Горькая память черного октября

«В наши последние минуты мы обращаемся к вам, граждане России. Запомните эти дни. Не отводите взгляда, когда наши обезображенные тела будут, смеясь, демонстрировать по телевидению. Запомните все и не попадайтесь в те же ловушки, в которые угодили мы».

Это слова из завещания несдавшихся защитников Дома Советов, ставшие легендарными… и забытые. «Не забудем, не простим!» – главный лозунг мемориальных акций Октября 1993 года. Но выросло целое поколение, которое не знает о трагедии расстрела советской власти в центре Москвы. Несколько  невнятных строк в школьном учебнике – и только. Кто и почему стрелял, кто преступник, кто жертва? Кто, наконец, путчист,  раз уж официально кровавые события 3–4 октября 1993 года называются «попыткой государственного переворота»?

Как показали социологические опросы, проведенные в этом году к 25-летию ГКЧП, молодежь вообще не отличает события 1991-го и 1993-го. Действительно, картинка-то почти одинаковая: «Белый дом», баррикады, танки. Истинная же картина разительно отличается. Советские лидеры, стремившиеся спасти нашу общую страну – СССР и помыслить не могли, чтобы стрелять в безоружных граждан. А лидеров антисоветских, жаждущих власти любой ценой, не остановило ничто.

3–4 октября 1993 года состоялась не «попытка», а самый настоящий государственный переворот. И то, что совершил его действующий президент Борис Ельцин, лишь усугубляет тяжелейшие последствия для страны. Как отмечали уже тогда, устанавливая свою диктатуру в Германии, Адольф Гитлер устроил провокацию с поджогом парламента, но парламент был пуст. Другой диктатор, чилийский Аугусто Пиночет, приказал расстрелять президентский дворец, но сам он на тот момент не был президентом.

С сотнями защитников «Белого дома» именно в 1993-м Ельциным и его приспешниками были уничтожены зачатки хилой постсоветской демократии и вера в верховенство закона, заложен фундамент антинародного государства.

Спустя 23 года мы видим торжество такой политики. Если можно фальсифицировать референдум по конституции в декабре 1993-го, то почему нельзя точно так же фальсифицировать итоги выборов в Госдуму в 2011-м или 2016-м? Никто не ответил за массовые убийства, совершенные от имени государства людьми в погонах в «Останкино» и у «Белого дома». Более двух десятков лет вынуждены искать правду родственники убитых в черном октябре – безрезультатно. По той же логике государство и не думает нести ответственность за гибель россиян (и обнародовать правду о трагедиях), на московской Дубровке или в Бесланской школе.

Ельцинский переворот убивал не только тех, кто по зову совести или несчастному стечению обстоятельств оказался под огнем на улицах столицы. Его жертвы – сотни тысяч безвременно ушедших, по существу тоже убитых граждан нашей страны: из-за хронических невыплат зарплат и пенсий, отсутствия лекарств, – настоящего экономического геноцида. Напомним, что на следующий день после указа №1400 ЦБ РФ переподчинен правительству, а 1 октября 1993 года появился указ Ельцина об изъятии оттуда 4 трлн  660 миллиардов рублей. Тогда же переподчинен правительству и опустошен Пенсионный фонд.

Несмотря на прошедшие десятилетия, госпереворот продолжает бить прямой наводкой по России. Это не когда-то давно, это сейчас граждане вновь сталкиваются с социальными бедствиями, тотальным беззаконием, чиновным беспределом, маскирующимся под «народное волеизъявление».

Сегодня мы видим продолжение губительной политики. Очевидно, именно поэтому президент Путин ни разу не выразил осуждения ельцинского переворота 1993-го, несмотря на все попытки откреститься от «лихих 90-х».

Отношение к тем событиям стало проверкой на приверженность демократии. Проклинающие действующую власть так называемые либералы, не замечающие, что она плоть от плоти ельцинской, этой проверки не прошли. Ельцин для них по-прежнему символ демократии, а те, кто вышел защищать закон – красно-коричневые, а не народ. Как и для Билла Клинтона, сразу же после разгона российского парламента заявившего: «Президент Ельцин сделал свой выбор, и я его поддерживаю полностью».

Возродить демократию и справедливость в состоянии только те, кто не попал в ловушку беспамятства, кто не отступился и не предал.

4 октября по Москве вновь пронесут фотографии героев черного октября.

14-летний школьник Костя Калинин,

44-летний летчик Владимир Ермаков,

75-летний ветеран войны Константин Дмитриевич Чижиков, 27-летний капитан-лейтенант Игорь Остапенко, 54-летний научный сотрудник родом из донецкой Макеевки Александр Солоха и десятки, десятки других – все, чьи имена мы знаем, и чьих до сих пор, к стыду своему, не установили. Наш Бессмертный полк – прямые наследники «Бессмертного полка» Великой Победы. Вот только победы над разрушителями мы еще не добились. А без нее невозможно ни настоящее национальное примирение, ни возрождение России. И потому борьба впереди!

Екатерина Польгуева

sovross.ru