Глава 1. Надстройка северокореского государства
История возникновения идей чучхе
Для лучшего понимания проблематики предлагаем краткий экскурс в историю появления идеи чучхе: под воздействием каких факторов развивались и как они соотносятся с марксизмом — основные вопросы, которые и будут здесь освещаться.
Результатом многовекового развития философии явилось научное решение основного вопроса философии в пользу первичности материи. Специальной целью данной работы не является доказательство тезиса «общественное бытие определяет сознание», хотя бы потому, что для этого требуется отдельная статья, если не книга. На основании собранной философами доказательной базы мы знаем, что сознание формируется под воздействием социально-экономической деятельности, из чего мы и будем исходить. В случае Северной Кореи объективными факторами формирования идеологии чучхе, а впоследствии и политики Сонгун (приоритет армии и военному делу), стали, во-первых, национально-освободительный характер антияпонского движения Ким Ир Сена; во-вторых, необходимость лавировать между КНР и СССР в период раздора в социалистическом лагере; в-третьих, «осадное положение» страны. Северной Корее не на кого положиться. Ей необходимо выживать в одиночку, рассчитывать только на свои силы, что особенно ярко проявилось в 1990-е годы; и, в-четвёртых, повальная неграмотность населения, которую, впрочем, уже побороли.
Так исторически сложилось, что в 1930-1940-х корейцы боролись, в первую очередь, против японской оккупации. Кадры будущей Трудовой партии Кореи закалялись в горниле антияпонской борьбы: идеи национальной идентичности были, по понятным причинам, крайне сильны и возобладали даже в мирное послевоенное время. Сильно сказалась и Отечественная Освободительная Война, в России именуемая Корейской: она велась не на жизнь, а насмерть; это была борьба за свою родину, что породило мощное патриотическое движение. Ким Ир Сен закалялся в этой обстановке, имел дело с народными массами и стал закономерным продуктом развития корейского общества начала-середины XX века. Ким Ир Сен, как и его идеи чучхе, не прилетели с Марса/Венеры и т.д., а явились результатом общественно-экономического развития. Во времена антияпонской борьбы, а затем и Корейской Войны, объективная реальность требовала идеи для сплочения всего народа. И её нашли в национализме. В Корее были и коммунисты, и анархисты, и либералы, но их объединяла общая цель — свержение японского владычества. Представители всех идеологических течений были искренне убеждены в своих концепциях обустройства общества, но полагали возможным их осуществление лишь после освобождения страны. То есть были либералы-националисты, анархисты-националисты и так далее.
В 1945 году японцев прогнали с полуострова, и обе Кореи начинают копировать опыт своих покровителей: Северная — СССР, Южная — США. Однако ближе к середине 1950-х Ким Ир Сен начинает говорить о социализме с корейской спецификой, начинает приспосабливать марксизм для корейцев, среди которых большинство являлось неграмотными крестьянами. Научный коммунизм давался им с трудом, поскольку мало кто умел читать и писать. В связи с этим, товарищ Ким Ир Сен принял решение преобразовать марксизм в чучхе, простыми для крестьян словами объяснить суть руководящих идей и то, почему они нужны народу. Плюс ко всему, новое идеологическое течение помогло Северной Корее лавировать между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой, не ладившими с 1960-х годов. Политика Ким Ир Сена позволила получать помощь от обеих стран.
Японская оккупация нанесла свой неизгладимый отпечаток: страх за нацию (а именно опасение истребления корейцев японцами) даёт о себе знать вплоть до сегодняшних дней. Коммунисты в КНДР считают себя и националистами, и интернационалистами одновременно. Руководящие принципы в области национализма высказаны Ким Чен Иром в работе «О правильном понимании национализма»: «Любовь к своей нации, бережное отношение к её характерным чертам и интересам, стремление к её процветанию и развитию — таковы общие мысли, чувства, психология членов нации» [11]. Далее он пишет о необходимости различать буржуазный национализм как средство одурачивания рабочего класса, использующееся для защиты интересов буржуазии, и национализм как любовь к своей нации, к своей Родине. Можно сделать вывод: под национализмом он понимает именно патриотизм. И логическое завершение статьи находим в словах: «Кроме того, национализм не противоречит интернационализму. Взаимная помощь, поддержка и солидарность между странами, нациями — вот что такое интернационализм. У каждого государства есть свои границы, у каждой нации есть свои отличительные черты; революция и строительство нового общества проводятся в рамках государства и нации. В этих условиях интернационализм сводится к отношениям между странами, нациями и предполагает национализм. Интернационализм, оторванный от нации и национализма, — это фактически бессмыслица» [12]. Таково мнение Ким Чен Ира, а значит и официальная позиция правительства КНДР. В этих цитатах явно прослеживается желание сохранить нацию. Вроде бы говорят: «мы интернационалисты, но (вот это вездесущее в чучхе «но») мы не можем отказаться от идентичности своей нации».
Руководство КНДР делает упор на традиции, но традиции, опять же, следует разделять на реакционные и, если не прогрессивные, то, как минимум, не тормозящие развитие общества. Под последними понимается национальный архитектурный стиль, одежда, песни и т.д. А под реакционными следует иметь в виду бессмысленные действия, наносящие лишь вред. Например, в Китае до победы коммунистов в 1949 году была традиция: туго перевязывать девушкам стопы, дабы они не росли, что приводило к уродованию ног и искривлению костей с далеко идущими последствиями.
<<< Введение: сравнивая Кореи | Чучхе сегодня >>>
11. Ким Чен Ир. О правильном понимании национализма: беседа с ответственными работниками ЦК Трудовой партии Кореи 26 и 28 февраля 91 года чучхе (2002).
12. Там же.