Революционная демократия. Октябрь 2019
(В письме, написанном генеральному секретарю неразделённой Коммунистической партии Индии, датированном 15.04.1956 г.)
Генеральному секретарю
Коммунистической партии Индии
Нью Дели 15.4.1956
Дорогой товарищ,
В течение последних трёх лет, после смерти тов. Сталина, что бы нынешнее руководство Коммунистической партии Советского Союза ни выдало в качестве личных нападок и критицизма — в большей или меньшей степени поддерживалось Центральным комитетом нашей партии в его заявлениях (публиковавшихся в газетах недавнего времени); данное письмо является решительным протестом против вышеупомянутых заявлений — протестом, который, по моему глубокому убеждению, является важнейшей обязанностью меня как члена нашей партии. Тов. Бхупеш Гупта, член Центрального комитета, объяснил нам позицию ЦК в Калькутте. Несмотря на то, что вы попытались придать горьким нападкам на тов. Сталина, которыми разразилось нынешнее советское руководство, некий сладкий привкус, это никоим образом не является противостоянием критицизму. Это все равно что дружески похлопывать кого-то по спине, при этом одновременно пытаясь толкнуть его в спину.
Не чувство безусловной любви и не личная эмоциональная привязанность к этому человеку заставляет меня выразить данный протест. Атака на тов. Сталина — это атака на эпоху революционного марксизма, в особенности на проверенные временем теорию и практику. Таким образом, я, как марксистский партиец, считаю своей ключевой обязанностью выступить с этим протестом. И да, я озабочен и обеспокоен тем, что, как мне кажется, совершено серьезное нападение на марксистские идеалы и мысли, вдохновившие меня в своё время на то, чтобы вступить в эту партию, в самом их фундаменте.
Кратко изложу свои взгляды.
1. Нет сомнений в том, что на сегодня Советский Союз является лидером мирового социалистического лагеря и международного пролетариата. Таким образом, любое решение советской компартии будет иметь широкое влияние. Естественно, партии рабочего класса всех других стран обязаны будут серьёзно обдумать решение советской партии. Это также означает, что коммунистические партии других стран разделяют ответственность за решения, принятые Советской партией. Поэтому решения советской партии не могут восприниматься просто как внутренние проблемы Советского Союза; поэтому давать оценку этому решению необходимо с точки зрения интересов международной пролетарской борьбы. Задача обеспечения руководства ею лежит на советской компартии. Лишь с такой точки зрения необходимо анализировать решения советской компартии; слепая эмоциональная привязанность тут совсем неуместна. Центральным вопросом является обеспечение руководства международным пролетариатом.
2. В конкретный исторический период — во время своего руководства советской компартией — тов. Сталин развил множество теорий и принципов марксизма; а также, успешно применив их, превратился из отдельно взятого индивида в теоретико-идеологическое явление. Таким образом, сталинизм является одной из глав марксизма. Ленинизм, который в эпоху империализма показал, как противостоять социал-демократии, был марксизмом периода становления первого в мире пролетарского государства; сталинизм же является марксизмом периода становления, роста и обороны социализма, периода противодействия фашизму, борьбы с троцкизмом; марксизмом эпохи успешных новых демократических революций, нового этапа антиколониальной борьбы и эпохи упадка капитализма.
То, что мы должны были бы наблюдать после смерти Сталина — так это то, как советская компартия, основанная на принципах сталинизма и адаптированная к условиям текущей действительности, на 20-м съезде продолжила бы уверенное руководство и управление дальнейшим продвижением пролетарского класса и дальнейшее развитие марксизма. Но очевидно, что основная цель 20-го съезда партии — представить тов. Сталина в виде индивида с последующим забвением его принципов, его теории и практики. Троцкисты брали на вооружение аналогичную стратегию против тов. Ленина. Они критиковали тов. Ленина, описывая его как «профессионального эксплуататора всех видов отсталости русского рабочего движения». Позже они разделили его работу на два этапа: до и после Октябрьской революции — вообще не учитывая его предоктябрьской работы, при этом чисто формально признавая его деятельность после Октября. Важнее всего то, что они, принимая подобный подход, показывают его мысли, работы и практику как отдельные события и фрагменты — таким образом, отказываются признавать его работы как единое целое и как неотъемлемую часть большей мыслительной конструкции. Тов. Сталин боролся против этой стратегии троцкистов и установил, что ленинизм является неотъемлемой частью марксизма. В изменившейся исторической ситуации мы снова видим те же попытки идентифицировать тов. Сталина как индивида и персональные на него нападки; попытки разделить его работу на до и после съезда партии 1917 года, чтобы уничтожить период его работы после 1917 года, не принимать его; либо разъединить его работу, мысли, практику, принципы на фрагменты, не складывающиеся интегрально в более общую конструкцию мысли и практики – такие согласованные попытки в явном виде начинают проявляться. Подобная тактика является лишь видоизменённой формой троцкистской стратегии.
Позже троцкисты подняли флаг ленинизма, чтобы развернуть наступление на тов. Сталина. Когда ленинские теории невозможно стало более оспаривать, тогда они начали нападать лично на того самого человека — тов. Сталина, — который отстаивал ленинизм, — во имя защиты ленинизма. Точно так же следует отметить, что образ тов. Ленина теперь снова вытаскивается, чтобы начать атаку на тов. Сталина. Над чем необходимо подумать — так это над последствиями: укрепит ли это ленинизм, или нанесёт ему вред. Сталинизм является неотъемлемой частью ленинизма. Придёт время, и будет доказано, что эта атака была в действительности атакой на сам ленинизм.
3. Марксистский анализ – от мировоззрения и объективных законов к личности, а не наоборот. Но атака на тов. Сталина – это грубые персональные нападки на него как на личность, не соответствующие марксистскому аналитическому методу. На самом деле, распространяя эпитеты «ужасный», «подлый», «жаждущий власти», «диктатор», «угнетатель», «единоличник» в отношении него, они стремятся создать негативное ощущение в отношении его работы, принципов, теории. Троцкисты подобным же образом называли Ленина «идиотом», «фракционером», «сторонником замкнутого властного круга». Нынешняя атака на тов. Сталина несет на себе отпечаток этих немарксистских троцкистских стратегий. Если бы кто-то начал критиковать тов. Сталина именно по-марксистски, то сначала надо было бы доказать ложность его теорий и принципов, и лишь затем отбросить их. Но ни у одного из критиков не хватило смелости сделать это. Иногда некоторые критики делают какие-то косвенные, презрительно-негативные комментарии к некоторым из его теорий или позиций. Порой о нем сообщают ложные сведения. Это не подход с точки зрения поиска истины к тому, чтобы оспорить фундамент какого-либо мышления. Отворачивающиеся от реальности во имя внутрипартийной борьбы, то, что они на самом деле делают — это клевещут на могилу мертвеца, откуда человек не в состоянии защитить себя. Такое повергло бы даже буржуазное морально-этическое здравомыслие в состояние стыда.
Совершающим беспринципные атаки на тов. Сталина критикам трудно прийти к общей дате, когда же он стал «плохим»: одни утверждают, что в 1934 году, другие – что после 17-го съезда партии, третьи – что на последнем этапе своей жизни, ещё одни – что незадолго до смерти и т. д. Многочисленные путанные заявления такого рода идут по кругу. Но во всех этих временных рамках Советский Союз под руководством Сталина значительно прогрессировал: фашизму был нанесен смертельный удар и поражение; появилось много новых демократических государств; опираясь на понимание, почерпнутое из сталинской теории антиколониальной революционной борьбы, победила китайская революция. Как мог «деградировавший» Сталин осуществлять руководство такими эпохальными задачами?
4. Фактически, основная атака на сталинизм началась с 20-го съезда партии ВКП (б). Вследствие этого интеллигенция, простой народ, рабочий класс и, в частности, коммунисты (активисты, рабочие, партийные кадры) (те, кто влияет на марксизм непосредственно), возмущены, встревожены, возбуждены и взволнованы этой атакой. Потому что, по их мнению, Сталин — не просто индивид, а приверженец и практик принципов. Сталинизм — важную главу в революционном марксизме — пытаются похоронить под грузом критицизма, начиная от «критики сталинских ошибок», «критики культа личности»; а те, кто больше всех доволен текущей ситуацией — это троцкисты, социал-демократы, буржуазия, реакционеры, и именно они похлопывают дружески по плечу нынешних коммунистических лидеров.
5. Сталинизм обогащался именно за счёт того, что продвигал вперёд учение и принципы ленинизма. Верно определив верные движущие силы социального прогресса и успешно его реализуя, тов. Сталин обеспечил себе место в истории. Это не могло произойти путём интриг, распространения лжи, неподобающей тактики — и не может таким путём происходить. Говорят, что Сталин исказил историю. На самом деле, он сотворил историю, и потому он — в сердцах международного рабочего класса. Такое признание не может быть достигнуто простым присутствием кого-то на сухих книжных листах. Если бы это было так, история человеческой цивилизации была бы историей заговорщиков, абсолютных извергов во власти, разбойников. Это искаженный взгляд на историю. История не может быть организована в соответствии с прихотью и фантазиями отдельных людей. История не создаётся путём написания её по чьей-то прихоти. И простое написание имени не делает тебя вершителем истории. На самом деле, суть сталинизма — это его теории, принципы и идеология, которые являются не собственностью какого-то человека или группы лиц, а достоянием всего человечества. И кучка коммунистически партий и их лидеров не имеют права судить тов. Сталина; и это не может быть вопросом закрытого собрания какой-то группы лиц; истинный судья — международный рабочий класс и человеческая цивилизация.
Не сумев нивелировать вклад Сталина в решение огромной исторической задачи и, следовательно, его историческую значимость, вы высказываете лишь притворную и номинальную признательность, и в то же время подпеваете мелким нападкам и клевете, призванным отодвинуть его самого и его исторический вклад на задний план. Такая стратегия и в самом деле отвратительна. Утверждают, что якобы Сталина уже хвалили раньше, а теперь пришло время для некоторой критики — ничего, кроме горечи, по отношению к подобному подходу со стороны Коммунистической партии испытывать нельзя.
6. Беспринципная атака на личность противоречит самим принципам внутренней борьбы внутри Коммунистической партии. Компартия продемонстрировала новый метод внутрипартийной борьбы: «восхваляй лидера до смерти, ругай после смерти». Если персональные нападки на человека после его смерти составляют основу принципов Коммунистической партии, то партия должна отказаться от всех этических норм и норм приличия, за которые она раньше выступала. Определенно мы можем обсудить идеологические взгляды мертвого человека. Но для этого требуется научный анализ ошибок, новых знаний и соответствующих теорий. Ничего подобного не было предпринято в случае с тов. Сталиным — всё начали с личности.
7. Марксизм учит нас тому, что успех социальной трансформации основывается на принятии правильной теории, практики и идеологии, а также на доверии и сотрудничестве со стороны класса (рабочего класса). Если тов. Сталин творил террор внутри партии и страны и действовал сообразно своим прихотям и причудам, то как тогда ему удалось достичь цели исторического социального преобразования? Никакого марксистского анализа ни от одного из его критиков нет. Без такого анализа бессмысленно подвергать субъективным атакам некий культ личности. Такие нападки фактически сбивают с пути и отвлекают от реальных проблем. Субъективная борьба против культа личности – это не марксизм, а метафизика. И если нет культа личности, когда мы говорим о «Центральном комитете Ленина», то почему оказывается культом личности признание Сталина в качестве новой важной персоны в марксизме после Ленина? По той же логике любой марксист — такой, как тов. Мао Цзэдун или другие, подобные ему -должны быть лишены упоминаний в истории. Коллективное лидерство не означает превращения человека в лидера небольшой группы. Речь идет о том, чтобы принять качества и способности личности и оттачивать их в крупномасштабные / коллективные навыки проведения социальных преобразований.
Приводя примеры поклонения личности, тов. Бхупеш Гупта привел нам в пример людей Советского Союза, каждого из которых после смерти тов. Сталина посетило чувство утраты руководства. А почему только Советского Союза? Да вспомните тот день, когда мы услышали о том, что он умер. Трудящиеся и коммунистические кадры во всем мире ощутили в тот день, что у них теперь нет лидера, и были сокрушены горем. Так мы знаем, какова позиция, занимаемая тов. Сталиным, его масштаб. Лишь творцов истории так помнят, так почитают, когда физически их больше нет. То же самое происходило с тов. Лениным, когда он нас покинул. А тов. Сталин стал лидером не за счёт принижения тов. Ленина. Он вырос в лидера тем, что защищал ленинизм.
8. На данной исторической развилке коммунистическое руководство полно ошибок и внутренних противоречий. Они восхваляют буржуазного лидера Индии Махатму Ганди. При этом они объединились, как никогда прежде, для поруганий и принижений заслуг проверенного временем признанного вождя мирового пролетариата — тов. Сталина, как какие-то приспешники лживой кампании, развязанной империалистами и буржуазией. Это — пятно на репутации социализма.
9. Таким образом, революционный марксизм находится в турбулентной фазе. Многие из его основных принципов находятся под угрозой. Что является этому причиной — мы ещё должны выяснить. На первый взгляд, учитывая многие тенденции и события в настоящее время, кажется, что старые социал-демократические принципы и мысли возвращаются под новой личиной, а в организационных процедурах и методах можно увидеть следы некоторых троцкистских тактик. И это происходит во время распространения социалистической идеи, кризиса капитализма и острой фазы кризиса империализма, в нынешней мировой ситуации, которая полна скрытых и беспрецедентных возможностей для марксизма, чей флаг и лидерство удерживает сталинизм, в свою очередь обогативший и развивший сам марксизм – совершается атака на это руководство революционным марксизмом. Таким образом, возникает кризис революционного марксизма.
10. Следует отметить, что на «секретном совещании» советской компартии, на котором обсуждались проблемы, касающиеся тов. Сталина, братским представителям организаций не разрешалось присутствовать, а некоторые советские лидеры (и вы заодно с ними) объявили вопрос о тов. Сталине внутренним делом Советского Союза и советской компартии. Таким образом, из тов. Сталина делают «национальную» персону. Но критика в его адрес и против того, чтобы применять теоретизацию и идеологию тов. Сталина, идёт глобально, и без распространения на международный уровень кампании персональных нападок по его очернению просто невозможно уничтожить международную опору его идеологии.
11. Таким образом, необходима всесторонняя осведомлённость о том, что являет собой стержень этой атаки. Если стержневая проблема ясна, то и другие вопросы также станут понятными. Сегодня, ради революционного марксизма, благочестивой и первостепенной обязанностью каждого марксиста является то, чтобы немедленно положить конец этой клеветнической кампании и атаке на товарища Сталина. Те из нынешнего руководства советской компартии, кто после смерти тов. Сталина лично выступил с его критикой; их приверженность большевистским принципам внутрипартийной борьбы, её бесстрашного способа; и те из вас, кто ранее посещал Советский Союз, и кто тоже теперь заявляет, что начал обнаруживать некоторые ошибки тов. Сталина — я не хочу увеличивать размер этого письма, задавая вопросы насчёт проверки подлинности их позиции.
Моя главная цель – запросить, потребовать от всех вас ещё раз провести переоценку того, куда мы идем и куда направляемся со всей этой критикой и нападками на тов. Сталина – в каком направлении мы идем? По другим вопросам принципов и идеологии я тоже решил написать в партию. В настоящий момент я прошу всех вас — в этот момент бури над революционным марксизмом — прекратить нынешние опасные методы, тактику и тенденции, продемонстрировав должный большевистский склад ума, смелость и решимость, чтобы спасти коммунистическую партию от жестокого поражения. В этом отношении необходимо немедленно предпринять два шага: (а) немедленно создать дискуссионный форум среди коммунистических партий всех стран и принять на вооружение правильные стратегии и тактики в настоящих условиях, и (б) обратиться к советской компартии с просьбой немедленно положить конец всему критицизму в отношении тов. Сталина.
Надеюсь, что на следующем съезде партии вы предпримете эффективные шаги (чтобы остановить необоснованную опасную критику в отношении тов. Сталина) и примете резолюцию с призывом продолжить борьбу в защиту сталинизма.
Через вас я представляю свои взгляды в ЦК и съезд партии. Надеюсь, что представите это в ЦК и распространите среди делегатов съезда партии.
Я предъявляю требование к ЦК об издании «партийного бюллетеня», который даст возможность членам партии и кадровому составу отдавать себе отчёт в том, кто такой тов. Сталин, и в чём состоит его вклад.
Я полностью верю, что это временное помутнение революционного марксизма не сможет долго продлиться; однажды оно будет побеждено, и сталинизм продолжит озарять своим светом.
С уважением,
Паримал Дасгупта