Памяти рабочего лидера

Печальная новость пришла из Казахстана. В онкологическом отделении Мангистауской областной больницы в возрасте 35 лет умер оператор подземного ремонта скважин Максат Досмагамбетов, один из самых молодых лидеров прогремевшей на весь мир забастовки нефтяников 2011 года в небольшом рабочем городе Жанаозен.

Забастовка началась в мае 2011 года, когда нефтяники выдвинули требования повышения заработной платы и улучшения условий труда. 

На рабочий протест власти ответили репрессиями. Забастовка была признана судом незаконной, юрист Наталья Соколова, оказывавшая помощь нефтяникам, была арестована по обвинению в разжигании социальной розни, а сами забастовщики уволены с работы.

После этого акция протеста переместилась на центральную площадь города Жанаозен. 7 месяцев продолжалось стояние. Работники нефтяных скважин организовали забастовочную кассу, из которой поддерживались уволенные бастующие и их семьи.

16 декабря 2011 года (в Казахстане в этот день отмечается «День Независимости») назарбаевская полиция силой подавила акцию протеста нефтяников, организовав провокации и расстреляв прямо на площади из автоматов безоружных людей. Максат с соратниками попали в тюрьму, где большинство из них пытали. Максату сломали два ребра, зажимали уши степлером, повредили лицевую кость. В месте повреждения на лице и развилась злокачественная опухоль.

Через полгода после ареста назарбаевский судья Нагашыбаев приговорил его к 6 годам тюрьмы по обвинению в «организации и участии в массовых беспорядках». Другие участники забастовки и жители города также получили различные сроки. В заключении у Максата на лицевой кости развилось онкологическое заболевание, причиной которого называются побои, пытки и сильнейшее психологическое давление, которым он подвергался на следствии.

Несколько лет Максат боролся с болезнью. На собранные нефтяниками средства Максат проходил дорогостоящий курс лечения в Южной Корее.

Для многодетной семьи Досмагамбетовых 16 декабря 2011 года стал по-настоящему чёрным днём. В этот день пулю в живот от зверствовавших в городе карателей получил младший брат Максата, Кайрат. Много лет он прикован к постели, ему присвоена группа инвалидности.

Точка в Жанаозенском деле не поставлена. Настанет день, и все палачи получат по заслугам. А именами героев назовут новые светлые улицы.