский вопрос
К. Цеткин,
Социализм придет к победе только вместе с женщиной-пролетаркой!
Уже в 1857-м (тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году) году этот конфликт проявился открыто. 8 марта 1857-го года на акцию протеста вышли женщины Нью-Йорка – работницы швейных фабрик. Полиция быстро разогнала их, но женщины, проявив чудеса классовой сознательности, недостижимой многими рабочими и сегодня, организовали профсоюз для защиты своих интересов. Началась эпоха борьбы женщины против капиталистического гнета, борьбы, в которой женщины в силу двойственности своего положения в капиталистическом обществе часто оказывались в авангарде рабочего движения в целом.
В этом же году в Германии в семье сельского учителя родилась женщина, которой суждено будет стать символом мирового женского движения: Клара Цеткин. Ее имя будет навечно связано с именем ее подруги, родившейся еще через 14 лет, 5 марта 1871 года, с именем Розы Люксембург. Они познакомились в 1890-м году, когда Цеткин уже была активным членом социал-демократической партии и активно участвовала в подготовке Учредительного конгресса II Интернационала. С тех пор коллеги по партии ехидно усмехались: «В нашей хлипкой партии есть только двое настоящих мужиков — Клара Цеткин и Роза Люксембург».
Во время революции в Германии Роза встанет во главе уже всего коммунистического движения – и примет мученическую смерть от рук фрайкоровских головорезов.
Пролетарская революция может пробиться к полной ясности и зрелости лишь ступень за ступенью, шаг за шагом, продвигаясь вперед по пути собственного горького опыта, подобно восшествию на Голгофу, через поражения и победы.
Победа Союза Спартака стоит не в начале, а в конце революции: она идентична победе огромных многомиллионных масс социалистического пролетариата.
Вставайте, пролетарии! На борьбу! Ради того, чтобы завоевать один мир и побороть другой. В этой последней классовой битве мировой истории за высшие цели человечества враг заслуживает только одного: меч к горлу и колено на грудь!
Роза Люксембург,
Чего хочет Союз Спартака?
Но это будет потом. Пока же в 1901 году о своих правах решили напомнить американские домохозяйки. Выйдя на улицы Чикаго с перевернутыми кастрюлями и тазами, звонко барабаня, они требовали уравнять их политические и экономические права.
В это же время в далекой Российской империи женщины не могли и помышлять о чем-то подобном, не имея доступа ни к образованию, ни к получению профессиональной квалификации, ни к политической и культурной жизни.
По данным переписи населения 1897 г., 55% женщин, занятых наемным трудом, работали в качестве прислуги у капиталистов, землевладельцев и чиновников, 25% батрачили у помещиков и кулаков и только 13% работали на промышленных предприятиях и лишь 4% — в учреждениях просвещения и здравоохранения. Лишь около 17% женщин были грамотными, и только единицы из них с огромным трудом пробивали себе путь в науку.
Женщинам запрещалось занимать должности в правительственных учреждениях. Само собой, не могло и речи быть об избирательном праве. Замужняя женщина не имела даже своего паспорта - ее имя вписывалось в паспорт мужа. Без разрешения мужа она не могла ни устроиться на работу, ни пойти учиться. Главой семьи и распорядителем судеб детей был муж. Закон предписывал жене повиноваться мужу как главе семейства, «пребывать к нему в почтении и неограниченном послушании, оказывать всякое угождение...» При этом муж имел право выгнать жену из дому и запретить ей видеться с детьми – даже женщины, принадлежащие к высшим сословиям, страдали от этого крепостнического порядка, достаточно напомнить историю Анны Карениной.
Что и говорить о положении женщин из низших сословий? Россия в то время – все еще крестьянская страна. И сложно позавидовать жизни крестьянок. Работали они от зари до зари, в поле рожали и в поле умирали их дети. Детская смертность была ужасающей - 43% родившихся умирало в возрасте до 5 лет. В дореволюционной России почти не было учреждений материнства и детства. Средняя продолжительность жизни женщин составляла 33 года.
Маслова была дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер-барышень помещиц. Незамужняя женщина эта рожала каждый год, и, как это обыкновенно делается по деревням, ребенка крестили, и потом мать не кормила нежеланно появившегося ненужного и мешавшего работе ребенка, и он скоро умирал от голода.
Так умерло пять детей. Всех их крестили, потом не кормили, и они умирали
Л.Н. Толстой,
роман «Воскресение»
Думаю, что нигде не бьют женщин так безжалостно и страшно, как в русской деревне, и, вероятно, ни в одной стране нет таких вот пословиц-советов:
«Бей жену обухом, припади да понюхай - дышит? - морочит, еще хочет». «Жена дважды мила бывает: когда в дом ведут, да когда в могилу несут». «На бабу да на скотину суда нет». «Чем больше бабу бьешь, тем щи вкуснее».Сотни таких афоризмов, - в них заключена веками нажитая мудрость народа, - обращаются в деревне, эти советы слышат, на них воспитываются дети
М. Горький,
О русском крестьянстве
Не лучше дело обстояло и в городах. Вся обстановка фабричной жизни коверкала судьбы работниц. Никаких законов об охране женского труда и материнства не существовало. Тех же, кто не выдерживал 16 часов заводского ада, ждала легальная проституция и кровать в борделе в рабочем бараке. В 1913 г. в Санкт-Петербурге число высших учебных заведений равнялось числу официально зарегистрированных публичных домов.
В своей докторской диссертации на эту тему П.Е.Обозненко, проанализировав несколько тысяч столичных проституток за три года уходящего XIX века, обнаружил, что 58,3% вовлеченных в «позорный промысел» женщин указывали в качестве главной причины своего падения безработицу, неимение средств для лечения, материальную нужду.
В 1889 году в России было зарегистрировано около 18 тысяч проституток и несмотря на призывы оказывать помощь беременным и “возвращающимся к честному образу жизни”, в 1901-м году их число достигло уже 35 тысяч (15 – в домах терпимости и 20 – одиночек). Скажем о беременности еще несколько слов.
В царской России не существовало законов, охраняющих беременную женщину-работницу. Женщины продолжали работать, что называется, до упора, и даже во время родов им не всегда обеспечивалась медицинская помощь. Острая необходимость в родильных домах ощущалась даже в Петербурге.
В фабричных районах России смертность детей до 3 лет достигала 54% и превышала даже деревенскую. Из большинства остальных вырастал особый тип «фабричных» детей — слабосильных, отсталых в развитии, непригодных к воинской службе — результат тяжелого труда и отсутствия отдыха у матерей во время беременности.. Ежегодно в европейской России умирало до миллиона двухсот тысяч детей.
Женщины выполняли преимущественно простую, неквалифицированную работу, об охране труда не приходится и говорить.
Труд на предприятиях в отвратительных производственных условиях был для женщин тяжел и вреден. Особенно много их трудилось на текстильных предприятиях, где, как, впрочем, и в других отраслях, случаи освобождения работниц до и после родов с сохранением содержания были крайне редким явлением и имели место лишь на двух предприятиях: Саввы Морозова в Орехове- Зуеве и братьев Леонтьевых в Петербурге. От пыли, жары, влажного воздуха на текстильных предприятиях женщины заболевали туберкулезом. Так как хозяева предприятий строили многоэтажные корпуса, полы сотрясались от работы станков и механизмов, что вызывало потерю чувства равновесия, головокружение, неврастению. От шума ткацких станков работницы глохли. На аппретурно-красильных фабриках температура воздуха достигала 45°, он был пропитан одуряющими испарениями. Краска впитывалась в тело, кожа слезала, зубы крошились. Чтобы не отравиться черным анилином, рабочие ежедневно принимали противоядие.
На фабриках т-ва «Треугольник» запахом резины пропитывалась не только одежда работниц, но и они сами, их кожа, волосы. Дети отказывались брать грудь матери и погибали от голода
Э.Э. Крузе,
Условия труда и быта рабочего класса в России в 1900-1914 гг., 1981
Как видим, никаких мер по уменьшению вреда для здоровья на предприятиях, где работают женщины, не предпринималось. Вместе с тем, они продолжали получать вдвое меньше мужчин. При этом не нужно забывать о том двойном гнете, о котором мы говорили в самом начале.
Разве работая вместе с мужчиной на фабрике, на заводе по 11–12 часов и получая за свою работу значительно более низкую плату, чем получает мужчина, получая нищенские гроши, более слабая по своей организации женщина не завалена еще и домашней необходимой и нелегкой работой? Разве легко после бесконечной, трудной работы на фабрике каждую свободную минуту, когда мужчина может и отдохнуть, может участвовать в общественной жизни, почитать, потолковать с товарищами о прочитанном, вместо всего этого, забывая себя, отдаваться необходимой возне с детьми? Нужно им и постирать, и белье починить, и накормить их, а чем накормишь, когда продукты все дорожают, а заработок так мал?… Так в этих расчетах, в этих заботах и хлопотах по хозяйству проходит все свободное время семейной работницы, и нет почти свободного времени для отдыха, для личной жизни. Утомленная, больная от нездорового и бесконечного труда на фабрике, не зная покоя дома, с утра до поздней ночи, изо дня в день, из месяца в месяц бьется работница-мать и знает только нужду, только заботы, только горе. Проходит ее жизнь мрачно, безрадостно, быстро стареет она разбитая, исстрадавшаяся в годы, когда человек должен наслаждаться полным расцветом своих сил, умирает, не узнав счастья в жизни – гибнет, как сломанное молодое дерево
Журнал “Работница”, 19 апреля 1914 года
Итак, как видим, женский вопрос напрямую вырастает из рабочего вопроса. Причем и в странах развитого капитализма, и в дореволюционной России он приобретает одну и ту же форму. Решить женский вопрос, значит превратить две неравные по своему положению части угнетенных масс в единую армию борцов за уничтожение всякого неравноправия, за уничтожение всякого гнета, за победу пролетариата, за построение нового, социалистического общества. В этом – и только в этом исторический смысл Международного женского дня: дня женской солидарности. И вот – через 60 лет после демонстрации 8 марта 1857-го года – женская манифестация 8 марта 1917-го, прошедшая в Петрограде, стала прологом к Февральской революции. Но она по существу своем не могла освободить женщину т.к. история социалистической революции подтвердила: освобождение рабочего класса от ига его угнетателей есть в то же время и освобождение женщины. Использованные буржуазией в марте 1917 года требования женщин - пролетариев были закреплены только после Октябрьской революции. Советская Россия стала, таким образом, первым крупным государством мира, где было достигнуто политическое – а затем и экономическое равноправие мужского и женского пола. Термин “Обобществление жен”, которым, как известно, попрекают коммунистов, выразилось в установлении самого прогрессивного в мире декретного отпуска и других льгот, которыми женщины в нашей стране пользуются до сих пор, приобщения женщины ко всей полноте общественной жизни. Подробно об этом термине вы можете ознакомиться в одном из видео Вестника бури, ссылочка появилась наверху.
Постепенно после революции по мере овладения социалистическим планированием всей экономикой страны, благодаря коллективизации и индустриализации Советская власть обеспечивала трудящихся все новыми экономическими гарантиями и социальными завоеваниями. Граждане СССР получили право на 8 часовой рабочий день, обязательную работу и жилье, бесплатное образование и медицину. Советская наука и производство поистине творили чудеса. Через 44 года после социалистической революции уроженец когда-то аграрной и в большинстве безграмотной страны Ю.А.Гагарин – 12 апреля 1961 года впервые в истории человечества покорил космос. А еще через 2 года 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6 Валентина Терешкова стала первой женщиной, покорившей космос. Так было в СССР, а в то же время в США в 1967 году Кетрин Свитцер только путем уловок смогла пробежать сорока километровый марафон в Бостоне наравне с мужчинами, в котором она подвергалась унижениям организаторов и толчкам участников марафона. Официально женщинам разрешили участвовать в Бостонском марафоне только через 5 лет после самовольного старта Свитцер.
Еще несколько слов хочется добавить о первой женщине-космонавте Валентине Терешковой. Сегодня она - депутат Государственной думы от Единой России. К сожалению, Терешкова продала свои идеалы ради личных интересов, забыла о социальных достижениях Советского Союза. Она забыла, а точнее не хочет вспоминать такие факты, как допустим первый в мире установленный декретный отпуск, а 19 июля 2018 года проголосовала за повышение пенсионного возраста.
70 лет мужчины и женщины Советского Союза в равной степени получали все социальные льготы, до которых капиталистические страны не дошли до сих пор. Существовали еще десятки, а может и сотни всевозможных льгот для разных категорий граждан, но в тоже время одинаковых как для советских мужчин, так и для советских женщин. Женщины занимались наукой, творчеством, политикой и многим многим другим, а также занимали ключевые должности на предприятиях. Труд советских женщин и советских мужчин одинаковой квалификации оплачивался одинаково. И как учил Фридрих Энгельс - для нового общества это не было чем-то странным и необычным ни для кого. И уже никак нельзя было не согласиться со словами Карла Маркса.
«Общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола...»
На фоне невиданных успехов в деле борьбы за гражданские права женщин, достигнутых по всему миру, в том числе, благодаря Советскому Союзу, особенно бросаются в глаза крайне скромные успехи в установлении фактического равенства полов. С победой буржуазной контрреволюции вернулись и предпосылки экономического неравенства мужчины и женщины – более уязвимой к методам экономического принуждения. А где неравенство экономическое, там и неравенство политическое. Современный феминизм выполняет в данном случае функцию стравливания пара: уж лучше феминизм, чем коммунизм, рассуждают капиталисты – и вводят в советы директоров непропорциональное число женщин и представителей новомодных половых групп – продолжая крепить стеклянные потолки и урезать зарплаты.
Все более очевидна недостаточность одних только гражданских прав для обеспечения действительного равноправия, становится все яснее, что в настоящее время борьба за права женщин может реализовываться только как борьба за права всех трудящихся. Сегодня задача освобождения женщины есть задача освобождения всего человечества, и миссия этого освобождения всецело возлагается на пролетариат и пролетарскую революцию, в деле осуществления которой женщины уже сыграли и еще сыграют не раз самую выдающуюся роль.
Да здравствует Международный день солидарности женщин в борьбе за равные права.