Янки не должны быть альтернативой муллам и имамам

По случаю Нового года о событиях в Иране и Турции пишет генеральный секретарь Коммунистической партии Турции и обозреватель soL Кемаль Окуян.

Как Иран и Турция встретили Новый год?

Мы встретили Новый год. Это был Новый год, когда политическая власть терроризировавшая страну говорит: «Не войдем в Новый год, но проникнем в ваш дом». Некоторые персонажи карикатур дежурили на крышах, чтобы избить Санта Клауса. Минимальная заработная плата поддерживалась на уровне обрекающем народ на нищету, что преподносилось достижением. Было объявлено, что в этиловый спирт нужно добавить немного «отравы» для предотвращения производства алкоголя на дому.

Они не могут полностью запретить алкоголь; они финансируют Министерство по делам религии и Президентский дворец налогами, взимаемыми с алкоголя. И примерно столько же денег остаётся. Они могут возвести второй дворец и набрать еще 120 тысяч сотрудников для работы в Министерстве по делам религии. Видите, пьяницы пьют, а дворцовые лампы сияют. Удивительно, что они так поздно додумались добавлять яд в этиловый спирт, продаваемый в супермаркетах, чтобы сэкономить 10 миллиардов турецких лир [$2,65 миллиарда] налога на алкоголь. Скоро они придумают, что делать с столь распространенными домашним вином и пивом.

Занятный Новый год... [Президент Турции] Эрдоган тем временем сказал, что «произойдут очень важные события». Они что-то ожидают в 2018-м году. Мы с этим согласны. Все ждут «очень важные вещи, которые произойдут», но есть разница между хорошим и плохим. Что-то точно должно произойти в Турции и мире, что отметит этот год в истории: «произошли большие события».

Сейчас мы можем сказать, что страна в которой очень распространено производство спиртных напитков в домашних условиях и там происходят важные события: Иран.

Иран является значимой страной: ее история, культура, социальная борьба... Спустя почти 40 лет с тех пор, как муллы воспользовались общественным недовольством против режима Шаха, правящего этой важной страной.

Режим Шаха был проамериканским, содействовал успехам класса капиталистов, в высшей степени деспотичный, и, как ни странно, не светский, но флиртовавший с совеременными буржуазными взглядами.

Муллы показали США на дверь; в этот раз эксплуататорская система оказалась поддерживаемой не с помощью ЦРУ, а посредством религиозного гнёта. Капиталисты продолжили процветать – рабочие остались бедными.

Невозможно извне дать ответ на вопрос о том, какой режим был более жестоким; иранские революционеры, коммунисты испытали оба, и если вы спросите их, они ответят: «нет меньшего из двух зол, выбора нет».

В этом-то и дело; человечество должно отказаться от мании поиска меньшего зла.

С одной стороны, есть система эксплуатации поддерживаемая ложью о «свободе и демократии», а с другой – система эксплуатации приукрашенная религиозными догмами и антиамериканизмом.

Первая требует от нас: если вы стоите на позициях свободы и демократии, вы должны принять ценности США и Европейского Союза, или вы попадете в руки диктаторов!

Вторая хочет от нас: если вы стоите на позициях независимости, вы должны молчать и терпеть любых диктаторов; также забудьте об эксплуатации – да здравствует Родина!

Требования выходящих на улицы Ирана запутанны. Это естественно, Иран – страна, где можно требовать многого. Законно требовать свободы... Законно бороться с дороговизной жизни... Законно реагировать на коррупцию ... Законно требовать справедливости... Это на улицах. На улицах, несомненно, есть проамериканские элементы. Они никогда не законны. Можно услышать и голос жаждущих еще большей «реакции». Может ли реакция быть законной?

 

Как же решить эти трудности?

Анализируя суть вопроса. Существование человечества не может и не должно тратиться впустую на эксплуатацию и угнетение ради искажённой независимости или суверенитета, или на подчинение империалистическому status quo во имя ложной свободы. Суть вопроса — эксплуататорская система. Как в Иране, так и в США один и тот же класс господствует, и этот же класс эксплуатирует лишь один класс как в Иране, так и в США.

Более широкий взгляд на ситуацию – это то, что избавит нас от преступного следования за деспотами и тиранами ради независимости и участия в империалистических проектах на благо демократии. И оба пути выхода для Ирана, и будущее Турции – это большие массы людей, осознавших эту истину и взявших бразды правления.

Диктатура Салазара в Португалии была безжалостна по отношению к рабочему классу, но его отношения с западными странами были немного натянутыми; он предпочитал закрытую экономику в качестве экономической политики в течение определенного периода, в такой степени, что даже «Кока-кола» была запрещена в стране. «Кока-кола» – это символ, который нужно выбросить, но не для того, чтобы диктаторы делали на этом дешевый популизм. Лучший вариант – посадить как диктаторов, так и монополистов в бутылку «Кока-колы» и избавиться от них.

Иран встретил Новый год на улицах, тогда как Турцию заперли по домам. Однако обе страны столкнулись с одной и той же дилеммой.

Вот уж нет! Янки не должны быть альтернативой муллам и имамам; мы видим, как они приходят бок о бок, когда это соответствует их планам. Более половины богатства Ирана находится во власти примерно трехсот богачей. 1% самых богатых в США владеет 40% ресурсов страны.

Кто-то из них является «сторонником независимости», а кто-то «демократом». Здесь есть имам, султан, торговец, все вместе. Однако, только рабочий угнетен и беден и здесь, и там, и везде!

Нет-нет, важные события могут произойти в 2018 году.

Перевод И. Алексиев