Члены Коммунистической партии Польши осуждены за пропаганду коммунизма

Четверо активистов Коммунистической партии Польши (КПП) были осуждены 31 марта 2016 года судом города Домброва Гурнича за пропаганду коммунистической идеологии в газете «Brzask» и на сайте партии. Они были приговорены к 9 месяцам ограничения свободы с принудительным привлечением к общественным работам и выплате штрафов. Об этом сообщается в обращении КП Польши, которое было опубликовано на ресурсе SolidNet.

Этот провокационный приговор, — как пишут польские коммунисты, — был вынесен в рамках упрощённой процедуры (без присутствия всех заинтересованных сторон, — так, как это практикуется в случаях, когда вина обвиняемого не вызывает сомнений). Суд не использовал стандартную процедуру принятия решения и вынес приговор, исходя только из позиции обвинения, в то время, как сами обвиняемые были лишены возможности защищать себя.

Осуждённые уже выразили протест против решения суда с требованием проведения справедливого судебного разбирательства.

Активисты КПП были обвинены в нарушении параграфа 1 статьи 256 польского Уголовного кодекса:

«Лицо, публично поддерживающее фашистскую или иную тоталитарную систему или возбуждающее ненависть на основе национальных, этнических, расовых или религиозных различий или по причине отсутствия какого-либо вероисповедания, может быть приговорено к штрафу, наказанию в виде ограничения свободы или наказанию в виде лишения свободы на срок до двух лет».

Сообщается, что дело было начато по заявлению (фактически — доносу, как указывают польские товарищи), сделанному Бартошем КОВАЛЬСКИ – депутатом от партии «Право и справедливость» (ПиС) в 2013 году. Тогда прокурор отказался его рассматривать. Однако в 2015 году дело было возобновлено и набрало обороты после выборов, выигранных ПиС.

31 декабря 2015 года областная прокуратура города Катовице передала дело в областной суд Домброва Гурнича. Сторона обвинения заявила, что активисты «публично продвигали тоталитарную систему» путём публикации в газете «Brzask» статей, «непосредственно связанных с коммунистической системой и марксизмом-ленинизмом, которые в контексте исторического опыта противоречат демократическим ценностям».

До того в Польше уже предпринимались попытки изменить данную статью, добавив туда запрет на коммунистическую символику, но они была встречены протестами как в Польше, так и за рубежом. 19 июля 2011 года поправки были отменёны Конституционным судом, провозгласившим их противоречащими принципу свободы слова. В этом смысле, вынесенный судом Домброва Гурнича приговор вновь возвращает польское общество к событиям пятилетней давности, и мало что является очередной попыткой отождествить коммунизм с фашизмом — он является попыткой полного запрета коммунистической деятельности в Польше, попыткой запрета марксистской идеологии на фоне зримого «правого реванша» в польской политике.

Примечательно в этой связи, что сначала обвинение было выдвинуто, а теперь и приговор вынесен в отношении членов вполне легальной польской политической партии, не скрывающей своей приверженности идеям коммунизма и открыто участвующей в польской политической жизни.

Более того, в то время, как членам редакции «Brzask» был вынесен приговор, неофашисты из Национально-радикального лагеря (ONR) свободно провели демонстрацию в Белостоке, посвящённую празднованию 82-летия их организации. Во время демонстрации, помимо «Фаланги«, своего партийного символа, они несли над головами факелы и обещали «покончить» с политическими противниками, вполне оправдывая своё фашистское прошлое (довоенный ONR активно прибегал к политическому насилию, включая антисемитские погромы и нападения на демонстрации левых сил) и неофашистское настоящее. Несмотря на это, Министерство обороны не отказывается от намерения вооружить неофашистов в рамках создаваемой в Польше системы территориальной обороны.

Польские коммунисты напоминают и о ряде оправдательных судебных приговоров и иных положительных правовых решений польских властей, вынесенных в отношении крайне-правых.

Как считают авторы обращения, это дело имеет важное значение и в контексте политизации прокуратуры  — за счёт её подчинения министру юстиции Збигневу ЗЁБРО из ПиС, одновременно являющемуся теперь и Генеральным прокурором.

Немаловажно, что приговор, осуждающий польских коммунистов, был принят в то самое время, когда польский парламент проголосовал за закон «О запрете пропаганды коммунизма», который требует от местных властей изменить названия улиц и других объектов, так или иначе связанных с социалистическим прошлым Польши, что расценивается коммунистами как атака на традиции польского рабочего движения, как попытка переписать историю в угоду националистическим кругам. Институт национальной памяти создаёт реестр и требует от местных властей ликвидации памятников советским солдатам и других памятников, связанных с коммунизмом.

В заключении обращения КПП говорится, что «правительство и класс буржуазии обманывают себя», если они считают, что коммунисты Польши будут напуганы этими антикоммунистическими преследованиями или что антикоммунистическая кампания принесёт ожидаемый результат.

«Меры против коммунистов, — пишут польские товарищи, — идут рука об руку с усилением варварской антинародной политической линии правительства и ЕС. Очень важно, чтобы солидарность с КП Польши, которая действует в сложных условиях, и поддержка преследуемых коммунистов была выражена массово и решительно в настоящее время путём протестов у посольств Польши в каждой стране, движениями солидарности и так далее».

***

В середине апреля европарламентская группа КП Греции внесла официальный запрос относительно антикоммунистических гонений в Польше, где, в частности, сказано:

«Польские власти демонстративно уже на протяжении многих лет запрещают коммунистическую символику, а теперь приговаривают коммунистов к тюремному заключению, взывая к «демократическим ценностям». Подобные антикоммунистические судебные преследования, запреты компартий ведутся и в других государствах-членах ЕС при открытой поддержке ЕС, который возвёл антикоммунизм в официальную идеологию, идущую рука об руку с эскалацией антинародных нападок. Теперь каждый может понять, что именно означают воззвания ЕС о «ценностях свободы и демократии».

Запрос греческих коммунистов завершается принципиальным вопросом:

«Входит ли в «ценности» ЕС запрет и преследование коммунистической идеологии, криминализация коммунистических идей и деятельности коммунистов властями и правительством Польши?».

Александр УЛЬЯНЫЧЕВ, Left.BY