Своё выступление мне хотелось бы посвятить памятным датам, обозначающим вехи недавней истории. Уже 6 лет 25 ноября для всех нас – день памяти Фиделя Кастро Рус, Вечного Главнокомандующего Кубинской революции. В канун этого дня в Москве на самом высоком уровне открыт памятник выдающемуся сыну кубинского народа и всей Великой латиноамериканской родины, великому другу нашей страны и нашего народа.
Но эта дата – не единственная в этот день ноября, богатый историческими событиями. К сожалению, не все они сегодня памятны так, как того заслуживают. Будет справедливо напомнить нашим современникам и о них, тем более что все они прямо или косвенно связаны с главной темой этого дня – темой Фиделя.
25 ноября 1956 года из мексиканского порта Туспан отплыла к берегам Кубы яхта «Гранма». На борту этого небольшого судна, рассчитанного на морские прогулки владельцев и их нескольких друзей, чудом уместилось 82 человека – отряд кубинских патриотов и латиноамериканских интернационалистов во главе с Фиделем Кастро. «Гранма» держала курс на город Сантьяго-де-Куба, где товарищи по Движению 26 Июля должны были поднять восстание против диктаторского режима Фульхенсио Батисты.
Почти всё произошло не так, как задумывалось и готовилось. Буря задержала «Гранму» на двое суток; восстание началось, но помощь подоспеть не успела. Пришлось действовать по обстоятельствам – высаживаться на болотистом берегу и пробираться в горы Сьерра-Маэстры, где у крестьян были традиции партизанской борьбы, где можно было рассчитывать на поддержку сельского и городского подполья партии. Фидель и его товарищи не были авантюристами, они действовали не наобум и не в ожидании стихийного пробуждения народа, как иные наивные люди, дорого платившие за свои иллюзии.
Даже в кубинских условиях повстанческий отряд был перехвачен противником и потерпел тяжелый урон. То, что поражение стало не разгромом, а преддверием успешной борьбы и победы, – это, безусловно, подвиг героев «Гранмы» и Сьерра-Маэстры, это огромная заслуга их несгибаемого вождя. Но это – и показатель исторической зрелости кубинского народа, его готовности к революции, а также складывавшихся в мире условий, благоприятных для этой революции, которая свершилась, как скажет Фидель, «минута в минуту, секунда в секунду». Эти две группы условий, объективную и субъективную, нельзя отрывать друг от друга.
Что происходит, когда такого соответствия нет, показывают другие события того же ноябрьского дня в иные годы, – события также героические, но вместе с тем трагические и скорбные.
25 ноября 1959 года в Доминиканской Республике полицией тирании Трухильо были похищены и замучены три сестры Мирабаль, принадлежавшие к антидиктаторской оппозиции. Преступление было совершено через несколько месяцев после того, как группа доминиканских революционеров и их товарищей-интернационалистов, отплыв с Острова Свободы, попыталась повторить подвиг героев «Гранмы». К сожалению, ими не были достаточно учтены социальные и политические условия страны, сильно отличавшиеся от кубинских. Не было учтено и изменение международных условий. В ряды борцов с тиранией проникли агенты врага. Итогом стало жестокое поражение.
Трухильо пережил тех героев и героинь меньше чем на два года. Однако бесславный конец тирана стал результатом не только народного возмездия, но и стремления североамериканских хозяев, после поражения при Плайя-Хирон, поскорее устранить своего доминиканского ставленника, пока с ним не покончила народная революция. На смену тирану пришли буржуазные политики, не столь ненавистные народу. Прошлые преступления официально осудили, героям и мученикам воздали должное. В честь сестер Мирабаль назвали одну из провинций. Не только на родине, но и во всем регионе 25 ноября долгое время отмечали как День памяти всех участниц антидиктаторской борьбы.
Увы, в последние годы эта дата подверглась узурпации буржуазным феминизмом. Сегодняшние масс-медиа не вспоминают ни о сестрах Мирабаль, ни о тысячах других героинь и мучениц, принявших пытки и смерть в застенках фашистских хунт, ни о сегодняшних жертвах фашистского террора, сверхэксплуатации и преждевременной смерти на капиталистических предприятиях. Теперь 25 ноября – это «День борьбы против семейного феминицида», то есть убийства женщин исключительно в семейном кругу. Никто не спорит, что и такое проявление потери людьми человеческого облика учащается в обстановке кризиса эксплуататорского общества. Но когда все сводится только к этому, то вольно или невольно ответственность с господствующего класса и его государства перекладывается на «гендерные» взаимоотношения, которые, мол, всегда были, есть и будут, как и борьба против криминальных эксцессов, но только не имеющая ничего общего с политикой и уж подавно с революцией. Поистине каждому времени – свои памятные даты. Нам остается по мере сил поддерживать нашу историческую родословную и память.
25 ноября 1975 года произошел драматический перелом в развитии Португальской антифашистской революции, последней пока в истории Европейского континента. Началась она 25 апреля 1974 года бескровным восстанием Движения вооруженных сил, дождем из красных гвоздик, выпавшим с самолетов восставших на Лиссабон, и песней «Грандула, вила морена», ставшей гимном «революции гвоздик». Та революция предвосхитила гражданско-военный союз, как его назовут в чавистской Венесуэле.
Почти полтора года Португальская революция развивалась по восходящей линии, побеждая все заговоры врагов, покончив не только с фашизмом, но и с господством монополистического капитала. Свершившись во взаимодействии с освободительными движениями народов Африки, она дала уникальный пример ликвидации колониальной империи последовательно революционным путем. Новая Португалия испытала огромное влияние кубинского примера и в свою очередь создала благоприятные условия для интернациональной миссии Кубы на юге Африки, ликвидации последнего в XX веке очага фашизма и расизма нацистского типа.
Летом и осенью 1975 г. Португальская революция подошла к решающему рубежу. Классовое и идейное размежевание в военно-гражданском блоке переросло в политический раскол. 25 ноября радикальное крыло Движения вооруженных сил попыталось преодолеть правый дрейф силовым путем. Выступление, не имевшее поддержки рабочего движения и Коммунистической партии, потерпело поражение. Революция была введена в буржуазные рамки.
Правда, поражение не привело к катастрофическому разгрому, как при сходных обстоятельствах в ряде других стран XX века. Левым силам Португалии до недавнего времени удавалось отстаивать некоторые завоевания революции. Большим влиянием в обществе они выделялись среди европейских стран. Но сохранялся и раскол их рядов. На нескольких выборах последних лет оба левых блока, выступая раздельно, потерпели тяжелое поражение и практически утратили политические и социальные позиции.
Диалектика истории такова, что каждая победа сил общественного прогресса не только вдохновляет народы на борьбу, но и побуждает врагов извлекать уроки из поражений и мобилизовать против революции все свои немалые резервы. При меняющихся и усложняющихся условиях революционерам требуется более ясное политическое сознание, более высокий уровень организации, более широкая социальная база и более развитая международная солидарность.