Термин «империализм» нечасто встречается в современной прессе и научной литературе, в том числе левой. Замалчивание ленинской концепции империализма и антиимпериалистического движения связано не только с идеологическим наступлением реакции, но и с тем, что эта концепция не была достаточно глубоко усвоена в предшествующий период.
Осознание рабочим движением империализма как новой стадии капитализма шло долго и трудно. В реальности империализм завершил становление на рубеже XIX-XX веков, первые его критики буржуазно-либерального толка, сами себя назвавшие «антиимпериалистами», выступили в США и Великобритании в период испаноамериканской войны 1898 г., книга Гобсона, которую позже широко использовал В. И. Ленин, вышла в 1900 г., труд германского социал-демократа Р. Гильфердинга «Финансовый капитал» – в 1908 г. Концептуальный анализ империализма В. И. Лениным и Р. Люксембург относится уже к годам Первой мировой войны.
Социал-демократия с большим опозданием осознала колониальный раздел мира. Книгу Э. Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» критиковали за ревизионизм, но не за содержавшуюся в ней апологетику колониализма, предвосхищавшую нацизм. Первые протесты против самых вопиющих преступлений в отношении народов Гереро, Конго и других относятся к 1907-1908 гг.
Объективные причины отставания связаны, прежде всего, со складыванием в Западной Европе и США рабочей «аристократии» и бюрократии как социальных групп со специфическими интересами и их идеологии – оппортунизма в социал-демократии. В числе его предпосылок и проявлений – высокомерное отношение к рабочим из отсталых стран, предвосхищающее нынешние преследования «гастарбайтеров». Легализм, которым, по словам Ленина, был выращен оппортунизмом, исключал работу среди трудящихся колоний и полуколоний, где легальных возможностей почти не было. Идеологическими предпосылками оппортунизма выступали европоцентризм и одностороннее, в сущности апологетическое, представление о прогрессивности капитализма, по видимости «подтверждаемые» консервативным характером сопротивления империализму в Азии и Африке до начала XX в. (буры, Судан, Абиссиния, зулусы, ихэтуани и др.).
Проявлением исторической ограниченности социал-демократии было почти полное игнорирование ею Латинской Америки (только Соцпартию Чили приняли в 1912 г. во II Интернационал), непонимание международной роли этого региона, в первую очередь Кубы и Мексики, тесно связанных с рабочим движением США. Здесь, кроме общих причин, действовали специфические: идеализация «Америки», особенно США, как «земли обетованной» европейской иммиграции; преувеличение отсталости народов Латинской Америки; противостояние социал-демократии и анархизма, влиятельного в рабочем движении Испании и Латинской Америки.
Важнейшую роль в преодолении европоцентристских предрассудков сыграл российский рабочий класс, возглавляемый партией большевиков, теоретическая и политическая деятельность В.И. Ленина. Принципиальное значение имело признание РСДРП (б) права наций на самоопределение. Российская революция 1905-07 гг. оказала сильное влияние на «пробуждение Азии» 1905-12 гг., которое можно рассматривать как движение антиимпериалистическое «в себе» (и в реальности, и в теории). Анализ Лениным первых буржуазных и буржуазно-демократических революций в континентальной Азии (Иран, Османская империя, Китай), антиколониальных движений нового типа (Индия, Индонезия, Египет, Ливия) положил начало преодолению европоцентризма социал-демократии и создал теоретические предпосылки исследования империализма и путей революционной борьбы с ним.
Ленинская концепция империализма, разработанная в трудах 1915-1916 гг. – адекватная теоретическая база антиимпериалистической борьбы XX века. В ней империализм не сводился к территориальному разделу мира, а рассматривался как система эксплуатации и угнетения монополистическим капиталом всего мира. Был особо выделен начавшийся раздел мира между «межнациональными союзами монополистов». Отсюда, в частности, следует многообразие форм империалистического господства: колонии; полуколонии; политически самостоятельные, но экономически зависимые страны; страны-сателлиты, иногда со своими колониями. Империалистический экспорт капитала был впервые рассмотрен как источник развития в зависимых странах капиталистического производства и пролетариата; отвергая оппортунистическое представление, будто пролетариат существует только в передовых индустриальных странах, Ленин подчеркивал, что в большинстве стран Азии «рабочие есть».
С другой стороны, империалистическая сверхэксплуатация большинства человечества была осознана как база стабилизации монополистического капитализма, источник подкупа «рабочей аристократии», получающей небольшую часть империалистических сверхприбылей. Без разрушения этой базы международная социалистическая революция не может победить. Ленин предвидел, что «движение, первоначально направленное на национальное освобождение, обратится против империализма и капитализма». В последней продиктованной Лениным статье «борьба между «революционным националистическим Востоком» и «реакционным империалистическим Западом» рассматривается как решающий фактор победы мирового социализма.
Из ленинской концепции империализма логически следует идея стратегического союза революционного пролетариата империалистических стран с освободительным движением колониальных и зависимых стран, обязательность для коммунистов не только признания права на самоопределение, но и активной поддержки борьбы угнетенных народов. В то же время Ленин обращал внимание на неоднородность антиимпериалистического движения, рост классового антагонизма внутри него, необходимость отстаивать классовую самостоятельность пролетарского движения. Он особо предостерегал Коминтерн об опасности «перекрашивания буржуазно-демократических движений в цвет коммунизма» и считал недопустимым поддерживать «восстания реакционных классов против империализма».
Ленинские принципы антиимпериализма нашли воплощение в практике антиимпериалистического движения XX в. Ранний социализм сложился в основном в странах, не принадлежавших к господствующим центрам мировой капиталистической системы, служивших объектами экспорта иностранного империалистического капитала и военной экспансии империалистических держав. Это подчеркивалось Лениным в 1917-23 гг. и применительно к России. Исходя из этого, ранний социализм XX в. можно рассматривать как государственно организованный антиимпериализм, решавший не только задачи социальной эмансипации пролетариата и всех трудящихся, национального самоопределения угнетенных ранее наций и народностей, но и первостепенную задачу обеспечения военно-политического суверенитета и экономической самостоятельности своей и других стран от империалистического капитала. Победа СССР над фашизмом положила начало крушению колониальной системы, возникновению как социалистического содружества, так и т. н. «третьего мира». Антиимпериалистическое движение Азии, Латинской Америки, Африки выступало стратегическим союзником мирового социализма.
Всемирно-историческое значение ленинской концепции империализма получило и негативное подтверждение. Отход от ленинского понимания антиимпериализма был одним из факторов оппортунистического перерождения КПСС и других компартий. Это проявлялось в сведении антиимпериалистического движения к национальноосвободительному и игнорировании многообразия форм империалистического господства; недоучете реальных задач антиимпериалистических движений, попытках подчинить их узко понимаемым государственным интересам; утопических идеях «обхода» капитализма в странах, давно включенных в мировую капиталистическую систему и уже далеко зашедших по пути капиталистического развития; беспринципном сближении с силами реакционного национализма и клерикализма. Все эти моменты получают сегодня продолжение в идеологии и практике оппортунистических сил России и других «постсоветских стран».
Современный мир характеризуется качественно новым уровнем реального обобществления производства и капитала (перенос отдельных звеньев единого производственного процесса в разные страны, широкое использование труда иностранных рабочих, регулирование экономики целых стран международными финансовыми структурами типа МВФ и т.д.). «Межнациональные союзы монополистов» – транснациональные корпорации – стали главной силой мирового капитализма. Раздел мира между ними имеет тенденцию подчинять себе территориальный его раздел. США и их союзники по НАТО превращаются в глобальную резиденцию транснационального капитала и глобального жандарма на его службе.
Представления о «многополюсности» современного мира представляются поверхностными. Капиталистический мир остается разделенным на метропольные центры и зависимую периферию, между которыми сохраняется качественное различие и обостряются объективные противоречия.
При нынешнем уровне реального обобществления перемещение транснациональным капиталом ряда отраслей промышленности в страны зависимой периферии выводит эти страны, самое большее, в разряд «субимпериалистических». Последние могут осуществлять экспорт капитала, претендовать на «сферы влияния», но в гораздо большей степени остаются объектами экспорта транснационального капитала, сверхэксплуатации им рабочей силы, военно-политической гегемонии подлинных центров глобального империализма. Местный монополистический капитал вступает в ассоциацию с транснационально-империалистическим и выступает посредником в системе глобальной империалистической эксплуатации (бразильский и чилийский – по отношению к ряду стран Латинской Америки и Африки, капитал «нефтяных монархий» – к ряду арабских и африканских стран). В то же время объективные противоречия между субимпериалистическими странами и главными центрами империализма сохраняются и обостряются. Необходимую предпосылку субимпериалистического положения составляет роль государства как крупнейшей монополии, носителя суверенной власти и регулятора экономического и социального развития; однако экспансия транснационального капитала, освящаемая неолиберальной идеологией, угрожает подрывом этих функций национального государства. Объективная основа широкого антиимпериалистического фронта сохраняется и имеет тенденцию к расширению.
В то же время с развитием капитализма обостряются классовые в своей основе противоречия между трудящимися и госкапиталистическими режимами. Транснациональный капитал пытается взять эти противоречия под свой контроль, лишить антиимпериалистической направленности и ввести в буржуазно-либеральные рамки, использовать для подчинения средних слоев и пролетариата своей гегемонии. Буржуазная оппозиция во многих странах уже превратилась в новое издание «пятой колонны». Наиболее реакционные круги империализма ведут дело к фактической оккупации и неоколониальному закабалению Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки, полному подчинению России и Китая. Отказ неугодным государствам в праве на применение силы даже против вооруженных мятежей и попыток переворота, практика экстерриториальной «юстиции» отрицают национальный суверенитет как таковой и внутренне связаны с попытками поставить любое антикапиталистическое движение вне закона, приравняв к «тоталитаризму», «экстремизму», «терроризму» и одновременно реабилитировать самые крайние формы клерикализма, монархизма, старого и «нового» фашизма. Эти планы имеют стратегической целью выход из кризиса за счет трудящихся как периферии, так и центров мировой системы капитализма; осуществление глобального социально-политического реванша, отстранение от власти буржуазно-либеральных кругов и установление террористической диктатуры.
Анахроничное представление, будто рабочее движение может решить общедемократические задачи в блоке с буржуазной оппозицией, в современных условиях есть опасная иллюзия, проявление крайнего оппортунизма, ведущего к тяжелому поражению. Противодействие экспорту контрреволюции, агрессии и социальному реваншу – приоритетная задача всех антиимпериалистических сил.