Женщина-работница

Эта книжка написана давно — в 1899 г.

Писалась она в Сибири, в селе Шушенском Минусинского уезда Енисейской губернии, где я жила в ссылке вместе с Владимиром Ильичом. Это была моя первая книжка; я очень волновалась, выйдет ли она у меня. Владимир Ильич меня подбадривал. Книжку открыто нельзя было печатать — за нее бы арестовали тогда; ее можно было печатать только тайно, нелегально. В 1900 г. Владимир Ильич уехал за границу, чтобы там вместе с Плехановым, Аксельродом, Засулич, Мартовым и Потресовым издавать общерусскую газету «Искру», которая потом пересылалась в Россию. «Искра» помогла очень много наладить правильно революционную работу в России. «Искра» издавала также небольшие книжки. Когда Владимир Ильич поехал за границу, я еще оставалась в ссылке в городе Уфе. Владимир Ильич показал рукопись книжки «Женщина-работница» Вере Ивановне Засулич, старой революционерке, — жившей за границей. Мы с Владимиром Ильичом Веру Ивановну очень любили и дорожили ее мнением. Вера Ивановна сказала про книжку: «В книжке есть неточности, но она обеими лапами написана» и посоветовала ее издать. «Искра» издала брошюру, потом ее еще перепечатали тогда же в России, в нелегальной типографии. Только в 1905 г. ее можно было напечатать открыто. Ее подписали выдуманной фамилией, которой меня иногда называли, — Саблиной. Потом она была опять запрещена.

С 1900 г. прошло 25 лет. Много перемен произошло с тех пор. Была за это время и Февральская, и Октябрьская революция. Рабочий класс стал у власти. Положение рабочего класса изменилось, во многом изменилось положение работницы и крестьянки. Изменились законы. Советский закон защищает права работницы и крестьянки. О положении трудящейся женщины, об ее правах, о необходимости привлечь ее к управлению государством горячо и замечательно хорошо сказал Владимир Ильич. Много и хорошо говорят об этом и другие товарищи. Большую работу развернули женотделы, — и с каждым днем сознательнее становятся работницы и крестьянки, сознательнее, деятельнее, все больше принимают участие в строительстве новой жизни.

Побледнели строки «Женщины-работницы», ушли в прошлое.

Но, перечитывая брошюру, я подумала, что надо согласиться на предложение товарищей перепечатать эту старую книжечку. Сравнивая описание тогдашнего положения женщины-работницы с теперешним, наглядно видишь, как далеко ушли мы вперед. Но видишь и другое, — видишь, как много еще не сделано и как упорно надо работать, чтобы добиться полного раскрепощения женщины-работницы.

8. VII I. 1925 г.

 

* * *

Оглянитесь на свою жизнь, на жизнь знакомых вам женщин-работниц, и вы скажете вместе с Некрасовым: «Доля ты трудная, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать». В деревне ли, в городе ли, женщина из рабочего класса — «вековечная работница». На ее долю выпадает не меньше, если не больше работы, чем на долю мужчины; живет она в такой же нужде, недоедает и недосыпает, а горя и унижения видит еще больше.

У Некрасова есть стихи: «Кому на Руси жить хорошо». Там женщина-крестьянка, рассказывая свою горькую жизнь, говорит, что одна странница ей поведала, что «ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены', потеряны у бога самого... Пропали! Думать надобно, сглонула рыба их... Какою рыбой сглонуты ключи те заповедные, в каких морях та рыбина гуляет, — бог забыл!» Крепостная женщина-крестьянка могла только жаловаться на свою долю да надеяться: авось, бог вспомнит, где запрятаны эти ключи. Фабричная работница перестала надеяться на это, она начинает, правда еще ощупью, почти бессознательно, сама искать этих ключей. Где искать женщине ключей от «счастья женского, от женской вольной волюшки», — об этом и пойдет речь в этой книжке. Мы рассмотрим положение женщины-работницы: крестьянки, женщины, занятой в кустарных промыслах, на фабрике, в мастерской. Мы увидим, что положение женщины-работницы, особенно тяжело потому, что она — работница, потому, что она —член рабочего класса; увидим, что ее положение тесно связано с положением рабочего класса и что только победа этого класса (победа пролетариата) освободит женщину. Далее, мы рассмотрим зависимое положение женщины-работницы в семье, зависимость женщины от мужчины, укажем причины этой зависимости и покажем, что вполне независимого положения она может достигнуть опять-таки лишь одновременно с победой пролетариата. Наконец, мы покажем, что и как мать женщина-работница заинтересована в этой победе. Лишь борясь рука об руку с мужчиной за рабочее дело, женщина найдет ключи от «счастья женского, от женской вольной волюшки».

Оглавление:

I. Женщина как член рабочего класса

II. Положение женщины-работницы в семье

III. Женщина и воспитание детей

IV. Заключение

 


От редакции

Книга «Женщина-работница» издавалась неоднократно, и даже сейчас, через 100 лет после Октябрьской революции, у нас еще осталась потребность перечитывать эту работу. В 2017 году британские коммунисты переиздали эту брошюру на английском языке. Это говорит о том, что даже в более развитых капиталистических странах проявляют интерес к этой работе, осознают необходимость возврата к истокам женского рабочего движения. Положение женщины улучшилось со времен царизма — и в этом несомненная заслуга революционных процессов. Но капитализм снова угрожает рабочему классу, снова расчеловечивает женщину, разобщает пролетариат.

Многие современные марксисты и коммунисты не считают «Женщину-работницу» программным или обязательным для изучения документом. Но уровень знаний о женском вопросе в левом движении оставляет желать лучшего. Н. Крупская не только показала, в какой ситуации жили крестьянки и работницы в Российской империи. Она продемонстрировала нам метод, которым мы можем и должны пользоваться в изучении и решении этой проблемы.

Например, сегодня на постсоветском пространстве актуален вопрос легализации проституции, в то время как марксистская теория категорически против подобных начинаний. В левом движении все же есть отдельные люди и даже организации, выступающие в поддержку проституирования женщин. Они хотят лишь улучшить «условия труда», но не видят того, насколько комплексна эта проблема, особенно для пролетарок и женщин, подвергшихся траффикингу. Крупская акцентирует внимание на лицемерии защитников этой практики, говорящих о «свободном выборе», «низкой морали».

Женщины, не в последнюю очередь в силу биологических особенностей, остаются уязвимыми перед законами рынка: они соглашаются на более низкую оплату труда, подвергаются трудовой дискриминации, во многих странах консерваторы покушаются и на репродуктивные права. Развал социалистической системы принес и возрождение, казалось бы, забытых традиций вроде детских браков или похищений невест. Капиталистам, как никому другому, выгодно и бытовое женоненавистничество, и отрицание существования специфического женского вопроса. Борьба с капитализмом — это и борьба за эмансипацию женщин. 

 

Читать >>>