Выступление Ю. А. Гагарина

Дорогие товарищи, уважаемые гости!

Многие интересуются моей биографией. Как я читал в газете, нашлись несерьезные люди в Соединенных Штатах Америки, дальние родственники князей Гагариных, которые считают, что я какой-то их родственник. Но могу их разочаровать. Они поступили несерьезно и несолидно. Я простой советский человек. Родился я 9 марта 1934 года в семье колхозника. Место рождения – Смоленская область, Гжатский район. Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал. Родители мои до революции – крестьяне-бедняки. Мой дедушка тоже был крестьянин-бедняк, и никаких князей среди нас нет. Я выражаю сожаление этим знатным «родственникам», но придется их разочаровать.

Учился я в школе, в ремесленном училище в городе Люберцы Московской области, затем поступил учиться в Саратовский индустриальный техникум по специальности формовщика-литейщика. Но давнишней моей мечтой было стать летчиком, хотелось летать. По окончании техникума в 1955 году одновременно окончил курсы при Саратовском аэроклубе, после чего был принят в Оренбургское авиационное училище, которое окончил в 1957 году и получил специальность военного летчика-истребителя. Служил в одной из частей Вооруженных Сил Советского Союза.

 

Я совершил полет во имя нашей Родины, во имя всего советского героического народа, во имя Коммунистической партии Советского Союза и ее ленинского Центрального Комитета.

 

По моей убедительной просьбе был включен в состав кандидатов в космонавты. Отбор этот прошел и, как видите, стал космонавтом. Прошел соответствующую подготовку, программа которой была разработана нашими учеными и о которой очень подробно рассказал президент Академии наук. Технику изучил хорошо и был готов к космическому полету.

Я очень счастлив, безмерно благодарен нашей Партии, нашему Правительству, что мне доверили этот полет. Я совершил его во имя нашей Родины, во имя всего советского героического народа, во имя Коммунистической партии Советского Союза и ее ленинского Центрального Комитета.

 

 

Перед полетом чувствовал себя очень хорошо, превосходно, был полон уверенности в успешном исходе этого полета. Техника очень хорошая, очень надежная, и я, и все мои товарищи, ученые, инженеры и техники – все мы не сомневались в успехе этого космического полета.

В полете самочувствие также было превосходным.

На активном участке, при выводе, действие перегрузок, вибрации и других нагрузок не влияло гнетуще на мое состояние и позволяло мне работать плодотворно, согласно той программе, которая была задана на полет.

После вывода на орбиту, после разделения с ракетой-носителем появилась невесомость. Сначала это чувство было несколько непривычным, хотя и раньше, до этого, я испытывал кратковременное воздействие невесомости. Но я вскоре к этому состоянию невесомости привык, освоился с этим состоянием и продолжал выполнять ту программу, которая мне была задана на полет. По моему субъективному мнению, воздействие невесомости не сказывается на работоспособности организма, на выполнении физиологических функций.

В процессе всего полета я вел плодотворную работу по программе. При полете принимал пищу, воду, поддерживал непрерывную радиосвязь с Землей по нескольким каналам как в телефонных, так и в телеграфных режимах. Я наблюдал за работой оборудования корабля, докладывал на Землю и записывал данные в бортжурнал и на магнитофон. Самочувствие в течение всего периода состояния невесомости было отличным, работоспособность сохранилась полностью. Затем по программе полета в определенное время была дана команда на спуск. Была включена тормозная двигательная установка и взята та скорость, которая необходима для спуска корабля на Землю. Произошел спуск на Землю, который был предусмотрен программой полета, и я с радостью встретил на Земле наших родных советских людей. Приземление произошло в заданном районе. Хочу несколько рассказать вам о наблюдениях, которые я проводил, будучи в космосе.

Земля с этой высоты — 175—300 километров — просматривается очень хорошо. Вид поверхности Земли примерно такой же, как мы можем наблюдать при полете на больших высотах на реактивных самолетах. Очень хорошо различимы крупные горные массивы, большие реки, большие лесные массивы, береговая линия, острова. Очень хорошо видны облака, покрывающие земную поверхность, тени от этих облаков на земной поверхности. Небо имеет совершенно черный цвет. Звезды на этом небе выглядят несколько ярче и четче видны на фоне этого черного неба. Земля имеет очень характерный, очень красивый голубой ореол. Этот ореол очень хорошо просматривается, когда наблюдаешь горизонт, плавный переход от нежно-голубого цвета через голубой, синий, фиолетовый и совершенно черный цвет неба. Очень красивый переход.

При выходе из тени попало Солнце, и оно просвечивало через земную атмосферу. И здесь этот ореол принял немного другой цвет. У самой поверхности, у самого горизонта земной поверхности можно было наблюдать ярко-оранжевый цвет, который затем переходил во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому и черному цвету неба.

Вход в тень Земли осуществляется очень быстро. Сразу наступает темнота, и ничего не видно. На земной поверхности в это время я ничего не наблюдал, ничего не было видно, так как, очевидно, я проходил над океаном. Если бы были большие города, то, вероятно, были бы видны огни.

 

Первый самолет, первый спутник, первый космический корабль и первый полет человека в космос — вот этапы большого пути моей Родины к овладению тайнами природы.

 

Звезды наблюдаются очень хорошо. Выход из тени Земли также осуществляется очень быстро и резко.

Воздействие факторов космического полета, так как я был подготовлен вполне, перенес очень хорошо. В настоящее время чувствую себя прекрасно.

Я очень признателен нашим советским конструкторам, инженерам и техникам, всему советскому трудовому народу, который создал этот замечательный корабль «Восток», его замечательное оборудование, замечательно мощную ракету-носитель, которая позволяет выводить такие громадные корабли на орбиту.

Я безмерно рад, что моя любимая Отчизна первая в истории человечества проникла в космос. Первый самолет, первый спутник, первый космический корабль и первый полет человека в космос — вот этапы большого пути моей Родины к овладению тайнами природы. К этой цели наш народ вела и уверенно ведет ленинская Коммунистическая партия.

На каждом шагу своей учебы, жизни и работы — в ремесленном училище, в индустриальном техникуме, в аэроклубе, в авиационном училище — я постоянно ощущал заботу и внимание родной партии, членом которой и сыном я являюсь. Мне особенно хочется отметить ту любовную человеческую заботу, которая проявляется в Советском Союзе к простым людям со стороны Центрального Комитета партии, Советского правительства.

Свой полет мы посвятили героическому советскому народу, нашему Правительству, родной Коммунистической партии и XXII съезду Коммунистической партии.

Летать мы думаем много, уверенно и покорять космическое пространство по-настоящему. Всегда рады успехам в развитии науки в других странах, рады приветствовать в космосе космонавтов других стран. Мы желаем им хороших успехов в мирном освоении космоса и хотим сотрудничать вместе с ними в мирном использовании космического пространства.

Лично я еще хочу много летать в космос. Летать мне понравилось. Хочу слетать к Венере, к Марсу, по-настоящему полетать.