Из доклада Фрунзе на общегарнизонном собрании Ленинграда в честь 7-й годовщины Красной Армии

(23 февраля 1925 г.)

Темой моего доклада я беру вопрос о тех задачах, которые лежат перед Рабоче-Крестьянской Красной Армией и Красным Флотом в связи с современной внутренней и международной обстановкой СССР. Вы знаете, что за последнее время в выступлениях ответственных представителей Советской власти и Коммунистической партии слышались нотки, указывающие на возрастание внешней военной опасности для нашего Советского Союза. Вы слышали также и указания на причины, которые порождают увеличение этой опасности. В общем и целом этих основных причин две. Первая — внутреннее укрепление нашего Союза, укрепление нашего хозяйственного положения и на этой почве — подъем нашего международного авторитета как в глазах наших противников — правительств капиталистических стран, так и в глазах сотен миллионов угнетенных и порабощенных западноевропейскими, азиатскими и американскими империалистами. Наряду с этой причиной действует и другая — расширение и укрепление классово-пролетарского движения крупнейших капиталистических стран и параллельно этому расширение и углубление движения колониальных и полуколониальных народов.

Совокупность этих двух причин — наш хозяйственный и политический рост, с одной стороны, и движение колониальных народов, с другой стороны, — создает величайшее беспокойство в среде правящих буржуазных групп. Они чувствуют, что почва под ногами капитализма начинает шататься, и шататься основательно. Они только-только успели успокоиться после первого напора революционной волны, которая возникла в результате окончания империалистической бойни народов. Этот подъем революционной волны не окончился крушением буржуазного мира, не окончился тогда же, в той же схватке, победой трудящихся. Окончательная схватка, момент решающего боя отодвинулся. Наступил период некоторой устойчивости, некоторой стабилизации буржуазного мира. И вот это состояние устойчивости опять начинает подвергаться сильнейшим ударам.

Капиталистический мир не может равнодушно смотреть на факт хозяйственного, культурного и политического роста Советского Союза потому, что этот факт сейчас же самым непосредственным и ближайшим образом отзывается на положении всего международного капитализма. Этот рост пробуждает чувство решимости в миллионах трудящихся других стран к новой борьбе, к новой схватке с капиталом; он ослабляет позиции международного капитала, ибо все труднее и труднее становится держать в узде своих рабов и полурабов ссылками на тяжелое положение Советского Союза.

 

Капиталистический мир не может равнодушно смотреть на факт хозяйственного, культурного и политического роста Советского Союза потому, что этот факт сейчас же самым непосредственным образом отзывается на положении всего международного капитализма.

 

Вот основные факты нашей внутренней и международной жизни за последнее время. Эти факты совершенно неизбежно приводят к тому, что сейчас позиции капиталистических стран в отношении Рабоче-Крестьянского Союза становятся все более и более враждебными. Они попросту боятся за свое господство, за свою власть. Они боятся нашего укрепления, они боятся нашего мирного преуспевания, вот почему мы видим двойственность, противоречивость в их политике.

С одной стороны, мы видим практику официальных признаний Советского Союза. В настоящее время, кроме Северо-Американских Соединенных Штатов, все крупнейшие буржуазные страны объявили о формальном признании нас. Это свидетельствует о величайшем укреплении нашего международного положения, это говорит об огромнейших наших дипломатических и политических успехах. Но параллельно с этими признаниями мы видим и такие факты, как попытки организации нового антисоветского блока, бешеную кампанию против международного объединения революционных рабочих — Коминтерна — и бешеную борьбу внутри своих стран против существующих коммунистических партий.

Эти факты, по существу, не противоречат друг другу — они дополняют друг друга, вытекая друг из друга. Признавать нас приходится потому, что мы стали крупным фактором международной политики; без нас, помимо нас невозможно разрешить целый ряд крупнейших проблем в международных отношениях, а с другой стороны, они видят и чувствуют, что мы являемся фактором, представляющим страшную угрозу для самих основ их существования.

Разумеется, если бы сейчас у них была возможность легкой расправы с нами, то никакого нет сомнения в том, что эта расправа имела бы место. К счастью, на это у мирового империализма коротки руки. Он имеет слишком много неразрешенных вопросов, слишком велики и остры противоречия между отдельными странами мирового империализма. Поэтому попытки организации единого антисоветского блока, переход к тактике новой интервенции, к новому открытому вооруженному нападению на Советский Союз являются теперь неосуществимыми. Но, весьма возможно, что наступит такой момент, когда международный капитал решится бросить вопрос о своей тяжбе с мировым трудом на чашу весов открытой вооруженной борьбы.

Такая перспектива нами не может считаться исключенною. Она сейчас же выплывает, как вполне реальная возможность, вытекающая из анализа современного международного положения. Но вряд ли эта возможность может стать фактом ближайшего времени; должен пройти еще целый ряд лет, прежде чем мы станем перед такой опасностью.

Какова же наша позиция, позиция Советского государства, перед лицом этой возможной опасности?

Наша политика — политика сохранения мира. И не потому, чтобы мы были толстовцами, не потому, чтобы мы боялись обнажить оружие в защиту интересов труда, но потому, что самые условия нашей борьбы и работы таковы, что позиция мира объективно для нас наиболее выгодна. Если бы только допустить такую вещь, как невозможность для капиталистического мира браться за оружие против нас, то мы спокойно могли бы разрешение спора между нами и капиталистическим миром предоставить мирному развитию событий; мы спокойно могли бы всю нашу энергию и все наши силы направить на укрепление нашего хозяйственного положения, на развитие сельского хозяйства, па развитие нашей промышленности и на подъем нашей культуры; могли бы направить наши усилия на цели мирного порядка, отказавшись совершенно от трат на нужды обороны. Если бы такая перспектива была возможна, то несомненно победа осталась бы целиком на нашей стороне, ибо один факт наших мирных успехов и нашего хозяйственного подъема делает невозможным существование капиталистического мира насилия и угнетения […]

Перед нами развертывается колоссальная работа. Вы видите, что у нас имеются возможности успешно вести эту работу, и нам только остается слиться в единую дружную семью, теснее сомкнуть свои ряды и всей нашей массой Красной Армии и Красного Флота взяться за дело дальнейшего укрепления военной мощи нашего Союза, за создание такой вооруженной силы, которая обеспечила бы нам победу даже в том случае, если бы на нас двинулись объединенные силы всего мирового империализма. Мы с вами должны исходить из этого наиболее тяжкого для нас случая и своей работой обеспечить победу даже и при нем.

 

М. В. Фрунзе,

Собр. соч., т. III