Борьба за жизни женщин в Аргентине

Перевод:

От редакции: Уже долгое время в Аргентине действует одно из самых строгих законодательств об абортах. Доктора, опасаясь преследований, отказываются прерывать беременность даже в тех случаях, когда это разрешает закон. 

Несмотря на все ограничения, ежегодно в Аргентине совершается 500 тысяч абортов, то есть 40% всех беременностей прерываются. Последствия нелегальных абортов — это одна из основных причин материнской смертности в стране (30% случаев). При этом за совершение аборта женщина может быть приговорена до четырех лет тюрьмы. Более 3 тысяч женщин умерли от осложнений после нелегальных абортов за последние 25 лет. Больше всего это бьет по самым незащищенным. Самый большой процент женщин младше 25 лет попадают в больницы после нелегальных абортов в Сальте, бедной северной провинции: из 3 тысяч госпитализированных 17 умирают.

И эта ситуация в целом типична для Латинской Америки. В Чили, где аборты были запрещены во всех случаях с 1989 по 2017 год, поразительное число женщин совершали аборты. В год в стране проходило 160 тысяч прерываний беременности, 65 тысяч приходится на девушек младше 18 лет. Осложнения после небезопасного аборта — это причина 25% случаев материнской смертности. В Бразилии, по оценкам, в год проходит до 4 млн незаконных абортов (и эта четвертая по распространенности причина материнской смертности), в Колумбии — 450 тысяч. Очень часто прерывают беременность девочки-подростки. Например, в Колумбии 35% подростковых беременностей заканчивается абортом, среди взрослых женщин этот показатель — 12%. В этой стране женщину за совершение аборта могут приговорить к тюремному заключению до 54 месяцев. Изнасилование может быть лишь смягчающим обстоятельством. В этом случае срок тюремного заключения сократится на три четверти. 

Женщины в Латинской Америке, как и везде в мире, вынуждены прибегать к абортам. Только вот две трети всех абортов здесь проводятся нелегально. В этом регион может сравниться разве что с Африкой. 

В России довольно свободное законодательство об абортах, но часто это вызывает возмущение консервативных, в основном религиозных кругов. 

«Дни тишины», психологическое давление, агрессивная и ненаучная пропаганда — все это затрудняет доступ к абортам. Несмотря на заявления, количество абортов в РФ продолжает снижаться. Примерно половина общей численности прерываний беременности происходит по желанию женщины. Важно, что люди могут воспользоваться этой медицинской услугой в безопасных условиях. Да, сейчас все равно есть риски получить осложнения, но они падают в разы. Многим это не нравится.

Противники абортов говорят о убийствах нерожденных детей. Забывают они только о тех, кто уже родился. Призывают ли они помогать матерям? Нет. А если и делают это, то в исключительных случаях. Быть матерью — это приносить себя в жертву. Это естественно. А вот общественное воспитание, качественная медицина, материальная помощь, возможность сочетать родительство и работу — это не естественно. Бог так не велел. 

3 августа СМИ сообщили о том, что в трех регионах России — Приморском крае, Якутии и Рязанской области — введен временный запрет абортов в рамках акции «Подари мне жизнь». Представители Министерства здравоохранения опровергли информацию о полном запрете абортов — акция длится всего четыре дня. Такие меры не в новинку. Можно даже отменить все плановые операции по прерыванию беременности в День защиты детей или День Петра и Февронии. Якобы такие меры могут существенно наладить демографическую обстановку в России, а не быть дополнительным стрессом. Священников пускают в женские консультации. Они рассказывают в школах о «профилактике нежелательной беременности». Выходит, увеличить население страны можно путем мракобесия и религиозных заблуждений. 

Солидаризируются по всему миру всяческого рода мизантропы — в рясах, морализирующие, лгущие и плевать хотевшие на детей и женщин. США, например, спонсирует группы, выступающие против безопасных абортов, в Латинской Америке. 

Только вот вряд ли кто-то из противников легальных абортов утруждается посмотреть на ту же статистику по Латинской Америке. А если они и видели эти цифры, то это лишний раз подтверждает лицемерие. Сразу становится понятно: запрет абортов не отменяет того, что женщины будут их делать. Правда, происходить это будет не в больнице под присмотром докторов, а в условиях, куда менее подходящих. Будут обращаться к знахаркам и другим народным умельцам, которые легко могут покалечить женщину. Будут, в конце концов, пытаться решить проблему самостоятельно. Будут умирать, оставаться инвалидами, получать серьезные проблемы со здоровьем, попадать в тюрьмы. Но главное — они все равно будут совершать страшный, с точки зрения церкви, «грех». Так к чему это лицемерие? 

 

Активистки движения за легальные аборты в Буэнос-Айресе

 

8 августа в Аргентине буду снова обсуждать законопроект о легализации абортов. Скорее всего, в ближайшем будущем мы и узнаем, получат ли аргентинки это важное право. Так или иначе, это движение — важный шаг к эмансипации женщин. Сегодня тысячи женщин в зеленых шарфах выйдут на улицы Аргентины, чтобы сказать «да» безопасным абортам.

 

Сенат Аргентины наконец проведет голосование по законопроекту, предложенному Национальной кампанией за право на легальные, безопасные и бесплатные аборты, о разрешении абортов в течение первых 14 недель беременности. Не важно, одержит движение победу или же потерпит поражение в Сенате, оно уже победило за пределами Аргентины. 

Аргентина переместила акцент дискуссии, пересмотрела борьбу «за жизнь» (pro-life), социально декриминализировала аборты и вдохновила движения по всей Латинской Америке, где около 90% женщин репродуктивного возраста сталкиваются с ограничительными законами об абортах. 

Десятилетиями политические дебаты об абортах были разделены на два лагеря: пролайф («за жизнь») и прочойс («за выбор»). В Аргентине активисты успешно переосмыслили борьбу за легальные, безопасные и бесплатные аборты как борьбу за жизни сотен тысяч женщин (370 тыс. — 520 тыс.), которые проходят опасные процедуры из-за криминализирующих законов. 

Проблема больше не в противопоставлении жизни и выбора. Женщины разоблачили церковь и консервативные круги. «Они говорят, что все жизни священны, но не наши», — сказала Палате представителей 18-летняя студентка София Зибеччи, осуждая лицемерие государства. 

Для Зибеччи и ее товарищей речь уже не о том, чтобы быть за жизнь или за выбор. Речь о признании существования подпольных абортов и того, что женщины погибают.

 

Аборты — это реальность. Вопрос в том, будут ли государства продолжать закрывать глаза на женщин, которые рискуют жизнями за право принимать решение. 

 

Борцы за легальные аборты говорят, что они против подпольных абортов. Так они ставят активистов пролайфа в неудобное положение, потому что те вынуждены признать, что не заинтересованы в привлечении внимания к проблеме женских смертей. Аборты — это реальность. Вопрос в том, будут ли государства продолжать закрывать глаза на женщин, которые рискуют жизнями за право принимать решение. 

 

Демонстрация за легализацию абортов в Буэнос-Айресе, 4 июля 2018 года

 

В марте общенациональный опрос консалтинговой группы «Синопсис» показал, что 53,5% аргентинцев поддержали принятие закона. Через три месяца опрос Университета Буэнос-Айреса показал, что 62% аргентинцев поддерживают декриминализацию абортов. В июне, когда нижняя палата обсуждала законопроект, кампания мобилизировала миллион человек, которые провели пикет с требованием законодательных мер. 

«Мы добились социальной декриминализации абортов», — предупредила законодателей Эльза Шварцман, участница Национальной кампании. 

Эта победа значит, что аборты сейчас признаны общественной проблемой, которая требует действий государства и политического обсуждения. 

Социальная декриминализация — ключевой фактор для Аргентины и для континента, потому что она расширяет пространство для солидарности между людьми, решившими сделать аборт, и подталкивает политиков поддерживать репродуктивные права. 

Колумбийская активистка Каталина Руис объяснила, что в Латинской Америке трудно бороться за законодательную поддержку легализации абортов. «Поскольку аборты социально не декриминализованы, поддерживать их — это издержки для политиков: за них не захотят голосовать. При социальной декриминализации вы становитесь хорошим политиком, защищая эту сторону», — сказала она газете El Espectador. 

 Эти две победы помогли добиться третьей: они вселили надежду женщинам и активистам на всем континенте. 

В Латинской Америке только на Кубе, в Гайане, Уругвае, Пуэрто-Рико и Французской Гвиане разрешены аборты во всех случаях в течение первых 12, 8, 14, 24, и 8 неделях соответственно. В шести странах — Сальвадоре, Гондурасе, Гаити, Доминиканской Республике, Никарагуа и Суринаме — они полностью запрещены, даже если беременность серьезно угрожает здоровью женщины. 

В большинстве других стран аборты разрешены только по двум или трем причинам: изнасилование, угроза здоровью женщины, порок развития плода, несовместимый с жизнью. 

Несмотря на ограничения, доклад Института Гуттмахера показал, что в Латинской Америке самый высокий показатель по абортам. 44 из 1000 женщин проходят эту процедуру. Каждый год 6,9 млн женщин получают медицинскую помощь из-за осложнений, связанных с абортом.  

 

Женская солидарность 

Чтобы противостоять бесправию, латиноамериканки создали группы сопровождения и горячие линии для удобства и доступа к информации, в которых отказывает государство. В Эквадоре они называются Comadres («Кумушки»), в Аргентине — Socorristas en Red («Сеть спасателей»), в Мексике — Фонд Марии, в Доминиканской Республике — «28 лун», и этот список можно продолжать. 

Успех кампании за легальные аборты в Аргентине возродил заинтересованность стимулировать государство исполнять свои обязанности и гарантировать женщинам право на доступ к медицинской помощи, достойную жизнь и базовое право человека на жизнь без насилия, в том числе насилие, свойственное принудительной беременности. 

В прошлом году, спустя десятилетки лет после ввдения военной диктатурой уголовного кодекса, в Чили признали право на легальный аборт в случаях изнасилования, угрозы жизни или порока развития плода. 

В июле этого года 40 тысяч женщин и активистов прошли по Сантьяго в зеленых шарфах, требуя легализации абортов во всех случаях до 14 недели беременности. Сенатор Гвидо Герарди, председатель Комиссии Сената по здравоохранению, представил по этому вопросу законопроект. 

 

Чилийки требуют разрешить аборты. Сантьяго, 25 июля 2018 года

 

В Венесуэле, где аборты разрешены только в случае угрозы жизни матери, феминистское движение представило официальную просьбу Конституционному собранию (КС) с требованием внести изменения в 76 статью. Конституционное собрание объявило, что вопрос легализации абортов будет обсуждаться в ближайшем будущем. 

В Бразилии, за пять дней до дебатов об абортах в аргентинском Сенате, Верховный суд начал серию общественных слушаний, чтобы определить, противоречит ли ограничительное законодательство об абортах, принятое в 1940-х годах, конституции 1988 года, которая гарантирует право на достойную жизнь и доступ к здравоохранению. 

В Перу участились призывы легализовать аборты в случаях изнасилования. Не так давно кампанию за легализацию абортов в случае изнасилования начала группа «Католики за право принимать решение».

В Эквадоре Управление уполномоченного по правам человека представило реформу уголовного кодекса для легализации абортов в случае изнасилования, а женщины и группы феминисток начали закладывать основу национальной кампании по легализации абортов во всех случаях. 

 

Не все так прогрессивно

Согласно исследованию The Gurdian, опирающиеся на помощь США группы, такие как Human Life International, 40 Days for Life и Heartbeat International, готовят активистов против движения прочойс, открывают центры и вкладывают деньги в регион. Расследование показало, что американские религиозные организации «вливали миллионы» и помогали организовывать такие группы по меньшей мере в 20 странах. 

Религиозные и консервативные группы также отреагировали на победы Аргентины. В июле и августе активисты против права на выбор в более чем 10 странах собирались у посольств Аргентины, чтобы выступить против перспективы, хоть и сталкивающейся с трудностями, одобрения законопроекта о свободных абортах. 

 

Фигурки зародышей, которые используют американские антиабортные активисты в Боготе

 

Иностранные и региональные организации, такие как вышеупомянутые, и подъем протестантских политических партий серьезно препятствуют правам женщин. 

 

Сторонники бесплатных и безопасных абортов все чаще выступают за действительное отделение церкви от государства. 

 

В Бразилии законодатели-протестанты внесли законопроект о полном запрете абортов. В Аргентине Католическая церковь сыграла ключевую роль в мобилизации общественного мнения, организации протестов и лоббировании в Конгрессе. 

В Сальвадоре, где за аборт женщину можно приговорить к 50 годам тюремного заключения, в этом году законопроект о легализации абортов в трех случаях (изнасилование, угроза здоровью и порок формирования плода) не прошел в Конгресс. В Доминиканской Республике неоднократные попытки изменить уголовный кодекс, чтобы разрешить в тех же трех случаях аборты, были эффективно подорваны Епископальным совещанием, которое заявило, что нет права «убивать», есть только право на жизнь. 

Вот почему сторонники бесплатных и безопасных абортов все чаще выступают за действительное отделение церкви от государства. 

Например, в Венесуэле активисты потребовали, чтобы Конституционное собрание зафиксировало светский характер государства. В Чили активисты надевают оранжевые шарфы, выступая с требованием разделения церкви и государства. 

 

Чего ожидать 8 августа? 

В Аргентине, несмотря на победу в нижней палате (129 голосов против 125), Сенат вряд ли одобрит законопроект. По текущим оценкам, 35 проголосуют против, 32 — за, а еще 3 не определились. 

Сенаторы, выступающие против легализации, говорят, что законопроект должен обсуждаться как есть, а сторонники легализации вносят изменения, ограничивающие право женщин на аборт, в том числе снижают крайний срок с 14 до 12 недель. 

Сенаторы не смогли достичь консенсуса, поэтому 8 августа законодатели обсуждают, будут ли они голосовать за измененную или оригинальную версию законопроекта. 

 

 

Независимо от решения Сената, делать они это будут, окруженные по меньшей мере миллионом аргентинцев, которые требуют легализации абортов. 

Аргентинцы не будут одни. Демонстрации и акции солидарности прошли в Бразилии, Уругвае, Чили, Эквадоре, Боливии, Коста-Рике, Мексике, Колумбии и Перу. 

«Мы одержим победу на улицах», — подчеркивают феминистки всего региона. Они говорят, что в среду весь мир увидит зеленый поток по всей Латинской Америке. 

Это 8 августа станет еще одним днем исторической победы за освобождение. Как предупреждали на улицах во время празднований победы в нижней палате аргентинские женщины: «Патриархат падет! Патриархат падет!»

 

Перевод Екатерины Андреевой