7 уроков общественной справедливости от Сапатистов

В канун нового 2014 года я оказался на самом юге мексиканского штата Чьяпас, в городе Сан Кристобаль де Лас Касас, прямо у границы с Гватемалой. Само имя колониального города говорит о единстве, присущем местным жителям: Бартоломе де Лас Касас был малоизвестным спутником Христофора Колумба, первым епископом Чьяпаса и непримиримым защитником коренных жителей от порабощения и убийства колонизаторами. Знаменитый де Лас Касас, когда местные активисты захватили этот город 1 января 1994 года — в день, когда вступало в силу соглашение NAFTA — они увидели, что город и епископ Samuel Ruiz приветствуют их появление . Цельтали и Цоцили зовут это место Jovel, место облаков.

Сегодня вечером воздух пахнет шипучкой и фейерверками, смешанными с запахом свежего тамала и ponche de piña, сделанного и поданного в маленьких уличных тележках бедными уличными торговцами. Белокожая женщина в жемчуге и новогодней тиаре смеется в ресторане на углу. Мотовство и невзгоды смешиваются в прохладном горном вечере.

Сапатисты не в городе, а в глубине Лакандонских джунглей вокруг нас, по случаю 20 годовщины восстания индейцы собрали Сапатистскую свободную школу, чтобы показать активистам, журналистам и ученым со всего мира, чего они достигли, строя Gobierno Autónomo (самоуправление) в Чьяпасе. После вооруженного восстания в 1994 и успеха сапатистов в восстановлении и защите больших полос земли от ранчеро (мексиканских фермеров или крупных землевладельцев), правительство Мексики запустило план вялотекущей военной и экономической борьбы, чтобы попытаться изолировать, разделить и полностью покорить нарастающее восстание. Сапатисты ответили изменением стратегии от вооруженного столкновения к ненасильственному гражданскому восстанию, усиливая и укрепляя свои организационные структуры «гражданским и мирным движением», как они заявили в нулевые в Шестой декларации Лакадонских джунглей. Это движение, во всех затейливых подробностях, я и приехал увидеть в действии.

Десять дней спустя, я вышел из джунглей и вернулся в Сан Кристобаль де Лас Касас с новым видением этой большой работы по создании сообщества. И пока Gobierno Autónomo — по-настоящему автономные и независимые структуры управления — может не быть конечная цель каждого борца за социальную справедливость, хорошая власть несомненно начинает с управления собой, а потом уже местными сообществами. Ниже семь уроков, основанные на Принципах хорошего управления сапатистских повстанцев, которые я скромно советую вам.

1 — Возглавляй, повинуясь / Obedecer y no Mandar

Одно из наиболее печальных последствий существования в обществе, которое тратит столько денег и сил на выборы, то, что политические «лидеры» становятся культовыми фигурами. Культ личности веками считали угрозой подлинному народовластию, это то, что привело древних греков установить (ostrakismos), когда наиболее влиятельных афинян изгоняли из полиса на десять лет. Политика не должна быть модным шоу или состязанием в популярности. Она должна быть не обаятельной, но злободневной гражданской службой.

Сапатисты считают, что политические лидеры, в лучшем случае, госслужащие, вступающие в должность на основе чередования на местном уровне, чтобы отвечать тем конкретным нуждам местности или региона, которые не удовлетворить без сотрудничества. У сапатистов нет сроков проведения предвыборной компании, потому что эти должности не возвеличивают и не приносят прибыль: часто люди занимают выборные должности, не прося их, и не получают зарплаты. Это не выглядит, как обман или бремя, потому что каждый сапатист знает, он имеет обязательство перед своим сообществом посредством неоплачиваемой trabajo colectivo (общественной работы). Эта работа, однако, никогда не отнимает больше половины его времени, так что у него остается время на свой равновважный trabajo individual (личный труд), чтобы кормить себя и семью.

Представьте, что ваше местные политические лидеры работают неполный день, как неоплачиваемые госслужащие, и еще ходят на работу, чтобы кормить семьи. Представьте, что они видят свою роль не в том, чтобы решать, как нам лучше прожить свои жизни — обсудив это, конечно, с их хозяевами из корпораций — а в том, чтобы помогать нам собраться, чтобы планировать различные инициативы и противостоять неизбежным проблемам, которые возникают на этом пути. Наиболее подходящих кандидатов на эти должности выберет само общество на собраниях и проголосует за них демократически. Я думаю, политики не тратили бы большую часть время на предвыборные компании, если бы их работа была оформлена таким образом.

2 — Представлять, а не замещать / Representar y no suplantar

Бесконечное множество пикселей брызнуло на экраны в нашем движении про представительную демократию и ее ошибки. Я не знаю наверняка, представительная демократия, или прямая демократия, или какая-либо другая демократия есть лучшая система управления. Я знаю, что любая система, которая служит людям, должна основываться на согласии управляемых, а это требует доверия. Когда мы говорим: «Вы нас не представляете!», я подозреваю, что некоторые из нас имеют в виду: «На сегодняшний момент вы нас не представляете!», а другие: «Вы не можете нас представлять!». Я считаю, что обеим группам есть чему поучиться у сапатистов.

Система управления сапатистов стоит на идее послушания, как написано выше, и основывается на коллективном доверии в сообществе, таким образом, общественные конфликты любого рода можно решить без сообщества, с помощью беседы и честного посредника. Это общее доверие поддерживается старейшинами и наставниками pueblo (деревень), которые напоминают, что «до прибытия конкистадоров мы, местные люди, знали, как управлять собой». Самоуправление в их ДНК.

Когда я приехал в джунгли, я быстро осознал, что сапатисты относятся к самоуправлению чрезвычайно серьезно. Анекдот:

1/3/14. «The Occupied Wall Street Journals», которые я привез, создал проблему для моего Стража* — молодого сапатиста, которого приставили следить за мной, во время Escuelita (Свободной школы). Когда я дал ему экземпляр, он обрадовался поначалу, но расстроился, что он не может взять подарок от меня, не посоветовавшись с начальством. (Почти все его начальники, вплоть до Совета хорошего правительства — высшего органа Зоны — женщины.)

Сегодня, после завтрака, женщина с блокнотом приказала ему взять подарок и несколько дополнительных экземпляров для Совета. Мы идем в помещение Совета, в нем стоят два больших стола и несколько скамеек. Поразительно похоже на зал суда в Нью-Йорке. Почти все женщины отвечают за что-то. Три женщины прилежно пишут в трех экземплярах, они записывают мое имя, мою организацию. Затем они просят рассказать о себе. Все выглядело бы очень официально, если бы не тихие, теплые улыбки женщин.

Я передал десять экземпляров, которые у меня были, и осторожно вышел вместе с моим Стражем. Он рассказал мне, что женщины проследят за ними и распределят их по разным Зонам для того, чтобы никого не оделить. Я облегченно вдохнул, я пережил моею первую встречу с Советом.

Сапатисты понимают, что единственная альтернатива более чем полувековому гнету европейцев — создать свое Gobierno Autónomo, чтобы их благополучие не зависело от колонистов. Они видят хорошее руководство и избрание людей, как основной план.

3 — Работать и не искать карьерного роста / Bajar y no subir

Каждый сапатист, с которым я говорил, объяснял их trabajo colectivo чаще всего — духовной самоотдачей. Доктор в клинике моего pueblo кропотливо рассказал о своей аптеке и о каждым галеновом препарате в ней. Когда я спросил его про самые распространенные заболевания, он ответил: лихорадка, болезни желудка и диарея. Он сказал, что ездит на машине к ближайшим pueblo и рассказывает о санации и кипячении воды, чтобы уничтожать бактерии. Он не получает зарплаты и работает в клинике восемь дней в месяц. Его расходы на поездку и все другие расходы клиники покрываются ни из карманов пациентов, ни добавкой к precio justo (буквально «просто цена», себестоимость) лекарств. Клиника действует прозрачно, с помощью прибыли в полпесо со всех товаров, которые продают неподалеку в сапатистском магазине на главной дороге. Если я не верю ему, я могу взглянуть на бухгалтерские подсчеты, которые ведутся на доске в приемной клиники.

В этой скромной клинике есть и дантист — неплохая скороговорка — дантист-сапатист — и самое современное зубоврачебное кресло. Дантист не брал сотен или тысяч долларов образовательного кредита, чтобы получить специальность, но пять лет назад его выбрало общество, чтобы он участвовал в обучающей программе швейцарского врача общей практики, который приезжал к сапатистам. Сегодня дантист делает регулярные гигиенические обработки, ставит пломбы и другую зубоврачебную работу за 20 песо за посещение. Около 1, 5 американских долларов. Если вы не сапатист — 30 песо. (Я безуспешно пытался объяснить дантисту, почему поставить пломбу в США стоит 30 000 песо. Так что, если в будущем мне понадобиться дантист, дешевле будет приехать к нему, самолетом и три часа ехать по джунглям.)

Каждый из этих профессионалов делает свою trabajo colectivo (общественную работу) и считает ее скорее долгом перед обществом, а не карьерой. Когда я спросил, пытается ли mal gobierno (буквально плохое правительство, термин, которым называют Мексиканское федеральное правительство) обещаниями соблазнить их оставить работу, они признали, что такое происходить постоянно.

Стипендии местным студентам, канализация, более прибыльные рабочие места и все возможные соблазны поступают непрестанно от mal gobierno, но большинство сапатистов отвергают их из-за сильного чувства товарищества. Соседи сапатистов, hermanos/as (братья/сестры), кажется, извлекают выгоду от этой вялотекущей экономической борьбы, получая множество государственных школ, дорог, больниц и других благ, которые в противном случае не получили, не будь рядом сапатистов, сражающихся за убеждения.

4 — Служение, а не самообслуживание / Servir y no servirse

Все для всех. Ничего для себя/ Para todos todo, para nosotros nada

— слоган Сапатистской армии национального освобождения (САНО)

В обществе сапатистов существует сильная культура взаимопомощи и поддержки, не на управленческом, а на местом и семейном уровне. В pueblo существуют живая бартерная экономика и экономика дара. Если гость приходит в твой дом в обеденное время, принято приглашать его к столу. Высоко ценится тяжелый труд, и тех, кто усердно работает на своих milpa (надел земли, чтобы выращивать кукурузу, бобы и прочее) ставят в пример молодежи. Здесь хочется произнести: «Земля принадлежит тем, кто работает на ней». Сапатисты ручаются, что люди могут заботиться о себе сами при поддержке личной ответственности одной семьи, одного pueblo, и не надеяться на высокие зарплаты и стипендии от правительства Мексики.

Это правило, служение другим, не возникло как акт самоотречения или религиозный аскетизм. Даже наоборот: сапатистская культура сосредоточена вокруг удержания равновесия между общественной работой и работой на себя, чтобы извлекать выгоду от обеих. Задачи, которые лучше выполнять группой товарищей определяются как trabajo colectivo, и польза от этого труда справедливо распределяется среди общества. Существует общество пекарей, врачей, пастухов, скотоводов, даже музыкальные общества мариачи или народных музыкантов. Тем не менее, сапатисты понимают что твоя общественная работа никогда не должна заполнять всю твою жизнь — я знаю, многие активисты, могут тяжело пережить этот урок.

Балаклавы, который носят compañeros/as (товарищи) — зовутся pasamontañas и являются еще одним символом сапатистов, их одевают во время всякого путешествия или на больших сапатистских собраниях, как например, Escuelita. Маски обозначают глубокую преданность организации и, скрывая лицо, порождают интригу, надежду и сочувствие у возможных соратников. Субкоманданте Маркос, один из важных и известных сапастистских бойцов, рассказывал однажды репортеру, что его маска — «зеркало», отражающее смотрящегося в него. Для того, кто носит маску, она также «деколонизирует» сознание и отличает местного жителя от угнетателя.

1/13/14 — За обедом мой Страж снял маску, чтобы поесть. Теперь я вижу его молодое лицо, возможно мы ровесники. За маской его туземный взгляд казался мудрым и старым. Теперь он смотрелся молодым и полным сил.

«Это моя двоюродная сестра», — говорит он мне и указывает на молодую женщину на нашем пути. Она тоже сняла свою маску и оказалась поразительно красива. Я машу ей рукой и она улыбается, указывая на моего Стража, и я читаю по губам: «Mi primo». Мой двоюродный брат.

5 — Убеждать, а не подчинять / Convencer y no vencer

Один вывод из идеи согласия среди управляемых — хорошее управление не навязывается силой, но возникает снизу посредством бесед и договора между людьми. Эта мысль почти утрачена во многих так называемых «демократических» обществах. Выбранные или назначенные чиновники собирают липовые «встречи с общественностью», на которых они делают вид, что слушают родителей, учащихся, учителей, трудящихся, фермеров, пострадавших от утечки химикатов или других тупых избирателей. Затем они вытаскивают свой «BlackBerry» и пишут своему другу из наиболее влиятельной местной корпорации, что он теперь в безопасности и будет дальше наживаться на батраках, на нас с вами. Не удивительно, что негодующие родители, выгнанные охранниками-подонками, выводят на чистую воду на «YouTube» бесчисленные собрания школьных отделов. Они не слушают нас, не говоря уже о том, чтобы убеждать!

Все дело в том, что проще подчинять, чем убеждать. Увещевание использует логические доказательства, рассматривает различные точки зрения, беседы, обсуждения, пересмотр, размышление и добрую долю скромности. Намного проще пренебречь всеми этими неприятными демократическими подробностями и просто протолкнуть решение вопреки воли народа. Сапатисты даже не рассматривают такой исход.

Каждое новое начинание или предложение требует собрания, на котором женщины, как и мужчины, имеют право голоса. Это не утомительные четырехчасовые собрания, и часто они сливаются с convivios (общественные мероприятия, буквально «совместное проживание»), во время которых подают вкусную еду, остатки которой собирают в семейные котелки, чтобы доесть дома. Дух Ресистенсии — вот, что руководит этими собраниями и, как многие узнали в парке Зукотти: согласия проще достичь, когда люди пытаются договориться.

6 — Созидать, а не разрушать / Construir y no destruir

Анти-эксплуатация — основа философии сапатистов. Из их гимна:

Nuestro pueblo exige ya / Наш народ требует

acabar la explotación / Покончить с эксплуатацией

nuestra historia dice ya / А наша история нам рассказывает

lucha de liberación / о борьбе за освобождение!

1/5/13 — Отец моего Стража и я стоим на вершине холма, глядя на деревню, где я остановился. Сотни акров плодородной земли, принадлежащей когда-то одному ranchero, который пускал сюда только семью и друзей. Нынче сотни коренных жителей — сапатистов и нет — живут на этой земле. Старейшина рассказывает мне, про нефтяную компанию, которая собиралась установить буровую вышку на краю этой земли в 1994, когда началось восстание. Когда компания узнала, что сапатисты захватили ранчо и землю, то собрала манатки и уехала без боя. Бизнесмены захотели быть где угодно, лишь подальше от сапатистов.

Правило неразрушения применяется как к отношениям между людьми, так и к земле, о чем свидетельствует особенная судебная система сапатистов. Она схожа с восстановительным правосудием, заменой карающему правосудию. Преступление рассматривается как посягательство на личность или общество, а не на государство, и проблему решают, пытаясь восстановить справедливость для обеих сторон. (Для обидчика, который имел свои причины, тоже).

Употребление алкоголя и наркотиков запрещено у сапатистов и считается позором, потому что это средство mal gobierno, чтобы держать людей в повиновении и замешательстве. В эти истории слабо верится, если учесть разгул алкоголизма на Западе среди всех слоев общества, а также среди коренных американских индейцев.

Образование — основа сапатистской культуры, и автономные школы есть в каждом pueblo, чтобы учить молодежь их долгой истории Ресистенсии и самоуправления. Это особый повод для гордости сапатистов, которые часто рассказывают историю о молодой сапатистке, которая окончила автономную школу и затем ушла, чтобы закончить государственную. Ее новый учитель знал, что она училась в сапатистской школе, и удивился тому, на сколько девушка преуспела во всех предметах. Однако одна из самых больших угроз для сапатистов — переманивание учащихся с помощью стипендий в государственные школы. Они используют развитую сапатистскую культуру непринуждения, которая не заставляет людей оставаться в организации, а напротив старается доказать ее значимость.

7 — Предлагать, а не навязывать / Proponer y no imponer

Последний, и возможно самый главный, урок, полученный от сапатистов — их поразительная скромность. Она исходит из культуры обсуждений и самокритики, а не идут на пролом без четкого замысла и раздумий. Предлагать план действий и не навязывать его — идеал сапатистов. Часто во время Свободной школы можно услышать:

«Un mundo en que quepan muchos mundos / Мир, в котором умещается множество миров».

Это популистское движение? Или сепаратистское? Или-или? И-и?

За обедом я задал старику, у которого остановился, этот вопрос, как мне показалось, он был в курсе мировых событий и интересовался политикой. Он взглянул на меня так, что я понял, что все усложняю. Он повторил сапатистскую мантру

Здесь народовластие, и власть подчиняется

Движение популистское — прекрасный «народ» против малочисленной элиты — и сепаратистское. Но отдадим должное терминами, сапатисты XXI века не считают, что живут в изолированном пространстве, но они осознают себя как часть мирового движения за настоящее народовластие и равенство. Они не ставят себе целью свергнуть правительство Мексики, но они хотят поднять (или, возможно, опустить, говоря на языке сапатистской скромности) людей Мексики до мысли, что жить нужно в согласии с друг другом и землей.

Сапатисты XXI века не считают, что живут в изолированном пространстве, но они осознают себя как часть мирового движения за настоящее народовластие и равенство

Все это напоминает мне «Декларацию о захвате Нью-Йорка», документ, который один из его авторов назвал: «документ, как структура, в которой есть место для всех нас». Это глубоко плюралистическое движение, как наше, ограниченное лишь стремлением сохранить 500-летнюю традицию борьбы этого народа против зачастую невыносимого натиска дезинформации и пропаганды, забрасываемой, старающимися внести помехи, колониальными войсками. Это мета-движение, движение местных движений.

1/6/14 — La Despedida / Прощание. Convivio — это, когда люди собираются вот так, вы знаете, просто чтобы провести больше времени вместе, есть, разговаривать, передавать микрофон.

На нашем convivio была атоле, сладкая кукурузная вода, и каждая семья приехала, чтобы наполнить свои ковши. Была и тамала, наполненная пюре из черных бобов. Мы сидим с семьями, микрофон идет по рукам ради пары слов, каждая небольшая речь сопровождается аккомпанементом мариачи, которые сидят в углу этой площадки под открытым небом.

«Я надеюсь, что мы увидимся вновь, но если нет, мы будем вместе на небесах», — говорит старейшина pueblo.

Примечание: *Страж – Guardian, имеется в виду название ежедневной леволиберальной английской газеты.

Автор: Justin Wedes — педагог и активист из Бруклина. Он основатель и один из руководителей Paul Robeson Freedom School, независимого, социально—справедливого образовательного пространства для взрослых и детей в Клинтон Хилл.