Запрет профсоюза МПРА: комментарии

10 января 2018 года Санкт-Петербургский городской суд постановил ликвидировать Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация» (МПРА). Профсоюз был обвинён в политической деятельности, сборе подписей за изменение действующего законодательства и получении денежных средств из-за границы. При этом в иске, который был подан «в защиту неопределенного круга лиц», МПРА не расценивается как «иностранный агент». Особенное раздражение властей вызвала поддержка, которую высказал МПРА в адрес дальнобойщиков, ведущих борьбу против печально известной системы «Платон». Это было сочтено «политической деятельностью». Мотивировочная часть судебного вердикта будет доступна ответчикам лишь 12 января.

Это первый в истории современной России случай ликвидации профсоюза в судебном порядке. Профсоюз МПРА известен в России и за рубежом относительными успехами в организации рабочих на борьбу за свои права. Представители МПРА намерены обжаловать приговор в вышестоящей инстанции.

 

Я сегодня услышал столько ереси со стороны прокуратуры, особенно что борьба за изменение Трудового кодекса — это политическая деятельность, и профсоюзы ею не должны заниматься. Здесь бред, я не могу это комментировать… Всё это политический заказ, и мы знаем, от кого.

Алексей Этманов

 

Инициатором судебного процесса против МПРА стал Илья Ремесло, адвокат, публицист, член Общественной Палаты РФ. Его позиция безапелляционна: «Организацию спонсируют какие-то зарубежные структуры, о какой защите прав трудящихся можно говорить». Ремесло известен своими проправительственными публикациями, в которых он обличает либералов (особенно Навального) и занимается апологетикой кремлёвской политики, например, обеляет правительственную пропаганду и одобряет усиление цензуры в Интернете. Статьи адвоката регулярно публикует такой российский официоз как «РИА Новости».

Итоги судебного процесса против МПРА по просьбе редакции сайта РОТ ФРОНТ прокомментировали эксперты.


Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), главный редактор газеты «Солидарность» — официального печатного органа ФНПР:

Судебное решение состоит из нескольких важных моментов.

Во-первых, оно фиксирует то, что МПРА получал деньги от иностранной (международной) организации — «Индастриолл». Соответственно возникает вопрос: значит ли это, что теперь профсоюзы как и остальные общественные организации подпадают под действие закона об иноагентах? Притом, что традиционно профсоюзы пользуются дополнительными правам и гарантиями деятельности, определенными конвенциями Международной организации труда (МОТ).

Второе. Насколько я понял, сторона прокуратуры делала акцент на том, что, требуя изменений в законодательстве, МПРА занимался политической деятельностью. Это тоже важный нюанс. Потому что теперь любые предложения профсоюзов, в т.ч. в части реформирования трудового законодательства, можно расценивать как политические.

Если вкратце — это пристрастное и необъективное решение, вторгающееся в сферу, которая регулируется международными нормами и обязательствами, которые взяла на себя Россия.

Нужно сразу сказать, что между МПРА и профсоюзами, входящими в ФНПР, имеет место серьезная конкуренция. Но это межпрофсоюзная конкуренция. Насколько я знаю, профсоюзы, входящие в ФНПР, не получали перечисления от международных профсоюзных структур. И в этом смысле они находятся за пределами последствий этого конкретного судебного решения. Однако проблема есть. Она заключается, как мне кажется, в спровоцированном вмешательстве судебных органов во внутрипрофсоюзную деятельность. А также в трактовке профсоюзной деятельности в части законодательных предложений как деятельности политической. Поскольку последняя в России регулируется жестче и рассматривается под микроскопом, это может сказаться на деятельности всех профсоюзов.


Олег Бабич, руководитель правового департамента Конфедерации труда России (КТР):

Решение Санкт-Петербургского городского суда о ликвидации МПРА мы считаем незаконным.

Претензии прокуратуры сводились к трем моментам: несоответствие устава профсоюза требованиям закона, ведение деятельности, не предусмотренной уставом (участие и организация публичных акций, общественной компании за внесение поправок в Трудовой кодекс РФ, размещение на профсоюзном сайте критических материалов в отношении экономической политики Правительства РФ), нарушение требований закона в части функционировании НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Сами по себе эти претензии выглядят смешно и нелепо. Каким образом ведение компании за включение в Трудовой кодекс нормы об обязательной индексации заработной платы может противоречить уставной деятельности профсоюза? Что такого несоответствующего закону может быть в уставе профсоюза, существующего уже 10 лет, что может потребовать его ликвидации, если на протяжении всех этих лет от регистрирующего органа не поступило ни одного замечания?!

Профсоюзы не подконтрольны и не подотчетны государственным органам. Закон прямо запрещает государству контролировать их финансовую деятельность. Они вправе самостоятельно разрабатывать свои уставы и определять программу своей деятельности. Профсоюзы, в силу специфики своего правового положения, не подпадают под законодательство об иностранных агентах.

К сожалению, эти очевидные аксиомы, оказались не известны прокуратуре и суду Санкт-Петербурга.


Григорий Сивачёв, рабочий активист, руководитель профсоюзной ячейки МПРА на ООО «ПДК» (Московская область):

Это как чёрная метка для незавивисмого профсоюзного движения в России. Оно не окрепло и малочисленно, а уровень солидарности у нас в стране ещё крайне низок.

Одним из немаловажных факторов успеха рабочей борьбы является международная поддержка, которую могут оказать братские профсоюзы. И именно по ней бьёт данное решение. Теперь любой профсоюз, который в критической ситуации призовет к международной солидарности, рискует оказаться под ударом как возможный «иностранный агент».

Второй момент. В условиях общего кризиса и — как следствие — роста рабочих протестов налицо попытка предостеречь независимые профсоюзы от выдвижения политических требований. Власть хочет, чтобы рабочие были разобщены, чтобы их борьба носила локальный характер по каждому конкретному случаю, чтобы она ни в коем случае не носила системного характера и не была направлена против источников их бедственного положения. Об этом недвусмысленно говорит судебный процесс над одним из самых боевых профсоюзов России. Красноречиво, что одним из доказательств «политической деятельности» МПРА суд счёл поддержку забастовки дальнобойщиков.

Московская организация МПРА, естественно, считает данное решение суда необоснованным, политически мотивированным. Мы начнём протестную компанию.

Свою деятельность по защите прав рабочих мы продолжим вне зависимости от того, чем закончится процесс против МПРА.


Пётр Принёв, рабочий активист (Санкт-Петербург):

Решение о ликвидации межрегионального профессионального союза «Рабочая Ассоциация» (МПРА), вынесенное Санкт-Петербургским городским судом, вписывается в логику сегодняшней капиталистической России. Меня сей факт никоим образом не удивил. Удивляет, а точнее — смешит, тот оптимизм, который источают инициаторы данного судебного процесса. МПРА по своей сути гораздо больше, чем просто формальное юридическое лицо. Это воплощение настоящей пролетарской идеи необходимости борьбы за свои права в капиталистической России. Идею запретить невозможно, тем более такую идею — глубоко гуманистическую и высоконравственную, которая выросла из товарищества и взаимоуважения простых рабочих на наших предприятиях.

Кстати, забавно смотреть, как сегодняшняя власть, заигрывая перед предстоящими выборами со «своим» электоратом в лице трудящихся, в принципе выходит на реализацию одного из требований ею же «ликвидированного» профсоюза МПРА: повышение МРОТ до прожиточного минимума. Умиляет ехидное лучезарие псевдопатриотов, с радостью воспринявших весть о ликвидации ещё одного «иностранного агента». Ведь на самом деле эти радостные господа и есть лица, работающие в интересах этих самых иностранных государств: без нормальных рабочих профсоюзов, именно таких как МПРА, сильной и конкурентоспособной России никогда не будет.


Степан Маленцов, рабочий активист, член Исполкома Межрегионального объединения рабочих профсоюзов «Защита»:

Мы с товарищами и помогали, и учились у профсоюза МПРА с момента его выделения из структур ФНПР, тогда еще профсоюзной первички на заводе «Форд» в г. Всеволожск. В 2007 г. рабочие «Форда» стали авангардом в экономической борьбе рабочего класса России и примером для подражания многих рабочих, успешно проведя самую длительную 25-дневную забастовку в стране с требованием повышения заработной платы.

Профсоюзные активисты не могут быть вне политики. Вопрос здесь в другом: политику какого класса тот или иной активист проводит. Например, руководство профсоюзов системы ФНПР проводит политику буржуазии, заключило пакт о содружестве с партий крупного капитала «Единой Россией». Власть за эту буржуазную политику профсоюзы ФНПР по суду не закрывает. Напротив, награждает мандатами депутатов ГД РФ. Почему же привязались к МПРА?

Во-первых, властям надо опошлить и испоганить вдохновляющий для многих сознательных рабочих пример успешной борьбы. Не допустить массового подражания, укрепления структур МПРА, боевых профсоюзов рабочего класса. Во-вторых, власть, представляющая интересы «отечественной» буржуазии, пытается ослабить политическое влияние своих конкурентов или, как ласково называет их Путин, «партнеров» из других стран. Лидер профсоюза МПРА Алексей Этманов хоть и был депутатом Заксобрания Ленинградской области от партии «Справедливая Россия», тем не менее, долгое время входил в руководства РОТ ФРОНТа, блока классовых сил трудящихся. Однако не имея достаточных теоретических знаний, Этманов перед последними выборами депутатов ГД РФ с надеждой получить мандат перешел в партию «Яблоко», выражающую интересы той части буржуазии, которая ориентируются на капитал западных стран. Используемая вождями «Яблока» «демократическая» риторика не меняет сути дела.

Безусловно, нынешние правители опасаются разворота политических событий по сценариям «цветных» переворотов и использования для «разогрева» известных авторитетов среди трудящихся, каковым является Этманов. То есть, власть превентивною зачищает политическое пространство накануне президентских выборов, ослабляя своих оппонентов, в том числе ослабляя организации рабочего класса.

Полагаю, что руководство МПРА найдет адекватный ответ и не позволит буржуазному суду ликвидировать дееспособную профсоюзную организацию.


Профсоюз МПРА был создан летом 2006 года представителями профсоюзных организаций двух предприятий автомобильной промышленности — «Форд» (Ленинградская область, Всеволожск) и «АвтоВАЗ» (Самарская область, Тольятти). Изначально аббревиатура «МПРА» расшифровывалась как Межрегиональный профсоюз работников автопрома; это было связано с тем, что первоначально деятельность профсоюза распространялась только на эту отрасль. Известность профсоюза принесла успешная забастовка на всеволожском заводе «Форд». Чёткие действия профсоюза были в значительной степени связаны с тем опытом профсоюзной борьбы, который получил Алексей Этманов, создатель профсоюзной ячейки во Всеволожске. Ещё в 2005 году он был направлен на профсоюзную учёбу в Бразилию; полученные методические материалы помогли ему выстроить эффективную работу своей профсоюзной ячейки.

МПРА ввёл в арсенал борьбы такое средство как «итальянская забастовка». Успехи профсоюза способствовали расширению его региональной сети; появились ячейки в Таганроге, Калуге, Москве. Рост продолжается до сих пор; в частности, в августе 2017 года была создана ячейка в одном из петербургских автосалонов. Работодателей, конечно, не радовало усиление профсоюза. Против профсоюзных активистов применялись различные методы борьбы, от психологического давления и клеветы до незаконных увольнений и даже избиений. Капиталисты, чиновники и полиция старались всеми силами подавить рабочее сопротивление. Против профсоюзной ячейки в Омске применялось и судебное преследование. Большую известность приобрела борьба рабочих на заводе «Фольксваген» в Калуге, а также забастовка подмосковных рабочих «Автологистики» в декабре 2015 года.

Изначально профсоюз МПРА входил во Всероссийскую конфедерацию труда (ВКТ). Когда ВКТ объединилась с Конфедерацией труда России (КТР), МПРА также стал членской организацией КТР. Помимо этого, МПРА входит в международное профсоюзное объединение «IndustriALL». В этом качестве он, с одной стороны, платит в международную структуру членские взносы, с другой стороны, при необходимости получает от неё помощь и поддержку, в том числе, и финансовую. Именно этот факт и стал поводом для российских властей обвинить МПРА в «получении денежных средств из-за границы».

В ноябре 2013 года МПРА изменил уставные документы, а также поменял своё название на современное с тем, чтобы была возможность принимать в ряды профсоюза работников любых отраслей.

В общественной жизни Алексей Этманов выступал против поощряемой властями идеи, что профсоюзы должны быть «вне политики». В 2010 году он стал одним из учредителей политической партии Российский Объединённый Трудовой Фронт (РОТ ФРОНТ), неоднократно выступал на съездах и пленумах партии. В 2011 году по согласованию с руководством партии (которая на тот момент испытывала проблемы с регистрацией) Этманов был выдвинут на выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области по спискам «Справедливой России». Он выиграл выборы. В дальнейшем Этманов охладел к партийному строительству и отошёл от активной работы в РОТ ФРОНТе. В 2016 году, когда вновь необходимо было избраться в Законодательное собрание области, Этманов предпочёл вступить в либеральную партию «Яблоко», которой, в отличие от РОТ ФРОНТа, не нужно было собирать подписи. Однако по результатам выборов «Яблоко» не набрало достаточного количества голосов и Этманов утерял полномочия депутата.

Девиз МПРА: «Не надо плакать, организуйтесь!» — активно используется рабочими и левыми активистами самых разных организаций.

источник