Горечь утраты и свет памяти

Всего год назад мы вместе с кубинскими товарищами, с друзьями во всем мире праздновали 90-й день рождения Фиделя Кастро – Вечного главнокомандующего Кубинской революции. И хотя брал свое возраст, и сам юбиляр с трибуны недавнего партсъезда предупреждал, что скоро «уподобится остальным», – вопреки всему верилось, что воля миллионов людей всего мира, сердечно желавших Фиделю здоровья и долгих лет жизни, все-таки сбудется.

Восемь месяцев назад, после скорбного дня 25 ноября – точно в 60-ю годовщину отплытия «Гранмы» из Мексики к берегам Кубы, –вместе с миллионами товарищей и друзей мы повторяли знакомые с юных лет слова: “¡Hasta siempre, Comandante!” В испанском языке у них двойной смысл. Эти слова можно перевести: «Прощай навеки, Команданте!» Но буквально они означают: «До вечности, Команданте!» Всем нам, безусловно, ближе второе значение…

В Москве торжественная церемония в честь 91-летия со дня рождения Фиделя проходила на площади, с начала нынешнего года носящей его имя.

Неудержим поток времени. 13 августа день рождения Фиделя впервые пришлось отмечать без него. Нет, конечно, на самом деле не без него, а лишь «без его физического присутствия», как говорили в эти августовские дни на Кубе, да и во всей Латинской Америке, во многих странах других континентов.

Запрет называть улицы, площади и другие объекты в его честь – последняя воля покойного, свято выполняемая на Острове Свободы, – для зарубежных стран не имеет обязательной силы. В Москве торжественная церемония в честь 91-летия со дня рождения Фиделя проходила на площади, с начала нынешнего года носящей его имя. Площадь находится в одном из самых красивых мест столицы – на Соколе, неподалеку от улицы, названной в честь Сальвадора Альенде, в своем последнем бою сжимавшего в руках подарок Фиделя – советский автомат Калашникова. Хотя я предпочел бы, чтобы имя выдающегося лидера страны, не просто дружественной, но теснейшим образом связанной с отечественной историей двадцатого, да и начала двадцать первого века, украсило одну из главных магистралей Москвы, где уже немало площадей названо в память руководителей дружественных государств. Скорее всего, мешает въевшаяся в «менталитет» нынешней власти идеологическая предвзятость в отношении революционеров, антиимпериалистов, коммунистов. К этому добавляется стремление «рассудку вопреки, наперекор стихиям» обрести желанных «партнеров» на Западе. «Сменить пластинку» власти РФ не желают даже перед лицом «санкций», вводимых против них «партнерами» по инициативе в том числе боссов антикубинской эмигрантской мафии и по образцу отработанных за десятилетия блокады Кубы.

Огорчительно, что в памятной церемонии не приняли участия ни МИД РФ, ни другие ведомства и организации, имеющие прямое отношение к отношениям с Кубой. Российскую сторону представлял председатель Московской городской думы А. Шапошников. Надо полагать, потому, что ее решением площадь получила нынешнее название. Ничего нельзя возразить против сказанных оратором слов:

«Фидель Кастро является примером для всех поколений народов Кубы и России. Те взаимоотношения, которые он заложил между нашими странами, до сих пор продолжают развиваться».

Хотелось бы разделить уверенность в том, что «наши две великие страны – Куба и Россия, сделают все для блага двух великих народов – кубинцев и россиян».

Но в нынешней ситуации, когда обеим странам приходится сталкиваться с эскалацией санкционного давления и военных угроз, а натиск Вашингтона на боливарианскую Венесуэлу достигает апогея, имело бы смысл конкретнее высказаться именно на эти темы. Однако на это, похоже, не было «санкции» со стороны правительства, только что проголосовавшего в Совете безопасности ООН за экономические санкции против КНДР – причем вместе с теми, кто только что демонстративно принял антироссийские санкции в пакете с антикорейскими!

С уклончивостью официальной Москвы контрастирует принципиальная позиция Гаваны, четко выраженная в выступлении Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Куба в Российской Федерации Эмилио Лосады Гарсии. От имени своей Родины он высоко оценил взаимовыгодное сотрудничество между двумя странами:

«Отношения дружбы и взаимопонимания между нашими народами сохраняются вот уже почти 55 лет, с момента первого посещения Фиделем Кастро вашей страны».

Посол поблагодарил правительство столицы и Мосгордуму за решение назвать одну из площадей в честь Фиделя.

В то же время в его выступлении не была обойдена острота нынешней международной обстановки. Обращаясь к участникам церемонии, в том числе к работающим в Москве венесуэльским дипломатам, Э. Лосада Гарсия особо подчеркнул невозможность «военного выбора», которым публично угрожал президент США, а также готовность Кубы плечом к плечу с братской Венесуэлой отстаивать завоевания боливарианской революции.

Первой в новом качестве памятной церемонии кубинцы постарались придать как бы камерный, даже, по выражению самих кубинцев, «интимный» характер. На площади имени Фиделя звучали песни и стихи о нем, написанные в дни всенародного траура восемь месяцев назад.

Тем, кто нашел возможность прийти сюда по летней отпускной Москве, местами перекрытой, будто баррикадами, разрытыми под новомодную плитку и расширяемыми к футбольному чемпионату тротуарами, думалось: нас всех впереди ждут сражения посерьезнее…