Правые в Латинской Америке

Предлагаю вашему вниманию аналитическую статью о правых в Латинской Америке, это своеобразный и очень показательный портрет лидеров Аргентины и венесуэльской оппозиции. В статье много неизвестных фактов.

Эти заметки написаны в ключе метафоры. Здесь Макри – это не просто дон Маурисио, а Мадуро – не только политический наследник Чавеса. Независимо от личных достоинств и слабостей, Макри – менеджер транснациональных корпораций, которые правят Аргентиной, а Николас Мадуро – выразитель воли значительной части верного Чавесу народа, сопротивляющегося натиску правых в континентальном и мировом масштабе.

В нынешнем поединке между ними, Макри воспользовался саммитом глав государств МЕРКОСУР [1] в Парагвае, чтобы потребовать освобождения «политических заключенных в Венесуэле». Так именуют Леопольдо Лопеса и группку организаторов переворота и коррупционеров, отправленных венесуэльской юстицией в тюрьму после того, как была доказана их ответственность за создание рассадника «паракос» (боевиков полувоенных банд), занимающихся дестабилизацией боливарианской революции.

В дни перед саммитом из источников аргентинского МИД поступали предупреждения, что Макри может потребовать исключения Венесуэлы из МЕРКОСУР, прибегнув к «демократической оговорке» [2]. В ответ на это вмешательство во внутренние дела своей страны, Николас Мадуро в ходе радиотелевизионной программы «В контакте с Мадуро» заявил: «В Аргентине взял верх ультраправый, неолиберальный, экстремистский, антилатиноамериканистский и глубоко антиболиварианский выбор. Макри – буржуа из элиты, и все назначенное им правительство – сливки элиты. Думаю, вы кончите очень плохо, сеньор Макри». И завершил поединок словами: «Пусть вам ответит народ на улицах, когда придет время». В свою очередь, Дьосдадо Кабельо, возглавлявший Национальную ассамблею Венесуэлы, выступая в еженедельной программе государственного канала «Венесолана де Телевисьон», заявил по поводу Сусаны Малькорра, аргентинского министра иностранных дел,: «Она была здесь, я принимал ее в моем кабинете; это – само ЦРУ. Сеньору Макри ее назначили министром».

Может быть, это – незрелые, безрассудные выпады? Посмотрим…

ЛЕОПОЛЬДО И МАУРИСИО, СЫНКИ БОГАЧЕЙ

Маурисио Макри воспринял борьбу за освобождение Леопольдо Лопеса Мендосы как подлинный крестоносец международной власти. Уже в день его выдвижения в президенты в «бункере» движения «Камбиэмос» [3] в Буэнос-Айресе можно было видеть Лилиан Тинтори, супругу венесуэльского мятежника. Стоит напомнить: Леопольдо Лопес был активным участником переворота против Чавеса в 2002 г., чем публично похвалялся, и был приговорен к 13 годам и девяти месяцам тюрьмы за устройство «гуаримбас» –протестов против правительства Николаса Мадуро, сопровождавшихся насилием, причинивших большой ущерб государственным институтам и унесших жизни 43 венесуэльцев.

Судьбы Маурисио и Леопольдо можно разглядеть в одном и том же зеркале. Оба они – сыновья, внуки и политические наследники групп, которым принадлежит экономическая власть в их странах.

Леопольдо Лопес Мендоса – внучатый племянник Эухенио Мендосы, владельца корпорации Cargill, Банка Ла-Гуайра, компании «Венепал» и цементного завода «Венсемос». Он также родственник предпринимателя Лоренсо Мендосы – владельца пивной фирмы Polar, одной из компаний, ведущих экономическую войну против боливарианской революции [4]. Ее собственник, как утверждает журнал Forbes - один из богатейших людей Латинской Америки с личным состоянием примерно в 2,7 миллиарда долларов.

Маурисио Макри – наследник могущественного в Аргентине семейства. Его отец Франко Макри возглавляет одну из важнейших бизнес-групп, которая владеет в Аргентине, Бразилии и Уругвае предприятиями, связанными со строительством, автомобильной индустрией, связью, сбором отходов и пищевой промышленностью. Владения семейства Макри умножились во времена военной диктатуры, позволившей ему присоединить к прежним семи предприятиям еще 39. Включившись в так называемую «контрактную родину», оно вело бизнес с государством, пользуясь особым покровительством тогдашнего президента Центрального банка Доминго Кавалло (тот сидел на почетном месте в день вступления Маурисио в должность президента), превратившего долги сотен частных фирм в государственные.

«РАЗУМНОСТЬ» «НОВЫХ ПРАВЫХ»

Различные комментаторы старались приукрасить этих «новых правых», именуя их «разумными». Но нелишним будет подозрение к источникам этой «разумности».

Уже давно не принято говорить откровенно о конспиративной деятельности разведслужб «гринго» [5]. Во многих странах разоблачалась роль Агентства США по международному развитию (Usaid) и Национального фонда для демократии (NED) как инструментов интервенционизма янки. Политическая паранойя? Историческая «теория заговора»? Продолжим…

Двоюродный брат Леопольдо Лопеса, Тор Арлворссен Мендоса (Thor Harlvorssen Mendoza), основал в 2005 г. неправительственную организацию «Фонд прав человека» (Human Rights Foundation) с местопребыванием в Нью-Йорке; получая финансирование от NED и Usaid, она участвовала в процессах дестабилизации таких стран, как Никарагуа, Боливия, Эквадор, Венесуэла. «Фонд прав человека» получает деньги от финансовых корпораций Black Rock, Citigroup, Goldman Sachs, Bank of America, JP Morgan и других.

Аргентинская журналистка Стелла Кальони в статье, опубликованной в кубинском издании Cubadebate, сообщает, что NED «уличен в участии в перевороте против президента Уго Чавеса в апреле 2002 г., как следует из документов американского правительства, полученных в силу Акта о свободе информации (Freedom of Information Act)». Она пишет также, что «в Венесуэле NED финансирует десятка полтора организаций и политических партий типа «Присоединяйся» (Súmate), «Лидерства и видения», «Образовательной ассамблеи», «Справедливости прежде всего» (Primero Justicia), «Проекта Венесуэла», «Консорциума Справедливость» и прочих».

Что касается Аргентины, Стелла Кальони разоблачает связи NED и Usaid с такими организациями, как Центр за открытость и развитие Латинской Америки (Cadal), Фонд «Свобода расти и расти» (предшественник фонда «Мысль» (Pensar) – кузницы кадров PRO [6]), Центра имплементации публичной политики для равноправия и роста (Cippec), партии «Союз для всех» Патрисии Буллрич (связанной с группой UnoAmérica) и Фонда «Витальные голоса» Лауры Алонсо (получавшей финансирование от «фонда-стервятника» [7] Пауля Зингера).

Союз демократических организаций Америки (UnoAmérica), руководимый Алехандро Пенья Эсклусой, организатором переворота в Венесуэле, подал в комиссию по правам человека ОАГ «обвинение» правительства Эво Моралеса в «преступлениях против человечества». Гильермо Янко, муж Патрисии Буллрич, председательствует в Институте аргентинских исследований (Idear), входящем в Сеть политических партий, принимавшей активное участие в попытках дестабилизации Аргентины, Боливии и Венесуэлы. В фонде «Мысль» участвует также Хулио Сирино, судимый II присутствием Федеральной палаты по обвинению в том, что в годы диктатуры служил под псевдонимом «Хорхе Контрерас» в батальоне № 601 армейской разведки, где был причастен к «бесследному исчезновению» активистов «Монтонерос» [8]. Сирино руководил «Спецгруппой 7» в Центре сбора информации батальона № 601, где имел тесные связи с американским посольством.

Сегодня некоторые из упомянутых персонажей входят в кабинет Макри. Патрисия Буллрич – новоиспеченный министр безопасности, а Лаура Алонсо – шеф Антикоррупционного бюро. Другие входят в «мозговой трест», действующий из-за кулис.

Журналист Эва Голинджер писала, что в 1984 г. Конгресс США создал четыре института, связанных с NED: подразделения обеих партий США – Международный республиканский институт (IRI) и Национальный демократический институт (NDI), – а также Центр по частному предпринимательству (Cipe), для работы среди предпринимателей, и Центр солидарности с профсоюзами [9]. Французский левый журналист Жан-Ги Аллар писал, что в 2002 г. в Венесуэле IRI «занимался откровенной «смазкой» различных античавистских групп. IRI активно участвовал в операциях по поддержке апрельского переворота 2002 г. против президента Уго Чавеса… Он финансировал «Справедливость прежде всего», нынешнюю партию преступника Каприлеса Радонски, соучастника штурма посольства Кубы, впоследствии разоблаченного и официально обвиненного прокурором Данило Андерсоном, который был злодейски убит».

В Аргентине тесные связи с IRI имеет PRO. В 2007 г. Сантьяго О’Доннелл в книге «Argenleaks» писал, что Маурисио Макри, в то время глава правительства Автономного города Буэнос-Айрес, регулярно встречался с сотрудниками посольства США в Аргентине. Макри – как подробно изложено в телеграмме политического консула США Майка Матера – заверял, что его фонд «Расти и расти» совместно с IRI и германским Фондом Конрада Аденауэра работал над подготовкой новых лидеров. Этот фонд дал начало партии «Обязательство для перемен», которая в 2005 г. слилась с партией Рикардо Лопеса Мэрфи, связанной с фондом «Свобода», образовав PRO.

Обвинение, брошенное одним из лидеров PSUV [10] Дьосдадо Кабельо аргентинскому министру иностранных дел Сусане Малькорра, еще витало в воздухе, когда та оказалась замешанной в новом скандале. Стала известна ее роль в сокрытии сексуальных насилий, совершенных военнослужащими миротворческих сил ООН – «голубыми касками» – в Центральноафриканской Республике (ЦАР). Согласно американскому журналу Foreign Policy (номер от 17 декабря), в период, когда Малькорра возглавляла кабинет Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, получили огласку сексуальные насилия, совершенные «миротворцами» из Гвинеи-Конакри, Чада и Экваториальной Гвинеи над малолетними в лагере беженцев в ЦАР. Чтобы помешать этим разоблачениям, нынешний министр иностранных дел Аргентины преследовала шведского чиновника ООН Андерса Компасса, передавшего эту информацию французским властям.

ОТ «НЕТ – АЛКА!» К ТРАНСТИХООКЕАНСКОМУ АЛЬЯНСУ

Десять лет назад, в ноябре 2005 г., в Мар-дель-Плата состоялся исторический саммит, на котором, в продолжение борьбы народных движений всего континента, объединенных требованием «Нет – АЛКА [11]!», президенты, возглавляемые Уго Чавесом и также согласно решению аргентинского и бразильского президентов Нестора Киршнера и Лулы Да Силвы, послали АЛКу ко всем чертям, отвергнув предложенное США соглашение о безоглядном «открытии экономик» латиноамериканских и карибских стран с подчинением своей гегемонии как в экономической, так и в политической и военной сфере.

Это – один из аспектов, которые хотят пересмотреть, используя импульс, данный аргентинским правительством участию в Транстихоокеанском альянсе – на сегодня крупнейшем в истории международном соглашении о «свободной торговле». Это соглашение, как и АЛКА десять лет назад, несет с собой подрыв прав трудящихся на рабочих местах, разрушение местной промышленности, рост безработицы из-за закрытия мелких и средних предприятий, которые не смогут конкурировать с многонациональными. Один из худших аспектов соглашения – глава, посвященная праву на интеллектуальную собственность. Она грозит расширить возможности крупных фармацевтических компаний, поставив под запрет автономные научные исследования и продажу медикаментов на натуральной основе, чтобы расчистить путь продукции корпоративных лабораторий.

КРЕСТОНОСЕЦ И ЕГО КРЕСТЫ

Озабоченность Макри правами человека и его крестовый поход за освобождение Леопольдо Лопеса остались бы неубедительным спектаклем марионеток, если бы крупные СМИ – средства власти и часть ее – не изображали организаторов переворота, коррупционеров и наемных убийц лидерами новой демократии. Не случайно одна из новых мер, изучаемых аргентинским правительством, – выход Аргентины из ТЕЛЕСУР [12].

Но посмотрим, в каких «демократических формах» крестоносец управляет Аргентиной. За первые пятнадцать дней своего предпринимательского правления, еще не успев воспользоваться первым положенным президенту отпуском, он принялся решать первостепенные вопросы путем «декретов по необходимости и срочности». Например, провел антиконституционное назначение двоих судей Верховного Суда, перепрыгнув через необходимую процедуру согласования с Сенатом (тут ему затем пришлось сделать шаг назад). Также декретом он изменил функции Федерального управления служб аудиовизуальной коммуникации (Afsca), созданного по Закону о службах аудиовизуальной коммуникации для регулирования коммуникационной монополии, и Федерального управления технологии информации и коммуникаций (Aftic), подчинив оба этих самостоятельных органа министерству коммуникаций. Таким же образом он объявил о пересмотре контрактов с госслужащими, снял ограничения на обмен валюты, ввел «свободное плавание» песо к доллару, отменил ограничения на экспорт продукции сельского хозяйства и промышленности, заявил о предстоящей отмене или сокращении субсидий на воду, электричество, транспорт. Это будет означать новый рост внешнего долга и грубую перекачку ресурсов к привилегированным кругам деревни и города.

Еще не смолкло эхо поединка на саммите МЕРКОСУР и требований Макри к Венесуэле «уважать права человека», когда протест работников аргентинского птицеводческого предприятия Cresta Roca, перекрывших часть шоссе, был «разрешен» их насильственным разгоном жандармерией. Эти действия наглядно демонстрировали то, что объявлялось в те дни: новый декрет, вводивший «национальное чрезвычайное положение по безопасности», создание «Комитета по человеческой безопасности» для противостояния социальному протесту. «Никакой толерантности к пикетчикам», – провозгласил Маурисио Макри. Речь идет о политике, лишающей нас права защищать свои права и предвещающей усиление репрессивных мер, чтобы держать в узде ответные выступления аргентинского народа.

БЕЗОПАСНОСТЬ – ДЛЯ КОГО?

В конце минувшего года Аргентину потрясли два события. Первое – побег из тюрьмы высшей безопасности троих заключенных, осужденных за тройное преступление в нашумевшем деле о торговле эфедрином. «Случайно» (и к удовлетворению критиков правительства) один из недавних беглецов ранее оказал большую услугу избирательной кампании Макри, обвинив в подстрекательстве к преступлению Анибала Фернандеса, бывшего главу кабинета Кристины Фернандес де Киршнер. На тот момент Анибал Фернандес баллотировался на пост губернатора провинции Буэнос-Айрес. Сторонники правительства и оппозиционеры обвиняют друг друга в секретных операциях по выходу этих мафиози на свободу.

Это событие, а также темный эпизод, когда вначале сочли, что нашлась Клара Анаи, внучка Чичи Мариани (похищенная военными в годы диктатуры) [13], а затем это опровергалось в ходе запутанной системы интриг, заставляют думать, что спецслужбы активно вмешиваются в политику власти, не гнушаясь ничем. Ясно, что центральный тезис «партии порядка» – «Даешь безопасность! – имеет в виду интересы не большинства, а элит. Как добиваются освобождения Леопольдо Лопеса в Венесуэле, так же устраивают побег из заключения сынкам сильных мира сего в Аргентине.

НАРОДЫ СОПРОТИВЛЯЮТСЯ

Несмотря на все перевороты и контрперевороты, наши народы продолжают бороться. В Аргентине почти ежедневно происходят выступления в защиту различных завоеваний, прав, достижений. В Венесуэле общество бьет тревогу, чтобы отстоять и укрепить социализм, зарождающийся в коммунах.

Предстоящие месяцы будут важными. Они покажут, в скольких странах континента сможет взять верх политика преодоления сектантства и догматизма, чтобы как на национальном, так и на континентальном уровне прийти к необходимому диалогу и, исходя из стратегических критериев, склонить баланс в пользу народов.


Пояснительные примечания переводчика:

1 MERCOSUR – испанская аббревиатура названия крупнейшего интеграционного блока стран Южной Америки, в который входят Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай, Венесуэла и Боливия. Создан в 1991 г. в контексте неолиберальных реформ (отсюда название – «Обший рынок Юга»), но с началом «левого поворота» в большинстве стран-членов наполнился прогрессивным содержанием. 
2 Речь идет о положении уставных документов ряда межамериканских организаций, допускающем вмешательство в дела суверенных стран в случае установленного в них этими организациями «нарушения демократии». – Здесь и далее примечания переводчика.
3 “Cambiemos” (буквально значит: «Давайте изменимся» – нечто вроде печально знаменитого рефрена перестройки: «Мы ждем перемен») – предвыборный блок, кандидат которого М. Макри 22 ноября 2015 г. был избран президентом Аргентины с перевесом всего в полтора процента голосов.
4 “Polar” – не просто пивоваренное предприятие, а корпорация монополистического типа, контролирующая значительную часть пищевой промышленности и сеть супермаркетов, что и позволяет ей систематически саботировать продовольственное снабжение Венесуэлы.
5 «Гринго» – одно из прозвищ североамериканцев в Латинской Америке, более враждебное, чем «янки».
6 PRO – аббревиатура от названия партии М. Макри «Propuesta Republicana» – «Республиканское предложение» (буквальное значение аббревиатуры – «ЗА»), возглавившей на выборах 2015 г. блок “Cambiemos”.
7 «Фонды-стервятники» (fondos buitres) – популярное в Аргентине название корпораций, занимающихся скупкой за бесценок долговых обязательств стран, переживающих дефолт, а затем предъявляющих этим странам разорительные, чисто ростовщические притязания. Скупив у Аргентины во время дефолта 2001-2002 гг. обязательства не более чем на 7% ее внешнего долга, «стервятники» отказались признать соглашение о реструктуризации задолженности, достигнутое правительствами Н. Киршнера и К. Фернандес с абсолютным большинством кредиторов. После многих лет непризнания притязаний «стервятников» мировым сообществом, в последние годы судебные инстанции США пошли им навстречу, что способствовало дестабилизации положения в Аргентине и других странах «левого поворота».
8 «Монтонерос» (от испанского слова «monton» – «куча») – во времена гражданских войн XIX в. в ряде стран Латинской Америки название отрядов ополченцев. В Аргентине 70-х гг. XX в. так называлась военно-политическая организация левого крыла хустисиалистского (перонистского) движения, составлявшего ядро рабочего движения. После военного переворота 1976 г. «Монтонерос» и другие левые организации подверглись кровавому разгрому. С «Монтонерос» связано начало политической деятельности будущих президентов Нестора Киршнера и Кристины Фернандес. 
9 Подробнее см.: Голинджер Э. Код Чавеса. 
10 PSUV – испанская аббревиатура правящей Объединенной социалистической партии Венесуэлы.
11 ALCA – испанская аббревиатура «Зоны свободной торговли Америк» – проекта создания политико-экономического мегаблока в масштабе Западного полушария, выдвинутого США в 1994 г.
12 TELESUR – единая радиотелевизионная компания ряда стран Латинской Америки, созданная по инициативе Уго Чавеса.
13 Речь идет о преступной практике похищения малолетних детей политзаключенных и «бесследно исчезнувших», т.е. замученных и убитых спецслужбами хунты, людей. Дети передавались на воспитание в семьи военных и других «благонадежных». В годы правления Н. Киршнера и К. Фернандес многие из них уже взрослыми были найдены, в том числе усилиями общественной организации родственников погибших – «Матери майской площади» (ныне – «Бабушки Майской площади»), а виновники убийств и похищений осуждены. Ныне правительство Макри приступило к реабилитации палачей.