Пять философских тезисов о Трампе с точки зрения марксизма

Я понимаю и отдаю себе отчет в том, что буквосочетание «Трамп» уже набило информационную оскомину и вызывает вполне оправданное отторжение у сетевых читателей. Тем не менее, рискну предложить для обсуждения пять нетривиальных тезисов с равернутыми пояснительными комментариями, в которых предпринята попытка осмыслить феномен Трампа с точки зрения марксизма:

T.   При Трампе прежняя политика демократов – политика интервенционизма – продолжится, но в другом формате. Это, конечно, очень смелый тезис, требующий пояснений.

Как известно, главным политическим врагом Трамп обозначил Китай. Но в том-то и дело, что и при демократах Китай был стратегической целью… «Создание» большой дуги нестабильности через цветные «революции», «арабские весны», Ливию, Украину, Сирию, штатовские демократы стремились «выйти» на Россию и тем самым непосредственно «подойти» к Китаю. Такой окольный и опосредованный путь оказался неээфективным. Точнее, сначала Донбасс своим мужественным сопротивлением, а затем Россия своей операцией в Сирии остановили эту тактику. Но только тактику, замечу.

Стратегическая цель – Китай – осталась прежней. Трамп решил пойти не по извилистому пути дестабилизации цепочки национальных государств, ведущих к Китаю, а, что называется, напрямик. Теперь главная цель – цветная «революция» в Китае. Судя по всему, будут делаться попытки перетянуть в свой лагерь Россию, использовать ее против Китая, как правые политики 70-х – 80-х гг. использовали Китай против СССР.


R.   Трамп – сам по себе не фашист, но политик, чье непосредственное окружение, а отчасти и соотношение сил в стране и мире, делает из него политическую фигуру, имеющую тенденцию к неофашизму. Одно дело быть неофашистом, и совсем другое – иметь тенденцию, возможность. Это, согласитесь, разные вещи. Сейчас кто только не обвиняет Трампа в фашизме, но самые громкие голоса доносятся от штатовских демократов, которых самих можно не с меньшим основанием обвинить – и не раз уже обвиняли, в том числе из лагеря Трампа – в фашистских наклонностях, хотя бы за бомбардировки мирной Ливии, глумление и улыбочки по поводу убийства Каддафи, развязывание войны и подготовку интервенции в Сирии, организацию переворота на Украине диагностируется на раз. Называть Трампа фашистом однозначно и безапелляционно – значит солидаризоваться именно с ними и играть им на руку, а это, безусловно, проигрышный вариант. Как известно, свита играет короля.

В окружении Трампа присутствуют такие ястребы, которые спят и видят реанимацию неофашизма на североамериканской почве. Приведу лишь один пример: советником Трампа по Латинской Америки является Фредди Бальсера (Freddy Balsera) – уроженец Майами кубинского происхождения. Такое «горючее» сочетание – верный признак ультраправой политической ориентации. И это только один пример.


U.   Трамп – не сторонник «национального государства», но – новой тактики транснациональных корпораций. Сейчас кто только не говорит, что Трамп стремится возрождать национальное государство в США, что он новый государственник и так далее. Нет, за Трампом стоят те же транснациональные корпорации. В США как в резиденции мировой корпоративной транснациональной «элиты» не может быть по-другому. Трамп намерен поменять тактику ТНК: их деятельность должна переместиться с периферии филиалов на центры (его обещание вернуть производство обратно в США).

Это породит сверхэксплуатацию и обнищание трудящихся в центрах мировой капиталистической системы. Продолжится эрозия так называемого «среднего класса», мир стоит на пороге усреднения, нивелирования положения глобального класса наемных работников (в традиционном марксизме – пролетариата) по образцу периферии глобальной капиталистической системы. Глупо предполагать, что корпорации будут перемещать производства из Бразилии в США и платить больше, чем они платили бразильскому рабочему.

Под риторикой заботы о государстве американские работники будут вынуждены соглашать на зарплаты схожие с бразильскими (периферийными). Новая тактика Трампа превращает центр в периферию и тем самым нивелируются различия между ними. Выход США из Трансатлантического партнерства – яркий признак раскола и регионализации (перемещения в центр) глобального корпоративного центра.

Над мировой периферией в «лице» этого партнерства должен был сформироваться новый сверхмощный коллективный корпоративный эксплуататор. Но с приходом Трампа произошел раскол и срыв этого проекта.


M.   Фундаментом новой тактики корпораций выступает тектонический сдвиг в структуре глобального производства, связанный с робототехникой (автоматизацией). Марксизм учит, что глубинное объяснение всякого явления нужно искать в базисе человеческого общества, в сфере материально-производственных отношений. Какой же колоссальный сдвиг происходит в эти десятилетия буквально на наших глазах? Это формирование нового типа производства, а именно массовое внедрение автоматизированного производства.

Напомню, что именно тема робототехники и четвертого производственного уклада была центральной темой форума в Давосе в 2016 году. Это форум корпораций и они там обсуждают свое насущное. Это верный признак того, что процесс автоматизации мирового производства идет, и идет полным ходом.

Избрание Трампа – это объективное политическое последствие этого процесса (хотя он сам и его нынешние сторонники отнюдь не принадлежат к технологически инновационным, передовым секторам экономики и социальной структуры). Видимо, мировой транснациональный капитал уже не нуждается в таком количестве простого ручного труда, как прежде. Отсюда – переориентация его интересов с периферии на центры капиталистической системы. Теперь квалифицированный ручной труд становится привилегией центра.

Но не отдают отчет в самом главном. В том, что автоматизированное производство выступает адекватной основой коммунизма, объединенного человечества. Это тезис, который всесторонне железобетонными аргументами диалектической логики доказан в труде В. А. Вазюлина «Логика истории» (непосредственно об этом написано в третьей главе книги). Таким образом, в недрах капитализма создаются предпосылки более развитого зрелого человеческого общества. О другом аспекте предпосылок в следующем тезисе.


P.   Новая тактика корпораций создаст предпосылки для формирования глобального класса пролетариата. Это, конечно, слишком, оптимистичный для левых тезис, но он логично вытекает из предыдущего. Видимо, уже исчерпан лимит на эксплуатацию капиталистической периферии. Именно поэтому, кстати, США и нужен Китай! Но в нынешних условиях лимит приближается к исчерпанию.

Впереди только сверхэксплуатация, а это уже работа на грани смерти, если не за гранью. Именно поэтому корпорации «жертвуют» своим «национальным», прикормленным десятилетиями, «средним классом» и отдают его на растерзание своим же ТНК новой политикой Трампа. Именно поэтому в Давосе царит атмосфера ужаса и страха, по словам Чубайса. Это единственный раз, когда можно ему поверить.

Новой тактикой корпораций, описанной в третьем тезисе, в течение десяти-пятнадцати лет будут созданы объективные предпосылки для образования глобального класса пролетариата (наемных работников), когда работник центра капиталистической системы начнет понимать и работника прежней периферии. Повторюсь: новая тактика Трампа превращает центр в периферию и тем самым нивелируются различия между ними. Мир входит в новую реальность. Безусловно, то, что будут созданы объективные условия для формирования глобального класса, не будет автоматически означать, что он возникнет, но условия для этого уже по крайней мере наметятся. Будут созданы лишь первые условия для превращения его из «класса в себе» в «класс для себя», но не более.

ИСТОЧНИК