Социалистическая Ассирия

Февральская революция в России вызвала отклик даже у древнего ассирийского народа. Ассирийское духовенство выступило с одобрением событий в Петрограде. А молодые интеллигенты инициировали создание местной социалистической партии.

Месопотамский народ, который в последний раз имел собственное государство около 2,5 тысяч лет назад, надеялся, что революционная Россия поможет ему создать свою собственную республику.

Турки решили отыграться на христианах внутри своей империи

Ассирийцы в ходе Первой Мировой войны показали себя, как одного самых надежных союзников России. Все они принадлежали к тем или иным течениям христианства. Самые массовые: православие (Сирийская православная церковь), несторианство (Ассирийская церковь Востока) и католики (Халдейская католическая церковь). Большинство из них компактно проживали на территориях между городами Урмия (нынешний Иран), Мосул (Ирак), Диярбакыр (Турция). Так же, как в Черногории во времена османского ига, религиозные лидеры ассирийцев выполняли функции гражданских и военных руководителей. В начале августа 1914-го года, когда началась Первая Мировая, турецкие власти вызвали к себе патриарха Мар Шимуна Беньямина (одного из самых авторитетных руководителей ассирийцев) и предложили ему и его народу придерживаться нейтралитета во время военных действий между Османской империей и Российской. Но вместо нейтралитета Мар Шимун инициировал создание местных сил самообороны. В то же время он пресек попытку турок повести мобилизацию среди ассирийцев, чтобы поставить их в ряды османской армии. Тогда власти Османской империи стали проводить массовые аресты уклонистов. Среди арестованных оказался, в частности, родной брат Мар Шимуна.

В октябре 1914-го Османская империя объявила «джихад» («священную войну») против христиан. Так как на фронте против русских они терпели поражения, турки решили отыграться на христианах внутри своей империи. Первыми жертвами стали ассирийцы и армяне, жившие в районе озера Ван. Кого-то из них убивали, других принудительно выселяли. Активными помощниками турок были курды-сунниты. «Освобожденные» от христиан территории занимали как раз курды-сунниты. Патриарх Мар Шимун от имени ассирийцев, принадлежащих к Ассирийской церкви Востока, объявил войну Османской империи. Весной турки развернули уже полномасштабный геноцид против ассирийцев и армян. Центр ассирийского православия область Тур-Абдин была разгромлена регулярной турецкой армией и курдскими бандами летом 1915-го года. Тысячи мирных людей были убиты, принудительно выселены, десятки монастырей и церквей осквернены или уничтожены. В ноябре 1914-го османская армия вторглась в Персию и напала на ассирийские поселения в окрестностях Урмии. Сотни местных жителей были убиты, еще 4 тысячи погибли от холода и болезней, так как вынуждены были покинуть свои дома. В итоге в ситуацию вмешалась русская армия. К маю 1915-го года русские полностью очистили от турок север Персии. Ассирийское ополчение, возглавляемое Мар Шимуном, оборонялось в горной труднодоступной области Джуламерк, территория нынешней турецкой провинции Хяккари. Но все-таки осенью 1915-го ассирийцам пришлось отступить под защиту Русского экспедиционного корпуса в Урмию. В самом городе казаки и солдаты русской армии крайне агрессивно относились к местным курдам. Об этом подробно написал Виктор Шкловский в своей книге «Сентиментальное путешествие». Некоторое время Шкловский был военным комиссаром в Урмии. Из-за того, что курды принимали деятельное участие в геноциде христиан, слово «курд» и слово «враг» стали для казаков и солдат синонимами.

 

«АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ» ПО-АССИРИЙСКИ

Февральская революция спровоцировала появление первой политической партии у ассирийцев. Интеллигенция месопотамского народа была ориентирована на Россию, поэтому процессы, происходившие в нашей стране, не могли пройти не замеченными для неё. Одним из главных инициаторов создания партии стал молодой доктор из Урмии, получивший образование в Тбилиси и Харькове – Фрейдун Атурая. В качестве добровольца Атурая поступил на военную службу в Кавказскую армию в 1915-ом году. Попал в военно-полевой госпиталь в персидском городе Хой. После Февральской революции он вместе с другим доктором Баба Бит Фархадом и священником Беньямином Бит Арсанисом организовал Ассирийскую социалистическую партию. В апреле, когда в Петрограде со своими тезисами выступал Владимир Ленин, на арамейском языке (родном языке ассирийцев) появился главный политически документ партии. Он получил название «Урмийский манифест объединенной (или союза) свободной Ассирии». Основной посыл документа – создание независимого государства Ассирия на территории компактного проживания ассирийцев в треугольнике между Урмией, Диярбакыром и Мосулом. Причем, подчеркивалось, что государство будет нацелено на военное и экономическое сотрудничество с Россией.

Манифест крайне возмутил патриарха Мар Шимуна. Социалисты предлагали отделить церковь от государства. Религиозные различия ассирийцев (несториане, православные, халдеи-католики) являлись причиной противоречий в их среде. Поэтому идея лидеров Ассирийской социалистической партии была не только логична, она была весьма обоснована. Мар Шимун назвал авторов манифеста «анархистами» и потребовал от русских властей «разогнать эту шайку». Более того, патриарх утверждал, что его соплеменники не думают «о какой-либо автономии».

Однако России было уже не до создания ассирийского государства. Вскоре случилась Октябрьская революция. В начале 1918-ого русская армия в Персии уже не представляла из себя той грозной для турок силы, которой была раньше. По обоюдному соглашению с немцами и турками, – в переговорах с ними участвовал Виктор Шкловский, – русские войска были выведены из Персии. Патриарх Мар Шимун был подло убит во время переговоров с руководителем одного из курдских кланов Исмаилом-ага Симко. Вместе с ним были убиты и двое русских офицеров, поступившие на службу в его ополчении. Оставшиеся без военной помощи ассирийцы во главе со своим военачальником Ага-Петросом совершили тяжелейший переход через горы в Ирак, который тогда уже контролировался англичанами.

 

НАРОД БЕЗ ГОСУДАРСТВА

Фрейдун Атурая перебрался в Тбилиси, где продолжал заниматься политической деятельностью. Главной его целью оставалось – создание государства или автономии для ассирийцев. Но дрязги внутри ассирийского сообщества не позволяли приблизить эту идею к реализации. Атурая неоднократно арестовывали по ложным доносам – сначала, когда Грузией управляли местные националисты и меньшевики, затем, когда Грузия стала «красной», советской, в итоге он был расстрелян в 1926-ом году как «английский шпион».

По результатам Первой Мировой ассирийцы не получили ни собственного государства, ни даже автономии, хотя принимали участие в боевых действиях на стороне Антанты. Часть ассирийцев навсегда покинули свою историческую родину и поселились в России и нынешних республиках Закавказья. Центр ассирийского православия область Тур-Абдин на юго-востоке современной Турции теперь населяют преимущественно курды.

Численность ассирийцев там не превышает двух тысяч человек. Регион Хяккари, где некогда была резиденция патриархов Ассирийской церкви Востока, тоже населен преимущественно курдами. Ассирийцев там совсем не осталось. Районами компактного проживания этого древнего месопотамского народа стали села вдоль реки Хабур на северо-востоке Сирии и Ниневийская равнина к востоку от Мосула. Но летом 2014-го года боевики Исламского государства (ИГ), запрещенной в России организации, захватили большую часть Ниневийской равнины. Почти 200 тысяч ассирийцев вынуждены были покинуть свои города и села. В феврале-марте 2015-го ИГ атаковало села на реке Хабур.

Сегодня ассирийцы в Ираке, после того, как от ИГ была освобождена Ниневийская равнина, поднимают вопрос о необходимости создания собственной автономии в составе Ирака. Это, по их мнению, является необходимым элементом для выживания народа и сохранения его идентичности.