Светлинским металлургам сократили зарплату “по-тихому”

Уже полгода работники ферроникелевого завода ждут, когда новый гендиректор, проживающий в столице, поставит подпись под коллективным договором, который вернул бы работникам утраченные доплаты. Без них сотрудники производства, перейдя в новую организацию на том же заводе, утратили половину заработка. Прокуратура и профсоюз намерены привлечь собственника к ответственности.

Никаких непопулярных решений и объявлений об отмене выплат заводчанам. Никакого трудового спора и конфликта с профсоюзом на Буруктальском никелевом заводе, что в поселке Светлом Оренбургской области, не произошло. Просто в один осенний день, 1 октября 2016 года, все 267 работников предприятия были уволены и вновь приняты в другую организацию - ООО “Светлинский ферроникелевый завод”…

Не поменялось ровным счетом ничего. Литейщики, шихтовщики, лаборанты и мастера цехов на следующий день пришли на те же рабочие места и продолжили делать ферроникель, который затем на других производствах превратят в нержавеющую сталь. Дело полезное и нужное для российской экономики. Так бы и трудились люди, принося пользу обществу, если бы не одно “но”:

- Все сотрудники рабочих профессий существенно потеряли в зарплате и практически сели на “голый” оклад - 13 400 рублей, утвержденные межотраслевым соглашением, - рассказала председатель местной профсоюзной организации, лаборант Юлия Савина. - Новый работодатель отменил все доплаты за категорию и мастерство, а точнее, просто не предусмотрел их.

В ООО “БНЗ” действовал коллективный договор, гарантировавший персоналу все положенные нормативными актами дополнительные выплаты. Попытка профсоюза заключить новый колдоговор с гендиректором ООО “СФНЗ” натолкнулась на противодействие, а вернее - бездействие руководства.

Первое письмо о намерении начать процесс коллективных переговоров профком направил на имя генерального директора Андрея Лощинина, который живет и работает в столице, 1 декабря прошлого года - спустя два месяца после перехода сотрудников на другое предприятие.

- Далее в течение полутора месяцев стояла тишина, - рассказывает Юлия Александровна. - Никто не давал ответа: ни генеральный директор, ни исполнительный - Александр Дошин.

По закону, однако, у работодателя есть на раздумья только семь дней. Молчание второй стороны вынудило Савину обратиться 19 января уже этого года в Светлинскую прокуратуру. После чего выяснилось: 5 декабря, в положенный срок, генеральным директором завода был издан приказ о составе комиссии со стороны работодателя по ведению коллективных переговоров. “Приказ не был доведен до председателя ППО “Светлинские металлурги” Ю.А. Савиной, поскольку в письме отсутствует адрес первичной организации и контактные данные председателя”, - говорится в ответе ООО “СФНЗ” прокурору.

- Названные причины выглядят несерьезно, поскольку Дошин - непосредственный начальник Савиной, а формулировка означает, будто он не знал, где находится его подчиненная, - считает заместитель председателя Оренбургского областного комитета Горно-металлургического профсоюза России Евгений Гусаров. - Лаборант все это время приходила на работу и неоднократно осведомлялась у руководителя о решении названного вопроса.

В целом, руководители завода не видят никакой проблемы в сложившейся ситуации и уверяют в своей полной открытости для диалога с представителями работников. Однако диалог с генеральным директором так и не начался. Сотрудники производства даже не видели ни разу своего лидера.

Профкому не удалось получить внятного ответа даже при участии прокуратуры, и тогда на предприятие приехали делегаты из ГМПР во главе с Гусаровым. Исполнительный директор ООО “СФНЗ” поначалу отказывался от встречи со специалистами областной организации профсоюза, но переговоры все-таки состоялись. Парламентеры договорились о подготовке проекта коллективного договора стороной работников.

Спустя две недели исполнительный директор получил на руки проект колдоговора, копии которого он пообещал немедленно раздать ведущим специалистам и членам комиссии для ознакомления и предложений. Однако руководитель на месте отметил, что утвердить документ сам не может - бумага должна получить подпись и одобрение гендиректора из Москвы. То ли почта в столице медленно работает, то ли праздники задержали начальника, но Дошин и 10 марта не дал ответ.

- Помощник прокурора Светлинского района Андрей Анпилогов пояснил, что им направлен запрос в адрес исполнительного директора с требованием о предоставлении документов для проверки, в том числе и доверенности, выданной ему генеральным директором, - рассказал главный правовой инспектор обкома ГМПР Василий Боровик. - Если доверенность действительно ограничивает полномочия Дошина по подписанию коллективных договоров, прокурор намерен направить отдельное поручение в правоохранительные органы Москвы для принуждения генерального директора Андрея Лощинина явиться в прокуратуру Светлинского района в целях привлечения его к административной ответственности.

До сих пор ни один из шагов профсоюза не заставил главного руководителя предприятия появиться лично в Светлом. Между тем, месяц за месяцем, пока тянется разбирательство, работники получают урезанную по сравнению с прежней зарплату, хотя выполняют ту же работу на том же производстве. Возникает резонный вопрос: не это ли главная цель собственника?

P.S. Официальных комментариев от руководства по ситуации на Светлинском ферроникелевом заводе получить не удалось. Отправленное на завод письмо с вопросами на момент публикации осталось без ответа.

http://www.solidarnost.org