От Майами до Гаваны всего две сотни миль. Часть 2

Противоборство и диалог двух равных в своём достоинстве государств

В концовке первой части я малость ошибся, предположив, что Барак Обама мог бы встретиться в ходе визита и с Фиделем Кастро. Не знал я, что американская сторона заранее исключила возможность этого, хотя сам Обама в интервью каналу ABC такое всё же допускал – «но я не знаю, как он [Кастро] сейчас себя чувствует».

Ясно, что встреча с лидером кубинской революции была бы для президента США не с руки с точки зрения внутриамериканской оценки его визита на Остров. Это всё равно как если б он возложил венок к усыпальнице «международного террориста» Че Гевары – вместо этого высокий гость протокольно почтил память Хосе Марти.

Однако Рауль «не остался в долгу»: …не встретил американского президента в аэропорту! Возможно, тому следовало б заранее согласовать «чейндж»: он уважит старика Фиделя, заглянет к нему «на огонёк», побеседует о судьбах цивилизации, о глобальном потеплении, например, а Рауль Кастро устроил бы Б. Обаме приём по самому высшему разряду. Критики, обвиняющие Кубу и Обаму в том, что допущено неуважение к Соединённым Штатам, указывают, что Рауль встречал в аэропорту и Путина, и Папу Франциска, и Патриарха Кирилла, но не поступил так в отношении президента США. Однако мы заметим им, что все три вышеупомянутых деятеля имели встречу с Фиделем Кастро, и, не исключено, что этот момент принципиально важен для кубинского руководства, оказывая влияние и на нюансы протокола.

Впрочем, по этому эпизоду среди обозревателей имеется и другое мнение: что Обама-то как раз хотел и искал встречи с Фиделем, но тот в аудиенции отказал!

Трудно сказать, что было б для Обамы хуже: «облом» в аэропорту, как-никак, уязвивший самолюбие Америки, считающей себя единственной сверхдержавой, или гипотетическая встреча со старшим из братьев, компрометирующая американского президента в глазах непримиримо демократической общественности его страны. В любом случае, Обама порядком «смазал» ту тонкую внешнеполитическую игру, которую он вёл в отношении Кубы и Латинской Америки. Вполне возможно, что политический имидж президента в результате этой поездки несколько пострадал.

Твёрдый стержень, гибкая политика

По поводу визита Б. Обамы на Кубу в «блогосфере» можно встретить немало высказываний, что, дескать, «Америка перекупила Гавану», что кубинцы кого-то «предали», «поменяли одного стратегического партнёра на другого» и т.д. Кто-то (в основном из Украины) злорадствует, кто-то (преимущественно из РФ) возмущается, повторяя заезженную фразу о том, что «у России есть только два союзника». Все эти оценки основываются на убогом представлении о том, что в мире существуют всего две-три великие державы (а кое-кто до сих пор верит, что только одна!), а остальные нации обречены с ними «преданно дружить», выполнять их указания, под кого-то постоянно «ложиться» и могут лишь, «предавая», менять одного хозяина на другого.

На самом деле, Куба не является «пророссийской» и вряд ли когда-либо будет проамериканской. Она ведёт свою политику в своих интересах. Более того, после предательства, совершённого Горбачёвым и Ельциным, кубинцы более, чем кто-либо другой, вправе говорить о том, что у Кубы есть только один союзник – её народ.

Также нужно иметь в виду, что во главе Республики Куба стоят люди, которые имеют твёрдый идейный стержень – в отличие, скажем, от нашего предыдущего «режима», искавшего, кому бы выгоднее продаться, а ещё лучше – получить деньги (для себя лично) и разного рода преференции и от тех, и от других. Что в итоге его и сгубило, и теперь вопрос, кому бы продаться, на повестке дня не стоит – он решён.

Куба вновь и вновь доказывает (и показывает пример другим), что маленькая страна, не обладающая исключительными природными ресурсами, таки способна проводить самостоятельную, независимую политику, искренне стремясь к хорошим, взаимовыгодным отношениям со всеми народами, но решительно отвергая диктат.

Это проявляется даже в «мелочах»: мы видели, как Рауль Кастро не позволил Бараку Обаме (который ему в сыновья годится!) «свысока», по-барски похлопать себя по плечу. (Наши б политики безмерно гордились: САМ Обама меня отечески приласкал!) И этот курьёзный эпизод проиллюстрировал существо переговоров двух государств: напряжённый поиск «точек соприкосновения», возможностей улучшить их отношения при жёстком отстаивании сторонами своих интересов и принципов.

«Гуантанамера»

Представитель Белого Дома Бен Родс заявил на брифинге, что на переговорах кубинцы поднимали вопрос о военно-морской базе Гуантанамо, но США «чётко заявили, что этот вопрос не обсуждается. Сейчас наше внимание сфокусировано на закрытии там тюрьмы». Очевидно, что ряд спорных вопросов в обозримом будущем неразрешим или же разрешим лишь путём взаимного отказа от претензий.

Скажем, кубинцы выдвигают требование выплатить компенсацию за убытки, понесённые их страной из-за полувекового эмбарго, американцы же в ответ требуют вернуть им то, что их компании и граждане потеряли в результате национализации. Скорее всего, в итоге стороны попросту вынуждены будут «простить друг друга».

Важнейшее значение имеет заявление американского президента, что США больше не рассматривают Кубу как угрозу своей безопасности. Непонятно, правда, как маленькая Куба могла угрожать самой богатой и мощной в военном отношении мировой державе, но теперь Кубу из пресловутой «оси зла», наконец, исключили.

Выступая в Большом театре Гаваны, Обама заявил, что приехал «похоронить последние останки холодной войны на Американском континенте». Как признался президент, ему советовали, подобно Рональду Рейгану, призвать в своей речи к чему-то вроде «разрушения Берлинской стены», «но я призываю кубинскую молодёжь не разрушать, а строить». Обама приветствовал «открытый диалог» и заверял кубинцев в том, что его страна не намерена «навязывать Кубе перемены».

Стоит отметить контакты Джона Керри с представителями Революционных вооружённых сил Колумбии (РВСК). Куба с 2012 года выступает посредником в переговорах повстанцев с официальной Боготой, которые могли бы прекратить гражданскую войну, длящуюся уже более 50-ти лет и унёсшую 220 тыс. жизней.

РВСК внесены Госдепом и ЕС в список террористических организаций, тем не менее, Керри на контакт с «террористами» пошёл. Речь шла даже о том, чтобы США помогли справиться с насилием со стороны ультраправых «парамилитарес».

Всё дело, очевидно, в том, что в последнее время мирный процесс тормозит именно правый, проамериканский президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос – он  стал «ерепениться», мол, не будет подписывать с инсургентами «плохой мир». Так что можно предположить: госсекретарь США таким способом «поднадавил» на союзника, понуждая того к мирному решению непростой проблемы. Здесь, опять же, просматривается новая политика Соединённых Штатов в Латинской Америке, и нормализация отношений с Кубой необходима Вашингтону для её реализации.

Кстати, американо-кубинские переговоры на высшем уровне состоялись после того как 11 марта в Гаване в присутствии Федерики Могерини и главы МИД Кубы Бруно Родригеса было подписано соглашение между ЕС и Кубой об, опять-таки, нормализации отношений. Оно стало результатом двух лет переговоров, и, как нам представляется, подстегнуло и США продолжить движение в том же направлении.

В завершение визита – а Обама держал путь в Аргентину – Рауль Кастро таки тепло проводил гостя в аэропорту. Учитывая невозможность разрешения глубоких противоречий между государствами, мы считаем, что «дружеское противоборство» завершилось «боевой ничьёй» в пользу Кубы. Она теперь может рассчитывать на определённые экономические дивиденды (хоть и без полного снятия санкций), отстояв свои принципы и даже вынудив главу Соединённых Штатов предельно корректно отзываться о политической системе социалистической Кубы. «Сегодня впервые в политической риторике США разговаривают с Кубой, уважая её независимость. Обама приехал в “страну храбрых”, а не во второсортное государство», – таково мнение на сей счёт Артуро Лопеса-Леви, эксперта из университета Денвера.

Наверняка противники Обамы в США не преминут поводом раскритиковать президента, обвинив его в проигрыше переговоров. Но Обама даёт основания для критики всей его внутренней и внешней политикой в целом, к чему «кубинский эпизод» не способен «ни добавить, ни убавить». И вот уже резкими словами в адрес администрации Б. Обамы разразился его однопартиец Билл Клинтон. Выступая на предвыборном митинге супруги, он назвал политическое наследие 44-го президента «ужасным». Бывший глава США особо обрушился на экономические результаты Обамы: отсутствие экономического роста для всех«без всякого регулирования в Вашингтоне». Правда, обозреватели указывают, что как раз при Б. Клинтоне были заложены основы политики дерегулирования, приведшей в итоге к тяжёлому кризису.

Экономика впереди политики

Итак, поскольку в политических вопросах стороны поступиться не могут, им остаётся «сдвигать с мёртвой точки» экономическое сотрудничество. И здесь есть чему поучиться Украине: как можно в условиях трудноразрешимого конфликта с соседом максимально разделить экономику и политику и оживлять экономические связи – раз уж это жизненно важно для собственной же национальной экономики.

Но, собственно говоря, от антикубинских санкций несёт многомиллиардные убытки не только Куба, но и американский капитал, который очень заинтересован в восстановлении нормальных отношений двух стран. Точно так же не в последнюю очередь интересами бизнеса своей страны руководствовался Франклин Рузвельт, когда в 1933 году установил дипломатические отношения с Советским Союзом.

Ещё до визита Обамы пошли сообщения о намерении ряда крупных компаний США, в частности – такого гиганта, как AT&T, развернуть деятельность на Кубе. Во время визита велись деловые переговоры, в частности, о подключении Острова к современным телекоммуникационным сетям и платёжным системам. Решён вопрос о возобновлении авиасообщения. Даже Д. Трамп не исключил возможности того, что он построит в Гаване отель. «Я вижу потенциал на Кубе», – заявил миллиардер.

Растущий интерес к Кубе почувствовали и американские масс-медиа. Так, киностудия Giant Screen Films и её партнёры намерены снять широкоформатный фильм о Кубе. Продюсером его выступает Нил Найтингейл, известный по работе над «Прогулками с динозаврами». «…Куба – место, чьё прошлое продолжает жить сегодня, и поэтому она представляет собой восхитительный сплав культуры и окружающей среды», – говорит Найтингейл. А режиссёр Питер Чанг признаёт, что съёмочной группе предоставлен «беспрецедентный уровень свободы» и его команда горит желанием «показать аудитории гигантского экрана Кубу такой, какой раньше её не видел никто». «Её культура, искусство, музыка, спорт и экология полны убедительных историй и чарующей красоты», – добавил господин Чанг.

Несомненно, изменения в кубинском обществе произойдут. Но эти изменения, как нам кажется, будут сложными, неоднозначными и… несущими неожиданности.

Слухи о смерти социализма на Кубе сильно преувеличены

О том, что на Кубе со дня на день «сменится режим», эта страна покончит с социализмом, полностью встанет «на рыночные рельсы», введёт у себя, как это «принято во всём цивилизованном мире», платную медицину и прочие рыночные блага, – обо всём этом СМИ определённой направленности пророчат уже лет этак двадцать пять. В связи с поездкой Барака Обамы и неминуемым скорым уходом «клана Кастро» пересуды о скорой неизбежной «либерализации» вновь усилились.

Признаем, такой вариант развития событий вполне вероятен, причём, на наш взгляд, не менее вероятен, чем в самые тяжёлые, вправду голодные для Кубы 1990-е годы. Растущая открытость Острова миру и расширение иностранного туризма представляют серьёзный вызов существующим порядкам в обществе и государстве.

Сохраняются экономические и социально-бытовые проблемы. Хотя экономика страны в последние годы достаточно энергично развивается – после 2010-го годовой прирост её ВВП не опускался ниже 2,4%, а за прошлый год он предварительно оценивается в диапазоне 4–5 %. Между прочим, я и сам был удивлён, узнав, что, по сведениям Всемирного Банка за 2013 год, ВВП на душу населения (по ППС) этой страны достиг 20000 долл. – т.е. превышал даже довоенный уровень Украины более чем вдвое! По указанному показателю ниже Кубы располагаются такие страны, как Уругвай, Румыния, Турция, Мексика. И он удвоился, отсчитывая с 2002–03 годов!

Нужно также отметить, что число пользователей Интернета на Острове уже превысило 25% от общей численности населения; примерно такое же количество граждан ныне пользуется «мобилками», которые ещё недавно были редкостью.

Ожидаемая средняя продолжительность жизни практически достигла 80 лет – а это показатель наиболее благополучных стран мира, и в этом отношении Куба не уступает и США! Достижения её весомы, но мы не должны забывать о том, что и Советский Союз рухнул отнюдь не в период наибольших народных бедствий.

О кризисных явлениях в кубинском обществе можно судить по тому факту, что в прошлом году на 80% возросло число тех кубинцев, кто предпринял попытку эмигрировать с Острова, – хотя это во многом вызвано их опасениями, что Штаты могут вскоре отменить привилегии для «беглецов». И всё же, принимая во внимание все эти факты и факторы, нужно так же видеть и то, что препятствует радикальным «переменам» как в общественном сознании, так и во взглядах политикума Кубы.

Дело в том, что кубинцы (а многие из них и сейчас имеют возможность жить и работать в других странах) видят не только прелести жизни в США и Европе, но и имеют перед собой картину контрастов Латинской Америки и всего Третьего мира. Кроме того, они всегда будут помнить о том, что произошло при смене строя в республиках бывшего СССР, какие бедствия постигли там простых людей. Даже кубинцы, недовольные нынешней властью, а уж тем более сами власти Острова – те её представители, которые сменят вскоре «у руля» старую кастровскую гвардию, – отдают себе отчёт в том, что полная либерализация экономики не создаст на Кубе рая и даже не поднимет уровень её благосостояния до «планки» соседней Флориды.

Некорректно сравнивать визит Обамы на Кубу с визитом Никсона в Китай в 1972 году или Рейгана в СССР в конце 80-х – что якобы он тоже «пробьёт» некую «стену». Время сегодня не то. В 1970-е – 80-е годы капитализм весьма уверенно и без серьёзных кризисов шёл вперёд, беря реванш за прошлые поражения у впавшего в «застой», а затем и испытавшего крах советского социализма; росла популярность неолиберальной теории как якобы безальтернативной модели мироустройства. Теперь же сам капитализм охватил тяжёлый кризис – и не только экономический, но и всё больше политический, а неолиберализм показал свою несостоятельность.

Оттого преждевременно выдавать прогнозы о том, что кубинское общество и новое кубинское руководство радостно двинутся по либерально-рыночному пути. Об этом честно написал видный эмигрант-публицист Карлос Альберто Монтанер: Куба после визита Обамы ни на миллиметр не сдвинется со своих социалистических позиций! «Обама не рассчитал, как следует, в какое осиное гнездо он влез», объявляя об окончании «холодной войны» против Кубы, – сокрушается Монтанер.

Многое прояснит VII съезд Компартии, назначенный на 16 апреля. Фидель Кастро избран его делегатом от парторганизации Сантьяго-де-Куба, и ему, к слову, посвящена крупная художественная выставка, открывшаяся в Гаване 12 марта.

Источник