Пламенеющие цветы Девида Бёрда (Flame of David Bird's flowers)

 

[русский] [english]


Сквозь сизую пелену обыденности, сквозь серую брусчатку беспросветных будней, сквозь стены и крыши зданий  покосившегося обывательского мирка и цивилизации, балансирующей на краю пропасти, яростными язычками пламени тянутся к свету алые цветы.

Нет, и не может быть, иной ассоциации у любого, кто вглядывается в  эти картины – художник рисует РЕВОЛЮЦИЮ. Предчувствием, предвкушением очистительного пламени революции пропитано все творчество английского художника, коммуниста, интернационалиста,  краткое интервью которого мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

Только самое важное, что он счел нужным сказать о себе.

Об остальном говорят его картины!

 


 

 

— Почему вы стали коммунистом?

— Мой дедушка был шахтером в Дербишире — районе с преобладанием добычи угля. Союз шахтеров (NUM) возглавлял тогда Артур Скаргилл, по традиции вдохновлявший лидеров левого крыла. Моя семья поддерживала забастовку шахтеров с 1984 по 1985 год. Консервативное правительство во главе с госпожой Тэтчер проводило серию наступлений на профсоюзы. В Лондоне тогда лейбористская партия и её сторонники, а также коммунисты и другие активисты, организовали сеть групп поддержки. Я начал присоединяться к их встречам лет в 15.

Главным рупором сети поддержки была коммунистическая газета The Morning Star. Я стал постоянным читателем газеты, а потом решил присоединиться к лейбористской партии. Меня вдохновляет память об СССР — прогрессивной надежде всего человечества. Мое искусство нацелено на то, чтобы побудить людей поставить под вопрос власть предержащих и существующие системы контроля. Капитализм может обеспечить лишь краткосрочные выгоды для человечества. В более долгосрочной перспективе капитализм разрушает человеческую солидарность, окружающую среду и создает бесконечные войны.

Теперь я более уверен, чем когда-либо, что социальный проект, созданный большевиками, был главной надеждой человечества. Что Свобода выражения — в социалистическом обществе, а наихудшая форма цензуры — та, что при капитализме. Бедность — это цензура, бессмысленная работа — цензура, религия — цензура. Социализм — это самая глубокая и прочная свобода для художников.

 

— Что вы видите в качестве задачи художника?

— Я стремился к тому, чтобы мое искусство отражало эмоции политической борьбы, не становясь слишком догматичным. Социалистические художники вынуждены реагировать на реальность капитализма. СССР обеспечивает тот контекст, в котором художники должны развивать свои политические и культурные устремления. Выставки в профсоюзных, общественных и социальных центрах могут создавать значимую связь между жизненным опытом рабочих и жизненным опытом художников.

Капитализм — это форма культурного варварства в том смысле, что он отрицает действительность искусства. У искусства нет цены. Рисование, трафаретная печать, скульптура, живопись, ремесленная работа, написание и исполнение не имеют явной и формальной ценности. Сущность самовыражения — это тяга к свободе. На Кубе и в СССР искусство стало частью коллективного усилия, элементом общих социальных устремлений масс. Искусство не может и не должно стоять в стороне от повседневного человечества. Да здравствует Ленин, да здравствует Палестина!

 

— Каковы ваши будущие творческие планы?

— Я сделаю все, чтобы поддерживать прогрессивные кампании — в особенности, развёртываемые профсоюзами и группами по месту жительства.

 

 

 

Through the bluish shroud of everyday life, through the gray pavement of hopeless weekday routine, through the walls and roofs of the rickety building of philistine world and civilization balancing on the edge of the abyss -scarlet flowers, like flames, are trying to reach the light.

The artist is painting a Revolution - there isn't, and cannot be any other association for anyone who looks at these pictures. Every work of the English artist, communist, internationalist whose brief interview we offer to your attention today is filled with this anticipation, presentiment of the purifying flame of revolution.

Only the most important things that he found necessary to tell about himself.

The rest is being told by his paintings!

 

— Why did you become a communist?

— My Grandad was a miner in Derbyshire, an area dominated by coal mining. The miner's union (The NUM) was led by Arthur Scargill who came from a tradiction of inspiring Left Wing leaders. My family supported the great miners strike 1984 to 1985. The Conservative government led by Mrs Thatcher led a series of assaults on organised labour. In London Labour Party members and supporters as well as Communists and other activists established a network of support groups. I started to join the support group meetings aged about 15.

The Communist newspaper The Morning Star was the main voice of the support network. I became a regular reader of the paper and later decided to join the Labour Party. I am inspired by the memory of the USSR, the progressive hope of humanity. My art is aimed at inducing people to question authority and existing control systems. Capitalism can only provide short-term benefits for humanity. In the longer term, capitalism destroys human solidarity, the environment and creates endless wars.

Now I am more convinced than ever that the social project created by the Bolsheviks was the main hope of mankind. Freedom of expression in socialist society and the worst form of censorship is within capitalism. Poverty is censorship, meaningless work - censorship, religion - censorship. Socialism is the deepest and lasting freedom for artists.

 

— What do you see as the artist's task?

— I aim with my art to refelct the sense of political struggle without becoming too dogmatic. Socialist artists are forced to respond to the reality of Capitalism. The USSR provides the context in which artists must develop their political and cultural aspirations. Exhibitions in trade union , community and social centres can create meaningful links between the shared experiences of workers and artists.

Capitalism is a form of barbarity in cultural terms in the sense that it negates the validity of art reducing self expression to a just another commodity. Art has no price. Drawing, screen printing, sculpture, painting, craft work, writing and performance have no obvious or formal value. The essence of self expression is the longing for freedom. In Cuba and the USSR art became a part of collective endeavour, an element in the shared social aspirations of the masses. Art cannot and should never stand aloof from the everyday humanity of the world. Long live Lenin, long live Palestine!

 

— What are your future creative plans?

— I will do everything to support progressive campaigns particularly unions and community groups