Красный цензор: мы участники великой битвы

Проект «Красный цензор» появился не так давно, но уже успел привлечь к себе внимание. Николай Яррин, красный цензор,  анализирует явления современной поп-культуры. Мы поговорили с Николаем о его проекте, об искусстве и, конечно, о коммунизме. 

 

Для начала, пожалуй, один важный вопрос. Как ты стал коммунистом?

Я считаю свою историю становления коммунистом очень показательной. Разумеется, на меня большое влияние оказала коммунистическая пропаганда в интернете. Но это не главное, так как необходимый теоретический материал был доступен в большом количестве и раньше, было бы желание и время. И вот последнего мне, как и миллионам других людей, не доставало. Я полностью был погружен в учебу. После ее окончания я оказался в свободном плавании и не смог найти работу по специальности. Поэтому все свободное время я решил потратить на саморазвитие. Что касается материалов, то большое влияние на меня оказал Михаил Васильевич Попов и лекции Красного Университета.

Для меня лозунг «добьемся сокращения рабочего дня до 6 часов» — это не пустой звук. Это абсолютно необходимое условие для того, чтобы рабочие стали массово изучать коммунистическую теорию. Это абсолютно материалистическая точка зрения. Разумеется, отдельные личности способны обучаться азам классовой борьбы в самых тяжелых условиях, и это делает их только сильнее. Но массы таким образом на борьбу не поднять.

Я стал коммунистом, когда у меня появилось свободное время для изучения марксизма-ленинизма.

 

А теперь приступим к твоему проекту с хлестким названием — «Красный цензор». Как тебе пришла в голову эта идея? Как родилось название?

Идея приходит, когда для нее созданы все условия. У меня накопился определенный багаж знаний, опыт и желание приступить к действиям, а искрой послужил призыв брата создать свой канал.

 

Говорить о морали, не имея классового подхода, крайне сложно, все скатывается в субъективизм.

 

Всем сознательным гражданам ясно, что современное кино, музыка, книги переполнены темой насилия, секса и культом денег. И чтобы это понимать, не обязательно быть коммунистом. Но это понимание по-своему очень примитивно, оно на уровне интуиции. Его необходимо наполнить содержанием. Но говорить о морали, не имея классового подхода, крайне сложно, все скатывается в субъективизм, где одному кажется моральным одно, другому — другое. И я решил, что необходимо создать канал, где я буду помогать людям применять классовое мышление ко всем общественным процессам. Из этого следует, что каким-то процессам будет дан зеленый свет, а каким-то — красный, то есть будет наложен некий ценз. А так как общественные процессы подразумевают общество, то цензуре подвергается почти все, что нас окружает. Осталось определиться, на стороне какого класса мы будем стоять. Понятное дело — на стороне рабочих. Получился «Красный цензор».

 

В чем ты находишь вдохновение и как ты выбираешь «жертв» для своих обзоров?

Для коммуниста вдохновением служит наша повседневная жизнь. Куда ни глянь — везде вдохновение. Если жестокость, несправедливость и эксплуатация не способны вас вдохновить на борьбу против этих явлений, вы не вполне коммунист.

А выбор «жертв» не составляет особого труда. Бери любого представителя творческой интеллигенции — и в его работах можно найти целый ворох элементов, напичканный буржуазной пропагандой.

 

 

Чаще всего ты обращаетесь к хип-хоп исполнителям — это от особой любви к стилю или некая предвзятость к жанру? Есть ли хип-хоп исполнители, которых можно ставить в пример?

Особой любви или предвзятости к жанру у меня нет. Дело в том, что, когда я обдумывал концепцию канала, я понимал, что мои возможности крайне ограничены: нет времени, ресурсов, опыта выступать на камеру, писать сценарий, нет глубины понимания вопроса. И я решил создать некий план того, как я буду развивать канал. Держа в голове основную цель создания канала — развить у зрителя классовый подход к оценке общественных процессов, я решил начать с самого простого и доступного, то есть с отечественных рэп-исполнителей. Сделано это по ряду причин. Во-первых, все понимают, что в своей массе русский хип-хоп плох, что во многих песнях идет пропаганда насилия, унижения человеческого достоинства, культа денег и асоциального образа жизни. Поэтому разногласия между молодым каналом и аудиторией будут минимальны. Во-вторых, из-за особой специфики этот жанр очень увлекает молодежь и совершенно игнорируется взрослой аудиторией, поэтому первые с помощью моих роликов способны открыть для себя марксизм, а вторые — узнать о контенте, который тоннами скармливается молодым. И, в-третьих, это быстрый способ наловчиться на поприще блогинга, прежде чем приступать к серьёзным проектам. С технической стороны разбор клипа занимает намного меньше времени, чем разбор фильма.

 

Для предстоящей борьбы, на ряду с классикой, нам нужны новые гимны и марши побед.

 

 

Почему ты уделяешь такое внимание именно музыке? Как она влияет на массы?

Музыка сопровождает человечество со времени его зарождения. Песни являются голосом масс и в то же время остаются самым доступным методом для самовыражения, они содержат самую суть того, что хотел сказать автор. Если некую идею облечь в простое четверостишие и дополнить правильной мелодией, то она способна завладеть умами миллионов людей. Конечно, сегодня музыкальная индустрия — это крупный бизнес. Но это не значит, что из-за этого музыка оказывает меньшее влияния на сознание. Скорее — наоборот: она является одним из столпов современной культуры. Одна из наших целей, помимо простой критики буржуазной пропаганды, это возрождение социалистического искусства во всех формах —музыки, фильмов, картин и прочего, возрождение рабочей художественной самодеятельности. Для предстоящей борьбы, на ряду с классикой, нам нужны новые гимны и марши побед, способные поднять современное рабочее движение на ноги и помочь ему, гордо расправив грудь, вновь заявить о себе.

 

Так ли все грустно в современном искусстве? Какова ситуация в целом и есть ли положительные тенденции?

Разумеется, положительные тенденции есть. К сожалению, пока что они уступают по своей силе и влиянию тенденциям негативным. В проекте «Красный цензор» мы планируем делать и позитивные обзоры, распространяя песни, которые говорят за рабочий класс. К сожалению, истинно рабочих композиций в наше время почти что не пишется. Я говорю о популярной культуре. Сегодня нет новых рабочих марсельез или интернационалов. Если такие имеются, то они теряются в океане буржуазной посредственности. Но как бы буржуазия ни старалась, прогрессивные мысли будут появляться на свет. Если и не в качестве прямой пропаганды коммунизма, то как минимум в виде протеста против нынешних устоев и борьбы за справедливость. А уже более точную формулировку им должны давать агитаторы и пропагандисты левого движения.

 

Что ты думаешь о так называемом искусстве ради искусства? Может ли творческий человек быть аполитичным?

Творческая интеллигенция не может быть аполитична в принципе. Как и любая другая интеллигенция, она всегда будет служить интересам определенного класса, так как экономически от него зависима. Особенно это касается писателей, писательниц, художников и художниц. Рабочий класс физически не способен платить творческим людям, чтобы те создавали духовные блага, которые будут отвечать их интересам. За исключением редких случаев вроде фильма «28 панфиловцев».

 

В наше время отсутствие политической подоплеки в произведениях является равнозначным выступлению за диктатуру капитала.

 

Многие возразят, что они могут привести десяток примеров, когда автор создает работу, где о политике нет ни слова. Это не так. Дело в том, что в наше время отсутствие политической подоплеки в произведениях является равнозначным выступлению за диктатуру капитала. Даже если вы поете о неразделенной любви, вы тем самым заявляете, что вас устраивает, что всем правит людоедская система. Будь ваша любовь взаимной и вечной, вы тут же столкнетесь с непреодолимыми проблемами в виде финансового стеснения, невозможности завести детей без ущерба для семейного бюджета, отсутствие морали в обществе и высокой преступностью на каждом шагу. И ваша вечная любовь начнет трещать по швам под натиском суровой действительности, вызванной властью капитала.

 

 

Тут, как и во всех комплексных вопросах, нужно подходить диалектически, раз автор заявляет об аполитичности — он говорит о политике. Иначе бы это было не аполитичным заявлением, а просто заявлением.

 

В начале XX века, в период подъема рабочего и коммунистического движения, мировая культура обогатилась множеством прекрасных произведений искусства. Мы до сих пор любим их. Сейчас же на постсоветском пространстве трудно говорить о каких-либо достижениях, в связи с чем вопрос: какие могут быть перспективы у нашего искусства?

Искусство — это не ресурс, который возможно исчерпать, поэтому перспективы у него самые радужные. Пока существуют люди, будет существовать и искусство. Работники пера и кисти не создают идеи из пустоты, они аккумулируют весь полученный опыт и знания из мира, в котором они живут, и синтезируют нечто новое. А какой мир сегодня? По большей части капиталистический. И пока социализм вновь не стал реальностью, создание новых качественных работ является задачей самых прогрессивных и талантливых представителей творческой интеллигенции. Чтобы помочь таким людям, я создал фонд «Рабочая пропаганда», где мы собираем средства, которые пойдут на создание по-настоящему рабочего искусства. Подробнее о нем можете узнать в нашем паблике.

 

Какие главные проблемы ты видишь в рабочем движении как у нас, так и во всем мире?

Главная проблема рабочего движения в том, что в нем очень мало рабочих. Конечно, многие скажут, что проблемы в неорганизованности, разобщенности, оппортунизме и так далее. Но все это вытекают из того, что у многих современных коммунистов нет прочной связи с рабочим классом. Мне доводилось побывать на марксистской конференции в одной из западных стран в начале этого года. Это было крупное трехдневное мероприятие, на котором я узнал, насколько левое движение может запутаться, пытаясь обойтись без диктатуры пролетариата. Я обязательно расскажу об этом подробнее в будущем, поэтому следите за обновлениями на моем канале.

 

Пока вы помогаете фабричным рабочим подниматься на борьбу, вы мой товарищ.

 

Без существования советов не восстановить Советскую власть. А советы не получить без забастовочных комитетов. Забастовочные комитеты не получить без сильных профсоюзов. А профсоюз не получить без объединения рабочих по конкретным специальностям. Самая большая концентрация рабочих одной специальности — на фабриках и заводах. Поэтому все силы левого движения должны быть направлены на помощь и агитацию рабочих именно на заводах и фабриках. Конечно, можно пытаться агитировать водителей такси, офисных работников или врачей, но наши силы и без того крайне скудны. Нужно действовать там, где можно получить больший эффект от нашего присутствия. Мне все равно, если вы за Хрущева, Альенде или Ким Ир Сена, пока вы помогаете фабричным рабочим подниматься на борьбу, вы мой товарищ. И пока наше левое движение это не усвоит, мы так и будем барахтаться в болоте, пытаясь обвинить друг друга в инакомыслии.

 

Что ты думаешь о постмодернизме и леволиберальной повестке как в культуре в целом, так и их влиянии на коммунистическое движение?

Постмодернизм и леволиберализм — это все еще порождение капиталистического уклада мысли. С одной стороны, мы понимаем, что буржуазные ценности противоречат сущности человека, но с другой —  мы не знаем, как жить иначе. Одни уходят в полное отрицание всего, что есть, даже если это противоречит логике (у них верх — это низ, а низ — это слон), другие пытаются усидеть на двух стульях, чтобы и эксплуатацию сохранить, и всем хорошо сделать.

И вы правильно подметили, что эти веяния влияют на коммунистическое движение. Как я уже писал ранее, на марксистской конференции я лично видел людей, которые считали себя социалистами, но всячески противились любому ограничению свободы личности. Это очень привлекательно и создает приятный имидж прогрессивного борца за свободу и равенство. Такие «социалисты» очень импонируют молодежи, которые живут в мире, где уже непонятно, мальчик ты или девочка, где черных нельзя называть неграми, но стрельба в них без предупреждения, в случае малейшей угрозы, крайне приветствуется, где надо бороться со злыми корпорациями, но необходимо поддерживать производителей, которые заигрывают с твоими политическими убеждениями (например, покупать радужные браслеты за 100 долларов).

Коммунисты живут в том же обществе, что и все остальные люди, а значит — на них так же оказывает влияние искусство и мода. Этому необходимо давать самый жесткий отпор.

 

Ты один из немногих коммунистических блогеров, кто обращает внимание на объективацию женщин и сексизм в искусстве. Как ты считаешь, почему некоторые коммунисты пренебрежительно относятся к женскому вопросу?

Потому что они не являются коммунистами в полном смысле этого слова. Ввиду остаточного мелкобуржуазного мышления, они желают сохранить определенные социальные преимущества даже в условиях отсутствия частной собственности. Как можно отделить борьбу за освобождение человечества от любой формы эксплуатации, но вынести за ограду ПОЛОВИНУ этого человечества в лице женщин? Разумеется, я не говорю здесь о буржуазном феминизме, цель которого дать женщинам равные с мужчинами возможности эксплуатировать других людей. Настоящая феминистка — это коммунистка, осознающая связь женского вопроса и классовой борьбы. В каком-то смысле из этого следует и обратное.

Современное коммунистическое движение неизбежно потерпит поражение в борьбе за восстановление власти советов, если оно не будет включать в себя женщин-рабочих. Конечно, можно быть всяким коммунистом, но, чтобы отказаться от увеличения своих боевых рядов в два раза, надо быть полным идиотом.

 

Настоящая феминистка — это коммунистка, осознающая связь женского вопроса и классовой борьбы.

 

Даже если мелкобуржуазное мышление отсутствует, мужчины могут не углядеть срочности в решении определённых вопросов, потому что они с ними объективно не сталкиваются. Ввиду этого, даже самые прогрессивные мужчины не в состоянии полностью вести борьбу в интересах женщин-рабочих в одиночку. Без самих женщин женский вопрос не решить.

Каждый псевдокоммунист и социалист-женоненавистник должен понять, что интересы женщин-рабочих — это интересы всех рабочих. И если вы считаете, что интересы рабочих могут подождать, пока не свершится новая революция, то вы как минимум наивные дураки, а как максимум — враги всего рабочего класса.

 

 

 

Изучал ли ты специально наработки советских философов и других марксистов в области искусства? Что посоветуешь?

В советское время выпускалось очень много брошюр и методичек с разбором буржуазного киноискусства. Статьи с разоблачением самых популярных западных композиций постоянно печатались в газетах. Есть даже диссертации в области искусствоведения по вопросам морали в советском и западном кинематографе. Поэтому нет никакой проблемы изучить этот вопрос. Но чтобы подойти к вопросу фундаментально, необходимо изучать работы классиков марксизма-ленинизма. Так как экономический базис является основой существования всего общества, а искусство — это продукт общества, то ничего более обстоятельного по этому вопросу, чем «Капитал» Карла Маркса, вы не найдете.

 

Сегодня бездействие — равносильно помощи в удержании и осуществление диктатуры капитала.

 

И не стоит забывать про дедушку Ильича, который чутко подметил наркому просвещения Луначарскому: «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», а также «Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место».

Имея классовый подход к оценке общественных процессов и выбрав правильную сторону (ведь можно быть и сторонником класса буржуазии), можно увидеть, что дебри мира искусства не такие уж густые и темные.

 

Чего бы ты хотел пожелать читателям, да и не только читателям, а вообще всем людям?

Хочу пожелать быть смелее и настойчивей, дорогие друзья! Мы все являемся участниками великой битвы, избежать которой невозможно. Сегодня бездействие — равносильно помощи в удержании и осуществление диктатуры капитала. И только единым фронтом мы можем дать отпор. Приложите максимум усилий, чтобы рабочие всех стран соединились!