Выборы в Молдавии: заключенные против олигарха

13 ноября в Молдавии состоится второй тур президентских выборов. В нем будут участвовать кандидат от Партии социалистов Игорь Додон и единый кандидат от либеральных сил Майя Санду. В первом туре выборов, прошедшем 30 октября они набрали наибольшее количество голосов избирателей: Додон – 48%, Санду – 38%. Оба кандидата заявляют, что намерены бороться с олигархом Владимиром Плахотнюком, который фактически контролирует власть в стране. Ключевые различия в их программах: Додон предлагает победить Плахотнюка, чтобы в дальнейшем идти на сближение с Россией. Санду уверена, что будущее Молдавии должно быть связано с Евросоюзом. Однако в последние дни перед вторым туром и лидер социалистов, и лидер правой оппозиции отчего-то упорно не замечают тех, кто больше всего пострадал от государственных органов, подконтрольных главному олигарху страны, - местных политических заключенных.

 

КРАСНЫЕ ПОЛИТЗЕКИ

До 2014-го года власть в стране фактически была поделена между двумя олигархическими кланами – один возглавлял зампредседателя Демократической партии, владелец нескольких общенациональных телеканалов и партнер по бизнесу Петра Порошенко олигарх Владимир Плахотнюк. Другой – владелец нескольких компаний, премьер-министр страны с 2010 по 2013 годы Владимир Филат. Пока оба клана боролись между собой за главенство, в Молдавии достаточно спокойно могли существовать политические организации различных идейных оттенков. В ноябре 2014-го разразился коррупционный скандал: выяснилось, что через три коммерческих банка в оффшорные структуры был выведен 1 миллиард долларов из резервов Национального банка. За три месяца национальная валюта лей почти в два раза подешевел по отношению к доллару. «Кража века», как называют произошедшее в Молдавии, вызвала волну экономических проблем в стране. Само правительство на тот момент представляло собой коалицию – компромисс между кланами. Часть министерств контролировались кланом Филата, министрами являлись члены его Либерально-демократической партии, часть – Демпартией Плахотнюка. Совпадение или нет, но в конце того же ноября в стране впервые за ее современную историю появляются первые политические заключенные: активисты левацкой организации «Антифа Резист» были арестованы правоохранительными органами по обвинению в подготовке вооруженного захвата власти. До того в Молдавии не было возбуждено ни одного уголовного дела в отношении граждан, пропагандирующих альтернативную государственной идеологию.

«Антифа Резист» возникла весной 2014-го, в качестве реакции местных левых активистов на украинские события. Активисты организации успели провести несколько акций возле посольства Украины в Кишинёве, но к осени она почти перестала функционировать. Тем не менее, были арестованы семеро человек, входивших в её ряды. С громкими заявлениями выступали генеральный прокурор Виорел Морарь, заместитель генерального инспектората полиции Георгий Кавкалюк и лидер либерал-демократов Владимир Филат. Телеканал Владимира Плахотнюка Publika TVтранслировала сюжеты о том, как антифашисты готовились захватить власть. Эту же тему раскручивали другие медиа Плахотнюка. В апреле 2015-го, проведя в СИЗО №13 Кишинёва 5 месяцев, под домашний арест были переведены главные обвиняемые по «делу «Антифа» Павел Григорчук и Михаил Амерберг. Их дело передавалось из одной инстанции в другую, из одного района Кишинёва в другой. Начавшийся, в конце концов, суд продолжается по сей день – заседания происходят не чаще раза в месяц.

В сентябре 2015-го возникло новое уголовное дело в отношении левых. 6 сентября протестовавших возле здания Генеральной прокуратуры сторонников и членов «Красного блока» арестовали полицейские. Лидером протестовавших был Григорий Петренко, дело получило в прессе название «Дело группы Петренко». В числе арестованных снова оказались Амерберг и Григорчук. Их обвинили в организации и участии в массовых беспорядках. По версии правоохранительных органов леваки пытались ворваться в Генеральную прокуратуру и захватить её. Всех семерых отправили в СИЗО №13. На этот раз в дело вмешались европейские левые – Григорий Петренко, помимо прочего, почетный член Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Депутаты от парламентских партий левого толка из Евросоюза участвовали в судебных заседаниях на стороне защиты. В итоговом отчете за 2015-ый год, касающемся Молдавии, Госдепартамент США признал «группу Петренко» политическими заключенными – единственными политзаключенными в стране. Через шесть месяцев пребывания в тюрьме леваков перевели на домашний арест, а затем освободили под судебный надзор, ограничив в правах – в частности, им не разрешается участвовать в массовых публичных акциях. Павел Григорчук в разговоре со мной признался, что не ждет от суда справедливого решения. «Все суды в нашей стране, контролируются Плахотнюком. Мы выступали именно против узурпации власти Плахотнюком. Это уголовное дело – его месть нам. Пока он у власти, никаких справедливых решений суд не вынесет», - уверен Григорчук.

Осенью этого года начались гонения на главного адвоката «группы Петренко» - Анну Урсаки. Полиция обвинила ее в причастности в убийству 19-летней давности. Телеканалы Плахотнюка показали сюжеты, представляющие её, как «адвоката дьявола». Урсаки пришлось покинуть Молдову, где против неё было возбуждено уголовное дело. 8 ноября в защиту Урсаки выступила посол Германии в Кишинёве Ульрике Кнотц.

 

ФИНАНСОВЫЕ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ

Подчинить себе полностью государственный аппарат Владимир Плахотнюк смог, свалив всю ответственность за «Кражу века» на своего оппонента Владимира Филата. Как рассказывают источники близкие к политической элите Молдавии, между двумя олигархами был достигнуты договоренности – они должны были извиниться друг перед другом публично за совершенные ранее словесные нападки. Посредниками в этих договоренностях стали западные дипломаты. Филат действительно публично извинился на местном телеканале. А в ответ… прокуратура, которая контролировалась Плахотнюком, возбудила уголовное дело в отношении Филата. Лидер либерал-демократов был обвинен в организации «Кражи века». Судьба его, по молдавским меркам, – следствия и суды могут тянуться там годами – решилась очень быстро. 15 октября 2015-го года он был арестован по ордеру Генеральной прокуратуры прямо на заседании парламента. А уже 27 июня этого года кишинёвский суд приговорил его к 9 годам лишения свободы. Причем, рассмотрение дела в суде происходило в закрытом режиме. Это возмутило даже оппозиционных депутатов от Партии социалистов. Они назвали суд и его решение «расправой», попыткой «все повесить на одного Филата».

После ареста лидера либерал-демократов Владимир Плахотнюк фактически стал единственным реальным главой страны. Зимой 2015-2016 в Кишинёве происходили протесты совместно правой и левой оппозиции именно против узурпации власти Плахотнюком. Протестующие даже захватили 20 января здание парламента, но их лидеры, среди них был и Игорь Додон, призвали к спокойствию, уговорили покинуть парламент и в дальнейшем протесты пошли на спад. Весной Конституционный суд вынес решение о проведении прямых президентских выборов (первых с 1996-го года, с 2000-ого президента избирал парламент). Желание занять президентский пост, несмотря на то, что он имеет по большей части представительские функции, а реальная власть сконцентрирована у парламентского большинства, раскололо единую лево-либеральную оппозицию.

Между тем, 25 июля этого года украинскими властями по запросу молдавских правоохранительных органов был задержан бизнесмен Вячеслав Платон. С августа он сидит в СИЗО №13. Платон был одним из богатейших людей Молдавии в свое время и, как считается, одним из соорганизаторов «Кражи века». Но в последствие из-за конфликта с Плахотнюком был вынужден покинуть Молдавию и осел на Украине. Он успел передать часть документов, касающихся «Кражи века» правоохранительным органам США – они ведут своё расследование этого дела. Сегодня Платон пишет открытые письма из тюрьмы, обличая режим Плахотнюка и предсказывая ему скорую гибель. В своем последнем открытом письме из подвальной камеры №123 (Павел Григорчук в свое время сидел то же в этой же камере) Платон возлагает надежды на кардинальные изменения в стране на Додона и Санду. «И И.Додон, и М.Санду – молодые политики, которые планируют надолго задержаться в молдавской политике, как минимум лет на 20. А это значит, независимо от результата выборов, если новый президент не изгонит из страны самого ненавистного для всех человека - Плахотнюка, то он, президент, начнет стремительно терять поддержку населения Молдовы. – Цитирует письмо Платона сообщество «Вячеслав Платон: за свободную Молдавию» в Facebook. – Так что у будущего президента, избранного народом и являющегося единственной легитимной ветвью власти в стране, нет другого выхода, кроме как вступить в жесткую конфронтацию с зарвавшимся олигархом. Ведь любое его промедление, либо неактивная позиция, возбудит обвинение в продажности и подкупленности. А это мгновенная политическая смерть».

В то же время Павел Григорчук, суд над которым продолжается и по «делу Антифа» и «делу группы Петренко», уверен, что предстоящие 13 ноября выборы ничего не изменят. «И Санду, и Додон – марионетки Плахотнюка. Кто бы из них не победил, проиграет молдавский народ, олигарх выиграет в любом случае. Освободить страну от олигархического режима можно только с помощью массовых выступлений граждан», - считает Григорчук.