Пакет гадостей против народа, на благо богачей

Пакет гадостей от Мишела Темера, объявленный на этой неделе банкиром Энрике Мейреллесом, занявшим пост министра финансов, принуждает Бразилию идти вспять и возвращаться к временам до 1985 г., когда действовали правила экономики, диктуемые с 1964 г. военной диктатурой.

Объявленный пакет в терминах экономической политики означает откат более чем на три десятилетия. Вспомним, что Мейреллес объявил о мерах, которые обрадуют рантьерский и спекулянтский капитал, переложат груз экономического кризиса на народ, на трудящихся.

Права, которые были результатом десятилетий борьбы народных масс и трудящихся, просто отменяются росчерком пера!

Пакет гадостей весьма объемист. Он сопровождается одобрением конгрессом, в ночь на 25 мая, разрешения правительству иметь в этом году дефицит в 170,5 миллиардов реалов.

Эта сумма мало объяснима, так как на 50 миллиардов реалов больше, чем признавало само министерство финансов еще 20 мая, – 114 миллиардов. Даже газета «Эстаду де Сан-Паулу», примкнувшая к перевороту, отметила эту абсурдную изменчивость сумм, утверждая, что объявленный дефицит завышен как результат спекуляции.

Можно было бы сказать - террористической спекуляции. Эта завышенная сумма выполняет функцию - вызвать в стране замешательство и оправдать непопулярное урезание бюджета, которое нелегитимное правительство старается ей навязать. Предложения по конституционной реформе, вносимые Мишелом Темером, вновь вводят неолиберальную политику еще более радикальную, чем проводившаяся Фернанду Энрике Кардозу в течение восьми лет, когда он, стоя во главе правительства, делал страну несчастной.

Перемены, которые пытается навязать Темер, радикально ограничивают социальные расходы правительства, передают подводные месторождения иностранным нефтяным корпорациям, создают условия для приватизации всех государственных предприятий (в том числе нефтяной компании «Петробраз»), лишают Банк развития функций развития, упраздняют Суверенный фонд, созданный в 2008 г. как официальный инструмент противостояния кризису, чего рантьерский и спекулянтский капитал не принимал никогда.

Ограничение государственных расходов прямо бьет по социальным программам, перераспределению доходов и стимулированию национального развития. Это – попытка отменить конституционное обязательство резервировать средства для здравоохранения, образования, аграрной реформы, народного жилья. Это препятствие для реального повышения минимальной зарплаты.

По словам экономиста Луиса Карлоса Брессера-Перейры, который был министром у Фернандо Энрике Кардозу и порвал с ним. «цель в том, чтобы приумножить прибыль капиталистов-рантье и финансистов – главных победителей на данный момент, – чтобы они платили поменьше налогов. Она в том, чтобы сократить зарплату прямо и косвенно». Он осуждает излюбленный тезис неолибералов, будто «конституция 1988 г. не вмещается в ВВП» – аргумент лживый и оппортунистический, служащий тому, чтобы приумножить спекулянтскую прибыль и взвалить на плечи народа, трудящихся издержки кризиса, созданного именно финансовой спекуляцией м ее парламентским крылом посредством паралича законодательной работы, навязанного стране с начала 2015 г.

Экономист Жоао Сиксу усиливает этот аргумент, говоря, что фестиваль урезаний государственных расходов не затрагивает главную статью – платежи процентов по ценным бумагам государственного долга. «А! – говорит он, – тут нет потолка, нет пределов, можно тратить столько, сколько пожелает правительство».

Кто воображал, будто медийно-юридически-парламентский переворот против Дилмы Руссефф совершен, чтобы покончить с коррупцией, может теперь оценить размер счетов, которые  придется оплачивать.

Этими мерами нелегитимное и узурпаторское правительство Мишела Темера раскрыло главные цели переворота. Одна из них – остановить антикоррупционную кампанию, что явствует из ставших достоянием гласности телефонных разговоров, которые велись между Сержиу Машаду, экс-директором компании «Транспетро», и участниками переворота и нелигитимного правительства.

Но главная задача нелигитимного правительства Мишела Темера – навязать, побыстрее и вне рамок закона, программные изменения, означающие радикальную смену ориентации: отход от всякой заботы социального и демократического характера и от национального суверенитета, навязывание привилегий финансового капитала и рантьерской спекуляции.

Перевод А.В. Харламенко

ИСТОЧНИК