От редакции. Предлагаем вашему вниманию статью, только что полученную из крупнейшей латиноамериканской страны. Борьба против реакционного переворота продолжается не только на улицах, но и в умах людей. Не может не радовать, что и в нынешних условиях наши бразильские товарищи ощущают потребность и находят возможность вынести принципиальные вопросы на теоретический семинар.
При всей журналистской беглости информации о выступлениях, статья показывает сложность ситуации в стране в целом и рабочем движении в частности. Показательно, что сами левые активисты ощущают известный отрыв от массы трудящихся, подсевшей на иглу кредитной «жизни взаймы» и наблюдающей трагедию своей родины как матч по телевизору. Картина нам тоже знакомая и вообще типичная для современного момента во всем капиталистическом мире.
Кое в чем огорчает концептуальный уровень – явление тоже международное. Тут и противопоставление «трудящегося класса» и «элиты». И представление, что для подъема экономики достаточно снизить учетные ставки, – как будто основы экономической политики не диктуются центральным штабом транснационального капитала и ее изменение не предполагает революционных мер. И недостаток знания реалий мирового развития: товарищи до сих пор не ведают, что Россия уже давно не участвует во встречах «восьмерки».
Что касается внутренней политики Бразилии, тут уже мы можем заблуждаться из-за недостатка информации. И все же как историк позволю себе поделиться некоторыми суждениями. Оценка возможных досрочных выборов только как легитимации переворота вызывает сомнение. Иного, именно что легитимного, выхода из сложившейся ситуации, по-моему, не просматривается. Конечно, всем нам жаль – а бразильским товарищам до боли обидно, – что такие выборы не смогло провести правительство Партии трудящихся, а может только классовый противник. Но таково соотношение сил в парламенте и, видимо, в целом в стране (да и мире). При «зрительском» отношении большинства трудящихся сорвать даже самые сомнительные выборы невозможно. Не лучше ли левым, не теряя времени, начинать всерьез готовиться к этим выборам, чтобы они не выродились в реакционный фарс, а предложили народу хоть какую-то альтернативу?
С чем нельзя не согласиться, так это с тем, что «необходимо еще разобраться, какого типа политическая программа теперь требуется и какого рода союз надо создавать». И эта необходимость касается всех нас.
Предложение новых выборов легитимизирует переворот, говорит руководитель Движения безземельных
Жозе Эдуарду Бернардис / «Бразил ди фату»
Сан-Паулу, 16 июня 2016 г., 10:40
Экономическая и внешняя политика страны при правительстве Темера были предметом обсуждения на акции Фонда Персеу Абрамо
Предложение новых выборов в нынешний момент политической конъюнктуры в стране легитимизирует переворот, осуществленный путем импичмента президента Дилмы Руссефф в начале мая с.г. Так говорит национальный руководитель Движения безземельных сельских трудящихся (MST) Жилмар Мауру.
«Мы не считаем, что выходом может стать какая-либо комбинация сверху», – подчеркнул он, выступая на семинаре «Бразилия в ходе переворота: анализ плана Темера», организованном Фондом Персеу Абрамо в среду 15 июня в центральном районе Сан-Паулу.
Руководитель MST напомнил, что «легких и краткосрочных выходов из социально-политического кризиса в Бразилии не будет». По словам Мауру, не только Бразилия, но и мир переживает большой кризис, и пока что «не выдвинуто предложений кроме «жесткой экономии»». Даже встреча «восьмерки» самых богатых и влиятельных стран мира: США, Японии, Германии, Канады, Франции, Италии, Соединенного королевства и России – «закончилась без какой-либо конкретной резолюции», - отметил он в контексте сложной политико-экономической ситуации в мире. (Очевидно, в Бразилии недостаточно известно, что в настоящее время Россия не участвует во встречах «восьмерки» – прим. переводчика).
Применительно к Бразилии, Мауру настойчиво проводил ту идею, что необходимо найти новые пути. По его словам, «три опоры» бразильской экономики – экспорт сельхозпродуктов, инвестиции Национального банка развития и открытие кредита для масс – делали возможным устойчивый экономический рост; но «этот сценарий закончился, рынок экспортных продуктов насыщен, и пакт между элитой и трудящимся классом исчерпал себя».
Активисты и трудящийся класс
«То, чего мы достигли, – это лучшее, что есть у людей; но того, что есть, недостаточно, чтобы охватить весь трудящийся класс», – подчеркнул Жилмар Мауру.
Руководитель MST указал, что, несмотря на перераспределение ренты и социальные программы, произошла деполитизация бразильского общества.
«Активисты движений мобилизуются, но большая часть трудящегося класса не вовлечена и наблюдает бразильский кризис со стороны, будто теннисную партию. Каждому хорошему удару, все равно с чьей стороны, они аплодируют», – пояснил он.
По словам Мауру, многие слои трудящегося класса не видят себя представленными посредством методов бразильских левых. В своем выступлении он также напомнил, что необходимо еще разобраться, какого типа политическая программа теперь требуется и какого рода союз надо создавать.
Обратный эффект
Один из участников семинара, экономист и экс-министр финансов Арно Аугустин, говорил о том, что временное правительство Мишела Темера – «это прежде всего попытка вернуть Бразилию в условия нулевого роста». Он сказал, что необходимо предложить обществу то, что обеспечит стране рост в среднесрочном и долгосрочном плане. Временное же правительство, наоборот, будет углублять рецессивную политику, которую уже начала проводить экономическая команда правительства Дилмы, например, путем неоднократного повышения учетных ставок.
«Бразилия выплатила в 2015 г. 500 миллиардов реалов процентов по долгу. Это на 200 миллиардов больше, чем в 2014 г.» Как считает экс-министр финансов, «нет нужды проводить аудит государственного долга, достаточно снизить учетную ставку. Долг так велик потому, что бразильское государство это устраивает».
Как сказал третий участник семинара Жоржиу Роману, координатор бакалавриата по международным отношениям Федерального университета ABC (UFABC), – временное правительство Темера «будет консервативнее, чем правительство Фернанду Энрики Кардозу» (1994-2002 гг., когда неолиберальные реформы достигли апогея – прим. переводчика). Откат вспять, по его словам, не ограничивается внутренней политикой, но агрессивно проявляется и во внешней политике: «То, как Бразилия вступила в БРИКС [блок, сформированный Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР], ФАО [Организация Объединенных наций по сельскому хозяйству и продовольствию], вывело страну в мировые державы. В 80-е гг. среди них Бразилии не было. Сегодняшняя реальность связана с политикой, проводившейся правительством Лулы, и все это теперь поставлено под вопрос».
Перевод А.В. Харламенко