Почему Венесуэла готовится к самым масштабным военным учениям?

20-21 мая в Венесуэле пройдут самые масштабные в ее истории военные учения под названием «Независимость-2016». К чему готовится Боливарианская республика? Как подчеркивают президент Н. Мадуро, министр обороны В. Падрино, другие венесуэльские лидеры, – к отпору внешней интервенции. Для таких опасений есть все основания.

В майских учениях примут участие 519 тысяч военных. Для 27-миллионной Венесуэлы это огромная цифра. Будет задействован практически полный состав военнослужащих – все девятнадцать бригад Боливарианских вооруженных сил, включая военно-воздушные. Также подключатся силы ополчения и полиции. Учения будут носить общенациональный характер.

Фактически объявлена всеобщая тревога и учения проводятся в режиме всеобщей мобилизации. Почему?

Непосредственным импульсом к решению о беспрецедентных маневрах, по словам самих венесуэльских руководителей, послужил вашингтонский слет «ястребов» во главе с колумбийским экс-президентом А. Урибе и испанским экс-премьером Х.М. Аснаром. Оба «бывших» уже многие годы занимаются экспортом контрреволюции в Венесуэлу и другие страны региона. Теперь к ним присоединился Л. Альмагро – генсек Организации американских государств, прозванной в свое время «министерством колоний США». Вся компания публично призвала ввести в Венесуэлу «многонациональные силы» для «защиты» оппозиции, которой никто не угрожает. А спустя несколько дней лидер «умеренной» оппозиции Э. Каприлес Радонски призвал венесуэльских военных свергнуть конституционную власть.

Конечно, боливарианские вооруженные силы категорически отвергают такие призывы и намерены защищать законную власть. Но у фашиствующих кругов колумбийской и траснациональной олигархии есть и собственная армия. Альваро Урибе считают теневым командующим десятков, если не сотен, тысяч «парамилитарес», известных также как «эскадроны смерти»; под следствием по обвинению в руководстве одним из «эскадронов» находится родной брат экс-президента. Часть «парамилитарес» уже заброшена в Венесуэлу и совершает там террористические акты, приписываемые буржуазными СМИ уголовникам. Большая же часть ждет приказа по другую сторону границы. Это – ударная сила потенциального переворота и/или интервенции.

Судя по всему, от плана внутриполитической дестабилизации, которого оппозиция хотя бы внешне придерживалась до сих пор, по согласованию с «великим северным соседом» (прямая команда дана недавно со страниц «Вашингтон пост») решено перейти к насильственному сценарию, предусматривающему внешнюю интервенцию.
Надо признать: момент выбран весьма удачный. Левые силы региона сейчас серьезно ослаблены. Реакция пришла к власти в Аргентине, выиграла конституционный референдум в Боливии и лидирует на выборах в Перу, рвется к безраздельной власти в Колумбии. Эквадору меньше чем за год до выборов пришлось заняться еще и ликвидацией последствий разрушительного землетрясения. А несколько дней назад произошел государственный переворот в Бразилии – крупнейшей стране региона, выступавшей главным партнером Венесуэлы по интеграционному блоку МЕРКОСУР. Сейчас организация УНАСУР (Союз наций Юга), своего рода коллективный механизм 12 государств Южной Америки по защите политического и экономического суверенитета, разрабатывает комплекс мер в отношении Бразилии. Если именно теперь начнет осуществляться интервенция в Венесуэлу, защитникам суверенитета и конституционного порядка придется рассредоточить силы на «два фронта», что может серьезно ослабить эффективность работы.

Возможно, угроза интервенции в Венесуэлу – часть информационной войны, маневр, призванный отвлечь внимание политиков и общественности от событий в Бразилии, а также оказать психологическое давление на официальный Каракас в расчете заставить закрыть глаза на нарушения законности при сборе оппозицией подписей за референдум об отзыве президента Мадуро. А это означало бы фактически смириться и с фальсификацией в пользу оппозиции итогов предстоящего голосования, прежде всего в тех штатах, где та возглавляет местную власть или где орудуют «парамилитарес».

Так или иначе, реакция боливарианской Венесуэлы на угрозу вторжения – далеко не голый алармизм. Планы венесуэльской реакции (равно как бразильской, аргентинской и прочей, главное же – зарубежных дирижеров всего «оркестра») явно не ограничиваются заменой президентов и правительств, а предусматривают террористический разгром левых сил, ликвидацию всех социальных и политических завоеваний.

Как показал еще в 70-е гг. опыт Чили и других стран, для достижения столь масштабных целей правым мало победить на выборах или референдуме – требуется насильственный переворот с косвенной или прямой интервенцией «союзников». Рано или поздно это может стать реальностью, и понятно, что Венесуэла в срочном порядке готовится к этой угрозе.

ИСТОЧНИК