Женщины и видеоигры

Графика первых игр не позволяла создавать сложные элементы, поэтому объекты в играх, даже если подразумевались под ними люди, были бесполыми, или, по крайней мере, без выраженных признаков пола. Когда же все изменилось и почему видеоигры начали создавать с прицелом на мужскую аудиторию?

В 1983 году в игровой индустрии произошел кризис игровых консолей и взрослые, которые до этого увлекались аркадами, перестали в них играть. Японской компании Nintendo удалось захватить североамериканский рынок благодаря своей приставке Nintendo Entertainment System и новая бизнес-модель, впоследствии ставшая нормой для игровой индустрии.

 

 

Слева — реклама приставки Atari 2600, самой популярной до кризиса. Справа — Nintendo Entertainment System. Если первая была нацелена на разных людей, то вторая – на мальчиков. В этом и состояла новая бизнес-модель Nintendo, продавать игры детям, а в частности мальчикам. Другие бренды, такие как Sega, последовали примеру Nintendo.

Сексизм возмущал общественность уже во времена Атари 2600, а объективированные изображения женщин использовались для продвижения продукта. В 1982 году была выпущена «Месть генерала Кастера»[1],где в конце главный герой насиловал индейскую женщину. Во время презентации игры около 200 человек собрались у места презентации для акции протеста. Даже в схематических изображениях людей игроделы умудрялись создавать оскорбительные изображения — как сексистские, так и расистские.

Не стоит недооценивать силу маркетинга. Глава маркетинговой компании Эми Коттлир говорит[2], что реклама настолько сильно может изменить наши взгляды, что мы даже не заметим, как это произошло. Маркетинговая кампания Кока-колы в 20 годах прошлого века – причина, почему сегодня Санта Клаус изображается полным, веселым мужчиной в бело-красном костюме Колы. До Кока-колы Санта был скорее худых, иногда в зеленом, а иногда в коричневом наряде. Так что если у Кока-колы получилось изменить изображение Санта Клауса, у игровой индустрии без проблем получилось создать идею, что игры – для мужчин.

Маркетологи говорят, что людям нравится, когда что-то рекламируется как нечто, «созданное именно для них», поэтому тактика «продукта для всех» избегается. Нам продают идею, что вот это что-то сделает нашу, именно нашу жизнь, лучше, интереснее, веселее. Гендерное население очень удобно в этом плане. С одной стороны, это половина населения, с другой – можно попользоваться гендерными стереотипами для продажи продукта.

 

Сексуальная объективация женщин в видеоиграх

Объективация вообще — это восприятие человека как товара или объекта для какого-либо использования, без учёта его личности или способности испытывать чувства. Прежде чем сказать, чем плоха сексуальная объективация женщин, разберемся, чем различается изображение сексуальных женщин и изображение сексуальных мужчин.

 

Сексуальность мужчин принадлежит им, сексуальность женщин проявляется через взгляд мужчин на них

 

На критику сексуализации женщин любят отвечать, что мужские персонажи тоже сексуализированы, что персонажам создают рельефные мышцы, «а мужчины потом комплексуют». В этом лежит самая главная разница представления мужчин и женщин в медиа. Мужская сексуальность — это мышцы, сила, маскулинность, доминирование. Женская — это сабмиссивность, худоба, неудобные позы и одежды. Поэтому мужчины и женщины в рекламе, даже если и те и те раздеты, представлены иначе. Женщины — объекты, которых хотят. Мужчины те, кто хочет. Сексуальность мужчин принадлежит им, сексуальность женщин проявляется через взгляд мужчин на них. Но и процентное соотношение раздетых мужчин и женщин разное. Женскими телами, обесчеловеченным товаром, продают все, от услуг мойки машин до квартир. Когда я искала примеры сексуальных женщин в рекламе, фотографий тысячи. А вот результатов с мужчинами было меньше, чем я ожидала, и в основном это были одни и те же три фотографии, циркулирующие по блогам из статей типа «мужчины тоже сексуализируют, посмотрите!».

 

 

Потому что если бы мужчин снимали так же, как и женщин, это выглядело бы вот так:

 

Фото взяты из эксперимента Buzzfeed[3], где мужчин снимали так, как обычно снимают моделей женского пола

 

Часто одежда героинь игр непрактичная, совершенно не соответствует их образу жизни, их телодвижения нереалистичны.

Для примеров мы выбрали игры, которые не являются чем-то сверх нормы и не были раскритикованы за сексуализацию. Есть, конечно, примеры намного хуже, но подобные образы — обыденность.

 

Разница в мужских и женских образах

 

Героини представленных игр ведут активный образ жизни, они дерутся, бегают, некоторые из них сталкиваются с прохладной погодой. Но ничего не заставит их прикрыть декольте и надеть что-то потеплее.

Другим интересным фактом является то, что во многих играх мы играем, смотря как бы из-за спины. И в подавляющем большинстве игр женские героини имеют ярко очерченную попу, которой она неестественно влияет. Мужские же попы прикрыты плащами или просто не выделены. В задаче обратить наше внимание на зад героини участвует и положение камеры. Когда мы играем за женщин, камера опущена слегка вниз, чтобы игроки могли лучше рассмотреть тело героини.

 

Обязательный фокус на попе во внутриигровом видео (Mass Effect 2)

 

Сюжеты и их проблемы

Женский образ в видеоиграх подвержен мощным стереотипам и объективизации. В настоящее время не так легко найти игру в которой женский персонаж представлен как конкретная личность, которая берет за душу своим характером, историей и поступками, а не упругими ягодицами и грудью 3-4 размера. В основном видеоигры страдают от тех же проблем, которые присутствуют в книгах и кино, как, например, использование насильственной смерти близкой для главного героя женщины, не имеющей никакого образа сюжетно, чтобы сделать завязку истории на желании персонажа отомстить. Такой прием получил название «Женщина в холодильнике» в честь сюжета комикса «Зеленый фонарь», где мёртвую девушку находят в холодильнике.

Помимо смерти любимой женщины одним из самых распространенных является шаблон «Дама в беде», так называемое спасение принцессы из башни.

«Дама в беде» создает образ беспомощной, слабой и зачастую, глуповатой, женщины которая сидит взаперти и ждет своего принца на белом коне. Данный архетип стал одним из распространённых стереотипных персонажей художественной литературы, особенно мелодраматических произведений.

Беспомощность, слабость и наивность девы вкупе с ожиданием спасения от других персонажей сделала этот сюжетный элемент, заслуженной целью, феминистской критики. Возмущение вызывает то, что архетип Дамы в беде широко используется в эксплуатационном кино и искусстве, например — в жанре women in prison, а также в порнографии.

Следующий сюжетный шаблон это «Женщина – награда».

К примеру, главный герой превозмогая, достигает своей цели и в итоге получает возможность, переспать с женским персонажем или она проявляет к нему расположение, тем самым создавая ложное впечатление, «награды» за свой поступок в виде получения доступа, пусть и «виртуальному» но женскому телу. Это укрепляет общественный стереотип о том, что секс является наградой, которую должны дать за «хорошее» поведение, а не по обоюдному желанию.

Иногда некоторые недобросовестные разработчики под давлением общественности добавляют женского персонажа, не удосуживаясь даже сменить реплики и озвучку фраз и диалогов, связанных с ней. Самый яркий пример это Far Cry 5, где смена пола, по факту не влияет ни на что. NPC так же обращаются к ней «Bro!», «Hey, man!» и т.д. К главной героине относятся как к мужчине, предлагают пойти на тусовку с девушками по найму.

По той же схеме, «меняют пол» персонажам которым, казалось бы, вообще не имеют пола как такового. К примеру Pac-man оказался мужчиной, а с бантиком на голове он уже миссис Pac-man, несмотря на то, что никаких половых признаков у них нет. В игре Giant Boulder of Death гендер приписали даже камню, добавив пару розовых штрихов.

 

 

Схожая поверхностность взглядов всплывает в «принципе Смурфетты», когда женский пол приравнивается к какой-нибудь стереотипной черте. У мужских персонажей они таковы: один — умный, второй — богатый, третий — глупый, а четвертый — просто женщина. Таким образом феминность сводится к «разновидности» базового мужского образа и никак не является самостоятельной ценностью — никаких интересов и особенностей, кроме «женственности» (под этим подразумевается капризы, вещизм, ограниченность, сексуальность) у нее нет.

 

 

Зачастую женский персонаж вообще не имеет ценности для сюжета, не имеет прописанного характера, не интересен как личность, но фактически всегда до блеска сексуальна и выступает в роли красивой декорации. Во многих «взрослых» играх присутствуют проституированные женщины, роль которых заключается в восстановлении здоровья игроку, что по сути не отличается от автоматов с напитками или аптечек. Часто разработчики поощряют игрока за объективизацию наличием дополнительных бонусов или ачивок.

 

Использование сексуализированного образа мертвой женщины в рекламе игры Hitman

 

Сексуализированный образ женщин в играх настолько популярен, что даже подвергаясь насилию или в случае смерти она, тем не менее, все равно должна выглядеть сексуально.

 

Игры для детей

Результаты поиска «Игры для девочек» в Google Play

 

До этого мы рассматривали игры, созданные в основном для взрослой аудитории. Но дети тоже играют, если даже не активнее взрослых. Особенной популярностью пользуются у них мобильные игры. А разработчики этих игр, пользуясь малым возрастом аудитории, штампуют очень похожие между собой игры. Основные темы игр для девочек — это макияж, подбор нарядов, уход за животными/детьми, готовка. В играх для мальчиков все гендерно ожидаемо – машинки, строительство, защита, войнушки, стратегии и разные аркады. Как и в реальных играх, мальчики могут быть строителями, гонщиками и в целом выбор игр для них шире. Для девочек уже рамки.

Причем игры для девочек становятся все более и более патриархальными. Взять контроль внешности: если раньше флеш игры были с макияжем и одевашками, то сейчас создаются игры не только с ними, но еще и с бритьем, пластическими операциями. Причем куколки, которых девочки должны переделать, показывают им, что быть такой – с волосами, с узкими губами, без макияжа, с прыщами – быть такой отвратительно. Это что-то, что надо обязательно менять. Барби на экране не улыбнется, пока ты не сделаешь ее «идеальной».

 

200 первых стереотипно-женских игр, по запросам «развивающие игры для девочек» (100) и «игры для девочек» (100).[4]

 

Сексизм среди геймеров и в игровой индустрии

Возможно из-за того, что, как мы видели в истории игр, долгое время игры были маркетированы для мальчиков, а потом и мужчин, сексизм среди геймеров ужасный.

Недавняя игра Total War: ROME II была раскритикована за то что, там есть женщины-генералы. И хотя представительница компании заявила, что «нам интересна не историческая достоверность, а аутентичность», диванные специалисты по древнему Риму не смогли этого выдержать и поставили игре в Стиме отрицательные оценки. Женщины составляют половину населения, и половина игроков в игры – тоже женщины. Не упаси Господь, чтобы они могли видеть себя в играх. Плач об исторической достоверности вообще очень умиляет, когда он распространяется только на женщин и меньшинства, но не на драконов, чистые зубы, укладку у женщин и т.д.

Вот что написал один из рецензентов про игру[5]:

Любую игру, которая искажает историю и изменяет факты, чтобы соответствовать политкорректности и КУЛЬТУРНО МАРКСИСТСКОМУ мировоззрению, следует бойкотировать. То, что раньше было превосходной и в некоторой степени исторически точной стратегией по построению империи, перешло к таким же левым психам, которые наводнили Твиттер и Facebook, меняя историю, чтобы соответствовать их политической повестке дня.
Стирание «белых мужчин» из игр и замена их «цветными женщинами» в соответствии с вашими задачами, как это сделала Total War, является не чем иным, как средством фактически совершения геноцида. Эта компания должна быть не только бойкотирована, но и противозаконна.

 

Современные анти-феминисты любят говорить, что вот суфражисток еще можно понять, а сейчас феминисткам не за что бороться. Но правда в том, что они ненавидят всех феминисток, и суфражисток тоже. В игре Red Dead Redemption 2, которая вышла 26 октября этого года, можно бить других неиграбельных персонажей. Один пользователь воспользовался этим и сделал целую подборку видео, где он избивает, тащит лассо, скармливает аллигатору, кладет под поезд «надоедливую» феминистку. Видео набирают миллионы просмотров, тысячи лайков и одобрительных комментариев.

 

 

Бьют геймеры женщин не только в играх, защищают право свое на насилие и в реальности. В начале этого месяца игрок избил свою беременную жену во время своей онлайн трансляции на Twitchведь она отвлекала его от игры тем, что позвала на обед. Его арестовали. Но на этом история не заканчивается. В поддержку «спровоцированного» «добытчика» семьи были написаны сотни комментариев, обвиняющие его жену.

 

Комментарии взяты отсюда и с сайта Reddit.

 

Есть и хорошие примеры

Элизабет из BioShock Infinite, Клементина из The Walking Dead, Аликс из Half-Life 2, радуют удобной одеждой, а также проработанными сюжетными линиями.

 

Что в итоге

Игры и женские образы в них повторяют те же негативные сюжеты, что и другие произведения искусства, а возможность создать женское тело с нуля дает простор для невиданной сексуализации. Такие образы оказывают влияние на массовое сознание и закрепляют вредные стереотипы. Поэтому нужно подвергать критике даже то, что нравится. И особенно то, что нравится.

источник


Примечания

  1. https://kanobu.ru/news/seksizm-v-videoigrah-shokiroval-lyudej-esche-v-1983-godu-388600/
  2. https://www.polygon.com/features/2013/12/2/5143856/no-girls-allowed
  3. https://youtu.be/2Zw634ZZiek
  4. https://vk.com/wall-57529824_195502
  5. https://steamcommunity.com/profiles/76561197989411033/recommended/214950/