Главная / Аналитика / Мир / Философия

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ПУТЕЙ

Человеческая цивилизация на перекрестке путей

В 1993 году, в далекой Сирии, коммунист Кадри Джамиль,  глубоко сожалея о распаде социалистического лагеря и СССР, видит будущее человечества только социалистическим, коммунистическим. Его анализ положения в мире остается крайне актуальным и сейчас.

В последние годы произошли крупные перемены. Одни называют их землетрясением, другие - изменениями, третьи говорят о крахе систем, четвертые - об одном полюсе. Но как бы ни различались названия и оценки, есть проблема, или основные, общие для характеристики, следующие проблемы.

Недавно на волне событий выявилось и стало совершенно очевидным, что существовавшие ранее на Земном шаре противоречия усилились. Никто не мог предполагать, что эти противоречия могут усилиться до такой степени. Пять лет назад только в плане научной фантастики можно было говорить об усилении противоречия между известными главными империалистическими центрами: Америкой, Японией, Западной Европой. Ныне это противоречие порой усиливается настолько, что превосходит торговые войны, о которых мы слышим, доходит до грани вооруженной борьбы. Свидетельство тому - пример Югославии.

Это один из аспектов ведущейся борьбы. Практически, это война интересов между объединяющейся Европой и Соединенными Штатам Америки, война за новые сферы влияния. Эта новая реальность заставляет ожидать, что противоречия между известными империалистическим центрами еще более усилятся в предстоящий период.

Нельзя забывать, что первая мировая война началась вследствие этого противоречия между империалистическими державами и что противоречие между главными империалистическими державами явилось причиной второй мировой войны.

И теперь, когда кое-кто говорит о третьей мировой войне, которая может начаться, или о третьей мировой войне, которая идет уже сейчас, эти разговоры, учитывая весь опыт прошлого, в какой-то степени закономерны. Известно, что теперь любая война, если она приобретет глобальный характер, в условиях научно-технического прогресса и нынешнего прогресса в военной области, будет очень опасной для человеческого рода.

В ином смысле, если мы хотим сделать какой-то вывод, то мы можем сделать вывод о том, что распад Советского Союза и Восточной Европы не сделал мир более безопасным и стабильным. Окончание холодной войны, которая, как мы думали, угрожает всеобщей безопасности, - и она действительно угрожала безопасности и стабильности во всем мире, - не положило конец войнам, а открыло новый этап холодной войны, превратило ее в вялотекущие горячие войны.

ПРОТИВОРЕЧИЯ НАШЕЙ ЭПОХИ

Следовательно, это первое противоречие, т.е. отсутствие мировой силы, сдерживающей международный империализм, дает широкий простор этим хищникам терзать друг друга и терзать других, чтобы урвать для себя еще большую долю Земного шара и его богатств. Это противоречие усилилось. Причем, это одно из прежних противоречий, которые мы на своем языке называли второстепенными. Сегодня заслуживает изучения вопрос о том, насколько правомерно называть эти противоречия второстепенными.

Второе противоречие: обращает на себя внимание то, что внутри самих этих центров усилились противоречия в том смысле, что в империалистических странах, в которых нужно было ожидать улучшения положения, процветания и оживления в результате исчезновения их исторического противника - Советского Союза и социалистического лагеря, - на самом деле произошло нечто обратное.

Прошло не более двух лет с момента развала Советского Союза, как мы стали свидетелями усиления в развитых капиталистических странах Запада накала классовой борьбы, что заставляет некоторых исследователей и теоретиков говорить, что по своей остроте она напоминает ту борьбу, которая была в Западной Европе и Америке в конце двадцатых и начале тридцатых годов этого века...

Десятки, сотни тысяч людей выходят на улицы, протестуя против того, что их лишают достигнутых в последнее время социальных завоеваний. И, вероятнее всего, они были завоеваны благодаря существованию социалистического лагеря, наличию социалистического примера, который заставил капитализм в развитых странах идти на вынужденные уступки рабочему классу и трудящимся. Исчезновение этой силы примера поощряет желание капиталистов отбирать завоевания обратно одно за другим, что привело к обострению классовой борьбы в этих странах, смешению политических карт, а иногда к полному изменению политической картины, как это происходит, например, в Италии.

Этот парадокс обращает на себя внимание. Разные исследователи останавливаются на нем в поисках причины распада, который произошел там, и причины обострения классовой борьбы, которая в такой форме имеет место на Западе.

Третье противоречие, которое существовало и усилилось в прошедший период, - это противоречие между империалистическими странами и третьим миром. Ибо третий мир и империализм осуждены на неизлечимое противоречие, противоречие между эксплуататором и эксплуатируемым.

Это противоречие исторически приняло форму прямой колонизации и было названо колониализмом. Затем оно приняло форму экономической колонизации и было названо неоколониализмом.

Суть дела, в конечном итоге, кроется в неэквивалентном обмене между развитыми капиталистическими странами и третьим миром.

Исчезновение Советского Союза и социалистических государств изменило соотношение сил в мире, что позволило империалистическим странам повысить темпы ограбления стран третьего мира. Т.е. неэквивалентный обмен между развивающимися странами и развитыми капиталистическими государствами не ослабевает, а усиливается и ускоряется.

НОВЫЕ ДИСТАНЦИИ... И НОВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ!!

Первое противоречие: внутри третьего мира.

В результате растущего ограбления третьего мира и развивающихся стран в них стали появляться признаки, предвещающие глобальные катастрофы, угрожающие человечеству. Они проявляются, в конечном итоге, в голоде, болезнях, наступлении пустынь. Они оказывают влияние на миллионы людей.

Перед нами много примеров. Один из них - Сомали. Распространение ряда болезней в сердце Африки таит в себе очень серьезную опасность, угрозу локальных войн в некоторых густонаселенных странах Азии, как например, Индии и Пакистане. Эти противоречия внутри стран третьего мира принимают разные формы. Сегодня эти острые противоречия, подобных которым мир не знал в новейшей истории, таят в себе большую угрозу для самой жизни человечества, для воспроизводства жизни в странах третьего мира.

Второе противоречие: это противоречие между человеком и природой. Сегодня, вследствие свойственного капитализму технологического способа эксплуатации природы, последняя достигла такой степени, при которой ее очищение и функционирование стали проблемой, нуждающейся в исследовании. Экологическая катастрофа стала нависать и нависнет над человечеством, если не будут приняты меры, которые остановят загрязнение и нарушение экологического равновесия на всем Земном шаре. В другом смысле, проблема экологии - это уже не рядовая проблема. Это проблема естественной среды, в которой живет человек. Эта среда - продукт чудовищной эксплуатации, опирающейся прежде всего на капиталистический принцип извлечения прибыли в степени, при которой закономерно думать о такой важной проблеме: может ли природа продолжать существование в этой форме? Примеров много: известны многие стороны крупных экологических проблем, от которых страдает человечество или от которых оно будет страдать в первой половине двадцать первого века.

Впервые проблема экологии становится глобальной всеобщей проблемой, угрожающей будущему человечества. Это связано, в первую очередь, с тем способом, каким используется природа, как она эксплуатируется. Этот способ, который начал применяться несколько сот лет назад, опирается на определенный технологический метод, на машину, использующую невосстанавливающиеся ресурсы как источник энергии. Следовательно, загрязнение окружающей среды является неизбежным результатом ее эксплуатации.

Эта машина - та самая машина, которая создала капитализм. Он живет на этой машине, сделавшей природу непригодной для дальнейшей жизни человеческого рода. Это - опасное противоречие. Форма ею экологическая, а суть - социальная.

Третье противоречие: это противоречие, которое усиливается и обостряется. Это новое противоречие. Оно принимает новые параметры наряду с имеющимися противоречиями в третьем мире и с противоречием между природой и человеком, между человеком и человеком, между ним и всем ею окружением, то есть то, что в философии условно называют термином “отчуждение”. Отчуждение человека, о чем К. Маркс говорил как об отчуждении производителя от произведенного им, развивалось и расширялось, чтобы стать отчуждением человека от всего того, что его окружает.

Капитализм как способ материального производства является первой глубинной причиной этого отчуждения.

Отчуждение человека означает, что он чувствует себя чужим, одиноким, оторванным от своей среды, что вызывает различные напряжения, проявляющиеся психологически, физиологически и так далее... Если изучить положение в известных крупных городах мира со скученным населением, таких как Нью-Йорк, Токио, Лондон, Париж..., а в этих огромных городах живет огромное число людей, исчисляемое миллионами, то можно видеть, что именно в них самое большое число самоубийств, лиц, страдающих от алкоголизма, самый большой процент наркомании, социальных отклонений и преступности.

Разве это может быть случайностью? Разве это не связано с самим образом развития? Того развития, которое навязал капитализм человеческому роду в последнее время?

Та форма отдаления человека от природы, которая сопровождала развитие капитализма, формирование им известных сегодня крупных городов, несла в себе угрозу углубления процесса отчуждения человека.

Сегодня эта проблема становится все более серьезной. Это отчуждение (некоторые называют его духовным опустошением) стало большой проблемой для человека. Идут поиски способа выхода из него и примирения человека и общества, человека и природы, человека и технологии.

КРИЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Итак, сегодня имеется комплекс серьезных противоречий, который выводит проблему, переживаемую человечеством, за рамки чисто социальной проблемы, как мы привыкли ее исследовать, и делает ее гораздо более крупной. Ее можно назвать кризисом человеческой цивилизации.

Человеческая цивилизация обычно состоит из трех координат: первая - социальная, вторая - технологическая, третья - это сами люди. Сегодня ее называют другими словами: биологическая координата.

Каждая из этих координат содержит противоречия, которые невозможно решить. Между самими координатами (социальной, технологической и биологический) также имеются антагонистические противоречия, которые трудно разрешить.

Единственно возможное решение кризиса цивилизации, вызываемого противоречием между координатами человеческой цивилизации, это пересмотр прежде всего социальной координаты, который позволит пересмотреть все другие координаты.

Поэтому проблема борьбы против капитализма - это уже не только проблема борьбы за обеспечение прав труда против капитала, но она стала принимать другие параметры, причем впервые в истории человечества. К.Маркс и Ф.Энгельс сказали об этом в Манифесте Коммунистической партии: “Борьба рабочего класса за свои права фактически отражает интересы всего человечества”.

Эта координата приняла сегодня материальную оболочку, поскольку борьба против капитализма означает борьбу за сохранение человеческого рода, за сохранение человеческой цивилизации. Ибо капитализм практически исчерпал все свои ценности и достиг потолка противоречий по всем координатам, касающимся человеческой цивилизации.

НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК

Сегодня это является существом проблемы, касающейся человеческой цивилизации.

В другом смысле, имеется важная проблема, переживаемая человечеством, и человечество в состоянии выйти из нее. Но что происходит? Происходит то, что владельцы прежних привилегий монополистического капитализма хотят сохранить прежнее положение. У них есть своя политика для его сохранения. Сегодня эта политика называется “новым мировым порядком”, Как рассматривает мировой капитализм проблему человечества, проблему человеческой цивилизации?

Капитализм и его теоретики сводят проблему к следующим вещам. Они говорят: есть паритет из трех пределов:

Первый предел: в мире происходит огромный рост народонаселения. Через несколько лет Земной шар не сможет выдерживать те многие миллиарды людей, которые имеются или которые появятся на нем.

Второй предел: ресурсы Земли ограничены и не будут увеличиваться в той же прогрессии, в какой растет народонаселение.

Третий предел: существует лимитированное распределение этих ресурсов и естественных богатств, и вся их цель состоит в сохранении этого стандарта распределения.

Смысл в том, что у них существует паритет из трех пределов, и у них происходят большие изменений. Какое же у них есть решение для сохранения своей власти в мире?

Они предлагают нам решение под лозунгом “нового мирового порядка”. В чем же сущность нового мирового порядка?

Посмотрим с практической точки зрения на паритет в трех его пределах так, как они смотрят на него, т.е. что имеет место рост народонаселения, есть ограниченные ресурсы, есть распределение.

Распределение - они не хотят пересматривать его по существу. Ограниченные ресурсы - это ограниченные ресурсы, которые нельзя пересматривать по существу, несмотря на технику и совершенствование, которые могут продолжаться. Эти ресурсы остаются по существу ограниченными.

Следовательно, решение - это пересмотр вопроса о росте народонаселения на Земном шаре. Они чувствуют, что этот рост чреват большими опасностями, если будет продолжаться в том же роде, потому что есть примеры и некоторый опыт в Европе, свидетельствующие практически о переселении Юга на Север.

Переселение происходит вследствие, во-первых, большой густоты на Юге и отсутствия там средств существования для имеющегося населения; во-вторых, вследствие высокого уровня жизни на Севере, привлекающего часть или части населения Юга. Неслучайно мы видим сегодня, что в Англии 10-15 % населения составляют выходцы из Индии и Пакистана. Примерно 10 % населения Франции - алжирцы, 10-15 % населения Германии - турки и другие. Среди населения скандинавских стран большое число выходцев из стран третьего мира, которое достигает иногда более 15 %.

То, о чем сказано, - явление, историческая тенденция, опасность которой они чувствуют. Вместо того, чтобы найти решение путем справедливого перераспределения естественных ресурсов в мире, они предлагают нам новый мировой порядок, суть которого сокращение населения Земли, сокращение численности человеческого рода.

Как это должно происходить?

Цель нового мирового порядка - сокращение населения Юга, чтобы ликвидировать угрозу, которой подвергается монополистический капитализм, практически правящий миром сегодня.

А каков путь к этому?

Средства массового уничтожения.

Они считают, что есть три главных средства для осуществления этого, и уже начато их применение в той или иной форме.

Первое средство - это региональные местные войны на национальной религиозной или клановой основе. Кто смотрит на картину Земли сейчас под сенью так называемого нового мирового порядка, тот видит, что действительно идут региональные войны. Их жертвами становятся сотни тысяч людей. Подлинные цифры не публикуются. Продолжение этих войн подтверждает правильность положения, гласящего, что они спровоцированы и поощряются хозяевами нового мирового порядка ради достижения этой будущей, далеко идущей цели. Возьмем, например, Афганистан. После падения прогрессивного режима те, кто называет себя “моджахедами”, столкнулись друг с другом, и число убитых, по заниженным данным, 200 000 человек.

Все данные указывают на то, что новый мировой порядок разжигает борьбу между Индией и Пакистаном вокруг проблемы Кашмира. Существует опасность превращения этой борьбы в атомную войну, потому что обе страны практически являются атомными странами.

Равным образом война в Заливе - это одна из форм осуществления идеи нового мирового порядка.

Югославия - такое же положение. Сомали также представляет собой ясную картину: голод, с одной стороны, и война, с другой.

Число тех, кто погиб во время войны против американских войск и международных сил, немногим меньше числа тех, кто умер от голода за прошедший период. Есть целые районы, которым угрожает состояние войны в самой Африке. Такая операция уже началась. Но большая проблема, от которой страдаем все мы, состоит в том, что новая мировая информационная система, связанная с этим новым мировым порядком, предоставляет информацию, которая выглядит убедительной, предоставляет то, что она позволяет публиковать, чтобы картина мира выглядела такой, какой она хочет представить ее другим.

Однако, основываясь на имеющихся сведениях, мы можем утверждать, что этот процесс в условиях нарушения международного баланса продолжается: идет процесс региональных войн.

Имеется также другая серьезная угроза наряду с упомянутой мною угрозой Индия-Пакистан. Это - угроза войны в республиках бывшего Советского Союза. По оценкам и прогнозам центров стратегических исследований Пентагона, число жертв в этой войне может превысить 115 миллионов убитыми.

Могут сказать, что эти цифры фантастические. Но разговор о развале Советского Союза пять лет тому назад тоже представлялся чем-то фантастическим. Еще два года тому назад разговор о возможности раздела России тоже представлялся чем-то фантастическим.

Поэтому научная фантазия имеет право на существование сегодня в нашем ускоряющемся мире. Следовательно, таково первое средство практического осуществления основной идеи нового мирового порядка.

Второе средство - это путь снижения жизненного уровня. Известно, что средний возраст человека на развитом Западе - 70 лет и выше, и что средний возраст в третьем мире в целом лишь немного превышает 40 лет. Т.е. вероятный средний возраст тех, кто рождается в передовой стране, например, Англии, достигает 70 лет, а тех, кто родился, например, в Бангладеш, эта вероятность сокращается до 40-45 лет, с разницей примерно 30 лет. Это зависит от того, где родился человек - на Юге или на Севере.

Следовательно, снижение уровня жизни означает сокращение среднего возраста или, другими словами, превышение смертности над рождаемостью, а это совершается, в первую очередь, через давление, оказываемое Международным валютным фондом и Всемирным банком.

Экономическая политика, предлагаемая этими двумя международными организациями, практически подливает масло в механизм ухудшения экономики развивающихся стран в направлении сокращения темпа экономического роста, снижения, в конечном итоге, жизненного уровня, т.е. льет воду на мельницу большой цели нового мирового порядка.

Отсюда следует, что нельзя относиться к рецептам Международного валютного фонда и Всемирного банка как к нейтральным: эти

рецепты преподносятся иногда на серебряном подносе, а иногда с предложениями, скрывающими суть предмета, но цель их по существ имеет ясные параметры. Они уже применялись в определенных местах, и результаты их применения проявились весьма отчетливо. Самый яркий пример сама Россия и страны бывшего Советского Союза, где эти рецепты были применены очень быстро в течение 3-4 лет. Они стали лабораторией для применения рецептов Международного валютного фонда и Всемирного банка, и их экономические последствия сразу же отразились на людях, поскольку снизилась рождаемость, повысилась смертность, что означает сокращение народонаселения.

Это второе средство, если спроецировать его на будущее на несколько лет вперед, явится важным элементом в осуществлении основной идеи - сокращения роста населения в третьем мире, т.е. в

так называемых странах Юга. А когда упоминаются Советский Союз и страны Восточной Европы, то они понимаются в числе стран Юга и даже еще хуже в некоторых случаях.

Сегодня Юг и Север - это не столько географическое деление, сколько политико-экономическое. Экономический Север - это четырнадцать развитых стран, а экономический Юг - это сто сорок четыре отсталых страны, за счет которых живут четырнадцать развитых стран.

Третье средство: его параметры неясны, и о них идет дискуссия. Но есть опасение по этому поводу. Речь идет о болезнях и их распространении, особенно СПИДа, в Африке.           Границы распространения СПИДа в Африке заставляют некоторых исследователей опасаться того, что это делается искусственно с целью сокращения, первую очередь, населения этого континента.

Число пораженных СПИДом в Африке сегодня стало фантастическим. Их исчисляют миллионами. В умах людей не укладывается. что это происходит вне сферы тех международных организаций. которые планируют новый мировой порядок. Это новая вероятность, которую нужно принимать всерьез.

“НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК” И НОВЫЕ СРЕДСТВА!

Следовательно, что же такое “новый мировой порядок”, использующий все те средства, о которых мы говорили?

“Новый мировой порядок” - это просто синтез старого колониализма и неоколониализма, несущий наихудшие их черты.

Человечество знало старый колониализм в течение сотен лет, предшествовавших второй мировой войне.

Этот колониализм был прямым, диким, варварским. Т.е. они шли, оккупировали, забирали естественные богатства. После победы Советского Союза, образования системы социалистических стран и распада старой колониальной системы возник неоколониализм, который опирался не на прямые механизмы ограбления, а прежде всего на механизмы экономического ограбления.

Этот процесс продолжался до середины 80-х годов. Т.е. мы можем сказать, что неоколониализм как механизм ограбления сформировался окончательно в середине 60-х годов и весьма успешно использовался до середины 80-х годов.

В середине 80-х годов в результате горбачевской перестройки начали выявляться характерные черты нового мирового порядка. В этом новом мировом порядке мы видим новое явление. Это - возврат старого колониализма при сохранении неоколониализма, т.е. слияние этих двух форм друг с другом. Это - новое явление, которого человечество раньше не знало.

Таков неоколониализм, который пытался вначале прикрываться крикливыми лозунгами и фразами о демократии, плюрализме, правах человека и т.д. Но когда он достиг своей цели, он, не стесняясь, отбросил в сторону эти фальшивые маски и обнажил перед всеми свое истинное лицо. Стало ясно, что эти лозунги были порой словом правды, которым хотели сказать ложь.

Это и произошло на деле, поскольку эти лозунги были отброшены в сторону и начался откровенный разговор о рыночной экономике, об ограничении рождаемости и роста в третьем мире.

ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА “БЛИЖНЕВОСТОЧНЫМ РЫНКОМ”?

Новый мировой порядок сам по себе предлагает образование новых региональных порядков. Сегодня речь идет о новых рамках мирового порядка, как это пропагандируется американским империализмом и сионизмом относительно нового регионального порядка.

Это пущено в обращение некоторое время тому назад под прикрытием так называемого “ближневосточного рынка”. Использование выражения “Ближний Восток” имеет целью приучить нас психологически к тому, чтобы относиться к Израилю как к части региона, приучить нас обращаться с этим понятием таким образом, чтобы облегчить обращение с другими вытекающими из этого проблемами.

Проталкивание этой формулировки в информационном и психологическом плане имеет целью не допустить сильного сопротивления. Они говорят, что ближневосточный рынок - это географический термин.

Но можно задать вопрос: “Кто ввел выражение “Ближний Восток”?! По отношению к кому мы представляем Ближний Восток?” Англия говорила о Ближнем Востоке по отношению к себе.

Следовательно, нельзя обращаться с этими выражениями с такой простотой и так спонтанно. Этими выражениями хотят разбить первую линию обороны, потому что разбить первую линию обороны - значит перейти ко второй линии обороны и, следовательно, нельзя позволять разбивать первую линию обороны.

Отсюда некоторые наивно полагают, что если установится мир через ближневосточный рынок, то на арабские страны распространится процветание и оживление. А это иллюзия. То, к чему стремится сирийская политика, руководимая президёнтом Хафезом аль-Асадом, - это полный справедливый мир, обеспечивающий законные права арабских народов, обеспечивающий полный вывод, мир в обмен на землю. Однако мир в израильско-сионистском и в американском понимании - это мир, ведущий к созданию таких условий, которые позволят установить американскую и сионистскую гегемонию во всем регионе от Нила до Евфрата, осуществить старую мечту, которую вынашивал Израиль и сионистская мысль в ее примитивной форме.

Сегодня постановка вопроса стала принимать более современные формы. Ближневосточный рынок нацелен, во-первых, на то, чтобы Израиль превратился в столицу Ближнего Востока, а это, в свою очередь, имеет целью отыскать вход, чтобы Израиль благодаря своему финансовому и научному превосходству имел в этом огромно древнем регионе точку опоры, использовал его нефть, его рабочие руки, воду и сельскохозяйственные угодья, которые могут играть в будущем столетии большую роль, если учесть, что снабжение продовольствием в ХХI веке будет большой проблемой, ее значение будет возрастать, и она станет еще более важной, чем проблема нефти.

Регион исторически играл большую роль в производстве продовольствия в сельском хозяйстве. Возможности его большие с этой точки зрения. В ином смысле, Израиль хочет опираться на силу мирового сионизма в финансовом отношении, и более того, на то, что мировой сионизм монополизировал международные финансы. Он хочет опираться на монополизацию им некоторых отраслей науки и особенно прогрессирующих, поскольку сегодня наука в прогрессирующих сферах затрагивает прежде всею области информатики, компьютеризации и программирования.

Опираясь на монополизацию этих областей и при поддержке мирового сионизма, Израиль хочет выйти в регион от Нила до Евфрата, чтобы использовать ею водные ресурсы, нефть, продовольствие, рабочие руки. Но для чего? Скорее всего, он хочет превратиться в четвертый центр наряду с тремя известными империалистическими центрами: Япония, Америка, Европа.

Все данные указывают на то, что мировой сионизм сегодня уже не довольствуется ролью силы, поддерживающей эти центры здесь и там.

Он тоже мечтает превратиться в один из новых империалистических центров. Поэтому наша борьба против сионизма является не только местным сражением, не только патриотическим сражением и не только национальным сражением. Это - сражение мирового плана, потому что, если сионизм сумеет создать четвертый империалистический центр в регионе, то от этого пострадает в первую очередь наш регион, но также и все человечество.

Ибо сионистский капитал представляет собой одну из самых отвратительных разновидностей капитала, которые только знала история. Роль, которую он сыграл в Восточной Европе и Советском Союзе, - лучший тому пример.

МИР ЗАКОННЫЙ ... И МИР АМЕРИКАНСКИЙ!!

С этой точки зрения есть два мира: мир, который обеспечивает законные права, и мир на американский и сионистский лад, через который они хотят обеспечить преимущества, позволяющие им вести культурное и экономическое завоевание региона.

Это нужно учитывать. Нужно разобраться в этом механизме, чтобы понять весь масштаб опасности, которой мы подвергаемся.

Следовательно, новый мировой порядок, в случае его установления, действительно представляет собой угрозу человечеству, которая на деле ставит его перед перекрестком путей. Разговор о перекрестке означает, что есть другой путь.

Во-первых, опыт немногих прошедших после развалов лет доказал, что капитализм не является решением и вообще никаким решением. Там, где капитализм занял место социализма, он не сумел разрешить ни одной из проблем, стоявших перед социализмом и вызвавших его кризис.

Более того, он углубил эти проблемы до невероятных размеров. Это - во-первых.

Во-вторых, первое “издание” социализма, т.е. “издание” Октябрьской революции и стран Восточной Европы, что бы о нем ни говорили, дало человечеству многое. Оно впервые дало человечеству конкретный реальный опыт того, как претворить в жизнь социальную справедливость в обществе, поставило эту мечту, к которой человечество стремилось с ранней истории, в реальные рамки, несмотря на все замечания, которые могут быть сделаны по поводу недостатков и брешей в этом процессе.

В другом смысле, опыт доказал, что эту мечту можно сделать реальностью, и, следовательно, мы вправе продолжать лелеять ее.

И самое важное: то, что доказал нам этот первый в истории человечества опыт, с его отрицательными и положительными сторонами, дал нам тот сырой материал, на базе которого будут последующие эксперименты, причем они неизбежно будут более развитыми и более высокого уровня, чем прежде.

Другими словами, социализм не может сделать шаг вперед без того шага, который он сделал в двадцатом веке.

Отсюда - огромное историческое значение того, что было достигнуто социализмом в странах, в которых он распался в этом веке. Это значение трудно переоценить.

СОЦИАЛИЗМ НЕОБХОДИМ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Велико значение социализма для продолжения человеческой цивилизации, потому что он является альтернативой новому мировому порядку, потому что он - иной выбор, нежели преступный новый мировой порядок. Каковы основные уроки?

Каковы уроки первого опыта, уроки первого “издания” социализма, которые позволят появиться второму, исправленному и дополненному “изданию” социализма?

Урок первый: необходимо сказать, что этот опыт доказал, что у него был заряд огромной силы для того, чтобы сломать старый мир. И он сделал это. Но в ходе эксперимента выяснилось, что его заряд для построения нового мира не имел той же силы, как заряд ломки старого мира.

Это первый урок прошлого эксперимента.

Урок второй: опыт доказал, что познавательно-теоретическая база первого эксперимента была слабой. И это естественно, ибо марксизм-ленинизм, на который в целом опирался этот эксперимент, создал в свое время науку разрушения капитализма. К.Маркс создал науку о капитализме. В.И. Ленин развил эту науку в новых условиях, в условиях монополистического капитализма. Значение В.И.Ленина всеобъемлюще, универсально. Оно не ограничивается только Россией, хотя его теория была практически применена в России.

Но первое поколение - К.Маркс и Ф.Энгельс, - как и второе поколение - В.И. Ленин, - были способны сформулировать теорию социализма. Ни одна теория не возникает из ничего, не спускается с неба готовой. Теория возникает на Земле на базе предшествующего опыта.

Для того, чтобы создать теорию капитализма, К.Маркс изучал его как сырье, обобщал результаты и делал из этого теоретические выводы. Как же можно говорить о целостной законченной теории построения социализма в новых условиях, если не было исторического опыта в этом деле?!! т.е., если не было предшествующего опыта.

Это позволяет утверждать, что 70 лет первого социалистического эксперимента и есть то самое сырье, необходимое для того, чтобы была сформулирована теория построения социализма. И этим занимаются сейчас марксисты - ученые и теоретики в странах построения социализма.

Представление о строительстве социализма было общим. Что касается его законов, то они не были известны. К.Маркс открыл в “Капитале” около 70 законов.

Так же и В.И. Ленин открыл новые законы в эпоху империализма, развил некоторые старые законы в новых условиях. Несмотря на усилия, которые предпринимались после этого в процессе строительства социализма, законченной теории по этому предмету, однако, создано не было. И это понятно.

Слабость познавательно-теоретической базы строительства социализма - вот что создало почву для экспериментирования через ошибки и удачи в процессе самого строительства. Это проявилось прежде всего в поворотные моменты, требовавшие новых решений “новых” проблем.

А поскольку таких решений в книгах нет, то экспериментирование и происходило через ошибки и удачи. И так как вероятность ошибки и вероятность удачи равны, то была возможность идти ошибочным путем, что и случилось на деле.

Урок третий: необходимо принять во внимание, что социализм был построен в мире, где существовало равновесие сил. В этом мире имелась крупная сила, антагонистичная социализму. Эта сила - международный империализм.

Поэтому нельзя представлять себе борьбу между социализмом и капитализмом, которая шла в мировом масштабе, вне рамок мирового соотношения сил.

В другом смысле, мировой революционный процесс с победой Советского Союза, с победой Октября сделал шаг вперед, как он сделал другой шаг вперед с победой во второй мировой войне.

То, что больше не последовало таких же крупных, как прежде, стратегических шагов, приостановка развития мирового революционного процесса после второй мировой войны - все это отрицательно отразилось на развитии Советского Союза, потому что соотношение сил в мире не могло не оказывать влияния на сами социально-экономические процессы, происходившие в первой стране социализма. Другими словами, нельзя отделять развитие социализма в отдельной взятой стране от развития революционного процесса в целом.

Потому что прекращение развития революционного процесса в целом привело к отрицательным рефлексам в развитии первой страны социализма.

Соотношение мировых сил имеет очень большое значение для становления социализма.

Урок четвертый: как революция имеет свои законы, так и движение вспять, как выясняется, тоже имеет свои законы. Не случайно все революционные движения в истории подвергались регрессу на каком-то этапе истории. Все буржуазные революции отступали назад, пока не возвращались вторым экземпляром или вторым исправленным изданием этих буржуазных революций, чтобы утвердить завоевание первой волны.

Социализм не выпадает из этих рамок. Это вызывает нас на размышления, на исследование проблемы. Регресс - это объективное явление или нет?! Когда явление имеет место и повторяется, закономерно возникает вопрос о том, объективно или необъективно это явление?

Если оно объективно, то мы должны искать закономерность, называемую закономерностью регресса. Эта закономерность не выходит за рамки самой диалектики, на которой зиждется марксизм.

Урок пятый: эксперимент доказал, что игнорирование классовой борьбы при социализме сослужило очень плохую службу социализму. Выяснилось, что классовая борьба не заканчивается при социализме.

История показала, что были правы те, кто придерживался такого именно мнения. Они были правы в принципе.

Но они не были в состоянии открыть в свое время форму проявлений классовой борьбы в новых условиях. Социализм, как его представляли К.Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин, - это большой, широкий переходный период от одного строя к другому. Но это не сам строй. И, следовательно, классовая борьба остается в силе в этот переходный период. Но формы ее не обязательно такие же, как формы классовой борьбы при капитализме. Эта борьба проявляется в новых формах. Мысль не смогла осознать или разрешить вопрос, каковы эти новые формы классовой борьбы в ходе развития социализма. Она не смогла успешно его разрешить. Теперь он стоит перед нею. Она начала приближаться к его решению. Т.е. она стала приближаться к решению проблемы: каковы формы классовой борьбы при социализме. Классовая борьба, о которой мы говорим, означает борьбу интересов и мнений, борьбу между социальными прослойками, борьбу идей, идеологий и т.д.

Это объективная реальность. Самое большое свидетельство тому - то, что произошло в Советском Союзе и Восточной Европе. Разве может быть большее свидетельство этому, чем тот факт, что сам развал явился результатом классовой борьбы.

Этот вопрос нуждается в дальнейшем углублении и осмыслении. Почему и как идет классовая борьба при социализме и как можно совладать с нею?

Урок шестой: выяснилось, что социализм как переходный период от капитализма к посткапитализму, т.е. к коммунизму, имеет свойственные ему экономические трудности, с которыми человечество ранее не сталкивалось, и что разрешение проблем социализма капиталистическими методами ведет лишь к возрождению капитализма. В этом была трудность Советского Союза и социализма с начала шестидесятых годов.

Все новые проблемы, которые проистекали из развития самого социализма, из уровня развития производительных сил, достигнутого социализмом, разрешались старыми методами, т.е. капиталистическими.

Они не разрешались творчески. На практике это затормозило социалистическое развитие в экономике, привело к оживлению капиталистических элементов - ростков капитализма, которые были внутри.

Урок седьмой: К.Маркс говорил о государстве как орудии буржуазного строя, функция которого состоит в подавлении эксплуатируемых классов и которое постепенно отомрет при социализме, а его место займет самоуправление экономикой.

Но что произошло?

В Советском Союзе было противоречие и единственное в своем роде отличие, ставшее сейчас очевидным. Оно состоит в следующем:

экономическое развитие требовало поиска новых форм демократического централизма, ориентированных на самоуправление.

Естественно, что вначале социалистическая экономика управляется на манер пирамиды, имеющей вершину и основание.

Однако с развитием экономики и ее постепенным расширением, как представляли К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И. Ленин, она должна стать самоуправляемой, пирамида должна исчезнуть, чтобы ее место занял круг, имеющий центр, и каждая часть этого круга - такой же центр, т.е. автономный аппарат организации и координации между окраинами, между частями этого круга.

Другими словами, государство исчезает под воздействием объективных условий - определенного уровня развития производительных сил.

Советская экономика достигла такой стадии и такой ступени, которые требовали пересмотра форм демократического централизма и перехода к более подходящим формам самоуправления.

Но одновременно нужно было сохранять государство, потому что борьба в мире обязывала сохранять его.

Противоречивость государства между построением социализма в отдельной стране и сохранением социализма в отдельной стране, противостоящей мощной блокаде, создала проблему: это проблема государства, аппарата, который иногда предстает как надклассовый и который постоянно нуждается в контроле.

Выход его из-под контроля в какой-то момент ведет к его разложению, появлению слоя или прослойки, имеющей свои собственные независимые интересы.

Для того чтобы избавиться от этой противоречивости, социализму в своем последующем - исправленном и пересмотренном “издании” необходимо, чтобы переходный процесс формировался как мировой процесс, чтобы было соответствие между отмиранием роли государства как аппарата управления экономикой и отмиранием роли государства как аппарата защиты и подавления внешних врагов.

В другом смысле, необходимо найти формы связи между двумя прежними задачами. Без развития революционного процесса в мировом масштабе этот процесс в отдельной стране не может принять свои полные параметры.

Наконец, восьмой урок: империализм сумел просочиться в идеологическую структуру прежних социалистических порядков под прикрытием нового политического мышления, который фактически был идеологией нового мирового порядка внутри социалистических стран.

Новое политическое мышление призывало к окончанию и отмене классовой борьбы и поставило на ее место лозунг классового согласия. Оно призывало также к использованию чисто демократических лозунгов.

Демократия на протяжении истории была классовой. Она всегда была в руках класса, господствовавшего над подчиненным классом. Чистой демократии в истории никогда не было.

Поэтому напрасно говорить о чистой демократии. Когда мы говорим об обществе, в котором есть демократия, то это значит в то же время, как учат нас классики марксизма-ленинизма, что у нее есть и другое лицо - диктатура.

Упразднение диктатуры и демократии - вот что ведет к обществу свободы. А это другое дело. Это достигается ликвидацией самого государства, ликвидацией его как аппарата. Это может произойти только при объективном ходе социально-экономического и политического развития на всем Земном шаре.

Равным образом новое политическое мышление говорит о процветании капитализма и его оживлении, в то время как капитализм своей работой по расчленению социалистического лагеря и его развалу добивался выхода из собственного кризиса.

Он переживал свои наихудшие времена, и этот развал явился, чтобы дать ему толчок, временное новое “дыхание”. Теперь он ищет новый толчок, третье “дыхание”, потому что процветание и оживление мирового капитализма - лишь временное явление и происходит за счет чего-то другого, внешнего.

Следовательно, выясняется, что империалистическая идеология имеет способность к проникновению в новых формах: новое политическое мышление было идеологией нового мирового порядка. Оно является формой, в которой новый мировой порядок проявился идейно в восточноевропейских странах и странах бывшего Советского Союза.

СОЦИАЛИЗМ... НАСТОЯТЕЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ!

Сегодня социализм - это объективная необходимость больше, чем вчера, потому что дело уже не только в правах, справедливости и равенстве. Капитализм своим существованием вредит человеческому роду, угрожает его существованию. Вопрос стоит так - быть или не быть, как сказал Шекспир устами Гамлета.

Чтобы быть, нужно, чтобы не было капитализма. Если капитализм будет продолжать свою разрушительную работу против природы, человека и общества, то встает серьезный вопрос о способности человеческой цивилизации к самосохранению.

Таков вывод. Первый, кто говорил о нем в начале этого века, великий гений Джордж Бернард Шоу, который связал будущее нынешней человеческой цивилизации с победой социализма. Это было действительно гениальное предсказание.

В социализме - впервые в истории человечества - заинтересован не только рабочий класс и массы трудящихся, хотя они и прямо заинтересованы в нем, но также и весь человеческий род, независимо от того, осознал он это или не осознал.

Объективно, победа социализма и распад капитализма - в интересах всего человечества.

Наконец, “новый мировой порядок” и “новый региональный порядок” не являются чем-то предопределенным, чем-то неотвратимым. Борьба против сионизма и его региональных планов на местах приобретает мировое значение. В другом смысле, впервые борьба на местах принимает осязаемые формы мирового характера. Ибо сионизм своим поведением доказывает, что он является врагом человеческого рода.

Это ставит перед нами важную проблему: как заключать союзы и достигать взаимопонимания с теми силами на мировой арене, которые тоже пострадали от сионизма.

Сегодня известно, что в наших арабских странах есть три исторически сложившихся течения, которые представляют собой политические движения. В целом - это националистическое течение, марксистское течение и религиозное течение.

Эти силы в отдельных странах заключали между собой союзы, вступали в конфликты друг с другом, отмежевывались друг от друга и т.д. Сегодня же современные вызовы ставят перед нами важную задачу: искать и находить совместную для этих сил точку, и она действительно имеется. Совместная точка это антисионизм, борьба против сионизма.

Нет сомнения в том, что степень враждебности в отношении сионизма у всех этих течений - арабского националистического течения, марксистского течения и религиозного течения - очень высока. Эта точка соприкосновения очень важна. Сионизм давно и всеми силами стремится помешать союзу этих сил и всегда концентрировал свои усилия на том, что разъединяет, а не на том, что объединяет.

Сегодня перед лицом тех серьезных опасностей, которые нам угрожают, и пока наши судьбы находятся в наших собственных руках, мы в состоянии противодействовать сионизму и нанести ему сокрушительное поражение. Борьба против сионизма не может прекращаться ни при каких обстоятельствах, потому что это - идеология, и потому что это - интересы.

Борьба между нами и ними - это борьба не на жизнь, а на смерть.


Кадри Джамиль

Лекция “Глобальные перемены и идейные течения”, прочитанная в Культурном центре в Дейр аз-Зоре 26 февраля 1993 года по случаю культурной недели. Лекция записана и отредактирована по магнитофонной записи.


ДРУГИЕ ЗАПИСИ
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ КАК СТУПЕНЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
МАРКС И ЗАПАДНЫЙ МИР
ДОКЛАД: "СВОБОДНЫЙ ТРУД"
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СЕГОДНЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ» И «КОМПРАДОРСКИЙ КАПИТАЛ»?
ИМПЕРИАЛИЗМ В XXI ВЕКЕ
МОРАЛЬ РЕВОЛЮЦИОННОГО РАБОЧЕГО КЛАССА



НАШИ КНИГИ

Описание

КРУЖКИ

Учитесь вместе с группой Engels!

ЗА ПРОДОЛЖЕНИЕ ДЕЛА УГО ЧАВЕСА

За продолжение дела Уго Чавеса
2 февраля мы проводим митинг-встречу с сотрудниками дипмиссии Венесуэлы в Москве с выступлением чрезвычайного и полномочного посла Боливарианской Республики Венесуэла товарища Карлоса Рафаэля Фариа Тортоса.
Подробнее...