Приюты Магдалины: когда Ирландия признает вину

Комитет ООН против пыток рассмотрит дело о возможных нарушениях прав человека, которые совершали монахи в ирландских приютах, промышленных училищах и «приютах Магдалины» — заявила 69-летняя Элизабет Коппин, истец и бывшая подопечная.

Она утверждает, что Ирландское государство хоть и выплатило 30 млн долларов 696 пострадавшим женщинам, но так и не признало, что поддерживало эти заведения. Тем не менее, согласно официальному отчету 2013 года, тысячи заключенных промышленных школ были отправлены туда прямо из государственного попечения. А сбежавших возвращала полиция.

С начала XIX-го и до конца XX века ирландские социальные службы отправляли сирот в промышленные училища, финансируемые государством, религиозные учреждения. Женщин с «плохой репутацией» отправляли в приюты Магдалины, где давались жилье и работа за скудную зарплату. 

Но благотворительные дома, которыми управляли католические монахини, были полны физического и психологического насилия, а с момента их закрытия стало появляться все больше сообщений о жестоком обращении. 

Дело Элизабет Коппин одно из самых известных. Она родилась в 1949 году округе Керри— по сути, в работном доме. Матерью Коппин была незамужняя восемнадцатилетняя девушка, своего отца она никогда не знала. Отчим обращался с девочкой очень жестоко. В возрасте двух лет она попала в промышленное училище в Трали в 1951 году. Коппин рассказывает, что религиозные опекуны ее жестоко избивали, унижали, подвергали голоду и одиночному заключению. Как сообщает отчет New York Times, на первом месте были хозяйственные работы и дисциплинарные меры, а не образование. 

 

Слева — копия жалобы в полицию, которую подавала 20 лет назад Коппин, об обращении в промышленном училище.

Справа — Коппин показывает себя на фотографии среди подопечных промышленного училища.

 

Когда Коппин была подростком, она пыталась покончить с собой, поджигая свою одежду и отказываясь от лечения, «даже от аспирина». В возрасте 14 лет ее перевели в приют Магдалины, где в негуманных условиях продолжилось все это насилие. В новой тюрьме ее и других девочек каждую ночь запирали в отдельных кельях, оставляя ведро для справления нужды. Однажды Элизабет ложно обвинили в краже сладостей у другой девушки. Она три дня провела в одиночной камере — голом помещении без света, одеяла и кровати. 

«В келье меня осенило, что я проведу здесь всю жизнь и меня похоронят в братской могиле… Я видела там людей, сломленных, неграмотных, живущих во тьме, у которых нет выхода. Помню, как задавала себе вопросы: “Что мне делать? Как уйти отсюда?”», — рассказывает Элизабет.

В 17 лет Элизабет и другие девушки пробрались в одну из неохраняемых комнат, выпрыгнули из окна на улицу. Они пробыли на свободе три месяца и работали в ближайшей больнице, пока «жестокий» мужчина, инспектор Ирландского общества по предотвращению насилия над детьми, не вернул их. 

Элизабет перевели в другую прачечную в Корке, а потом в город Уотерфорд. Когда Элизабет исполнилось 19, добрая монахиня из Уотерфорда устроила ее уборщицей в больнице в родном Керри. Она была свободной. Однажды, когда она на коленях мыла полы, Элизабет увидела свою первую мучительницу — монахиню из промышленного училища, стоящую над ней. 

«Она смотрела на меня сверху вниз и спросила: “Жалеешь ли ты о всех неприятностях, которые ты принесла?”».

Потрясенная Элизабет бежала из Ирландии в Лондон. Там она работала на многих низкооплачиваемых работах и училась по ночам, чтобы компенсировать образование, в котором ей было отказано. В 2003 году Коппин наконец получила квалификацию учителя начальных классов — это была ее жизненная цель. 

Она относит борьбу с суицидальными мыслями, депрессией и постоянной тревогой к своему травматическому опыту. Спустя 50 лет Коппин исчерпала все обычные средства уголовной и гражданской правовой защиты после рассмотрения ее дела в 1999-м и 2001 году. 

«Я никогда не примирюсь в прошлым… Они нарушили мои права человека, основные принципы моей жизни. По какому праву эти люди и церковь отказали нам в основных свободах только потому, что мы были женщинами?» — говорит Коппин.

Ирландское правительство до сих пор отвергает просьбы ООН расследовать злоупотребления в приютах Магдалины, а также привлечь виновных представителей католической церкви к ответу. 

 


Источники

Irish Magdalene Laundry Victim Demands Justice for Severe Abuse