Пятеро и Орландо

На этой неделе нашей редакции выпала честь принимать у себя в гостях настоящих героев нашего времени – всю «Пятерку» кубинских борцов с терроризмом, защищавших свою страну от готовившихся на территории Флориды атак и сохранивших верность своим принципам на протяжении долгих лет заключения в тюрьмах США.

Антонио Герреро, нашему лауреату, мы вручили премию «Слово к народу». Антонио заявил, что принимает ее от имени всей «Пятерки». А Херардо Эрнандес передал газете значок, разработанный «Пятеркой» в тюрьме и ставший символом солидарности и борьбы за справедливость и за свободу Пятерых, подчеркнув, что делает это с особой теплотой в знак благодарности за усилия «Советской России» в борьбе за освобождение «Пятерки».

Кубинские герои приехали в нашу страну в особые дни, когда отмечается годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Их присутствие в Москве в момент, когда мы вспоминаем советских героев, отстоявших Советский Союз, представляется особенно символичным. Они действовали в разное время и на разных фронтах, но с одинаковой целью – защиты родины. Неслучайно в интервью нашей газете Антонио говорил о том, что его поколение было воспитано на подвиге советского народа.

Сам факт своего участия в торжествах по случаю Дня Победы, а также встречи на высоком уровне, которые у них состоялись в ходе визита, кубинцы рассматривают как свидетельство крепости уз дружбы, связывающие Россию и Кубу. О праздновании Дня Победы, свидетелями которого они стали в Москве, кубинские герои говорят с огромной теплотой и восхищением. Конечно, их впечатлил парад на Красной площади, за которым они наблюдали с трибун, а также «любовь, с которой народ чтит память тех, кто отдал жизнь, пожертвовал собой в борьбе с фашизмом, и тех, кто вернулся с поля боя, приложив большие усилия для того, чтобы победить». «Эти усилия и самопожертвование были не только во имя Советского Союза, они были принесены во имя всего человечества. Без них сегодняшний мир был бы совсем другим», – подчеркнул Фернандо Гонсалес. Особо кубинцы отмечают участие в торжествах молодежи как подтверждение того, что патриотические традиции живы.

Сама Куба празднует и 9 Мая, и 7 Ноября. «Вы можете быть убеждены, что мы знаем, кто победил фашизм, мы знаем, какой подвиг вы совершили, чтобы победить в этой войне. Знаем, что это значило для человечества. И мы сделаем так, чтобы наши дети, наши внуки и правнуки это тоже знали. Мы не считаем, что социализм можно построить на неграмотности», – заявил Рене Гонсалес. По его признанию, для кубинцев забыть подвиг советских солдат, которые в том числе отдали жизнь в борьбе за Кубу, значило бы предать самих себя.

Разговор с представителями Острова свободы коснулся и актуальных тем кубинской политики. Изменение политики США в отношении Кубы, о котором заявил президент США в декабре 2014 года, восстановление дипломатических отношений и недавний визит Барака Обамы на остров породили и спекуляции на тему «разворота» Кубы в сторону США, и опасения у друзей Острова свободы относительно угроз, которые неизбежно влечет за собой сближение с янки.

И тут важно было убедиться, что на все маневры США кубинцы смотрят абсолютно трезво. «Мы прекрасно знаем, что интерес США остается прежним – овладеть Кубой, – говорит Рамон Лабаньино. – Мы себя не обманываем, мы отдаем себе отчет в том, что изменение американской политики – это просто изменение формы для достижения одной и той же цели». Если момент таков, что не позволяет действовать силой оружия, США пытаются добиться своего деньгами и пропагандой. «Мы понимаем, что это вызов», – говорит Рамон. Никаких иллюзий насчет США у кубинцев нет: «США сближаются только с одной целью: овладеть тобой или разрушить тебя». «Думаю, что на этом пути мы должны помнить опыт и Советского Союза, и всех дружественных нам латиноамериканских стран», – отметил Рамон. Он также напомнил о том, что блокада Кубы Соединенными Штатами так и не отменена, компании, которые ведут дела с Кубой, подвергаются санкциям и штрафам, военно-морская база в Гуантанамо продолжает существовать, США продолжают выделять средства для финансирования подрывной деятельности внутри Кубы. «Мы всегда будем бдительными и осторожными в каждом шаге, который будем предпринимать в отношениях с Соединенными Штатами. Наша цель – укреплять наш социализм, не допустить возврата в прошлое, отката к капитализму», – подчеркнул Лабаньино.

Херардо Эрнандес в свою очередь обратил внимание на то, что сам факт начала переговоров между Кубой и США является победой кубинской революции. США в лице своего президента вынуждены были признать, что их более чем полувековая политика в отношении Кубы была ошибочной. На протяжении многих лет США выдвигали массу условий, при которых они готовы начать разговор с Кубой. Говорилось, что никаких отношений с Кубой не может быть до тех пор, пока у власти находятся братья Кастро, пока на Кубе не будут проведены так называемые свободные выборы… Однако в реальности события так и не стали разворачиваться по американскому сценарию: Куба не отказалась ни от одного из своих принципов. «Куба всегда говорила, что готова разговаривать с любой страной на основе взаимного уважения, уважения к нашему суверенитету и независимости. Это именно то, что произошло, и поэтому мы расцениваем произошедшее как победу нашей революции и нашего народа», – говорит Херардо.

Это не отменяет того, что Кубе приходится противостоять многим вызовам. «Но мы говорим нашим друзьям, что они не должны испытывать никаких опасений: Куба прекрасно знает, кто ее настоящие друзья. Вы можете продолжать рассчитывать на солидарную и боевую Кубу, которая всегда существовала. Наши принципы остаются неизменными», – заверил Херардо.

Кубинских антитеррористов, работавших во Флориде, как известно, было пятеро. Однако в Москву приехали… шестеро героев.

О судьбе интернационалиста Орландо Кардосо Вильявисенсио нам известно гораздо меньше, чем о «Пятерке», так что мы не могли не воспользоваться случаем, чтобы попросить его рассказать нам свою историю.

10 лет 7 месяцев и 1 день длилось его тюремное заключение в Сомали. «На войну, в бой идешь, никогда не зная, суждено тебе победить или проиграть. Из Анголы я вернулся с победой и славой, а вот в Эфиопии мне пришлось проиграть», – говорит действующий полковник кубинских вооруженных сил. Однажды его часть попала в засаду, все товарищи были убиты, выжил только Орландо. «Вероятно, я остался в живых благодаря русским. Потому что те, кто взял меня в плен, не хотели верить, что я кубинец. Им очень хотелось иметь в своих руках, в плену, советского солдата, чтобы показать его всему миру. И они заставляли меня сказать, что я советский», – рассказывает он.

Условия, в которых держали военнопленного, были настолько ужасными, что он трижды пытался покончить с собой. Возле крошечной камеры, в которую его поместили, находилось помещение, где пытали попавших в плен. Без лекарств, без элементарных удобств, в полном одиночестве Орландо Кардосо спас испано-английский словарь и книги, случайно попавшие ему в руки. Как и Антонио Герреро, Кардосо спасался словом.

Куба своих не бросает, говорит кубинский герой. Как она долгие годы боролась за освобождение «Пятерки», так она добилась и возвращения на родину – и возвращения к нормальной жизни – Орландо Кардосо Вильявисенсио.

Вообще судьба каждого из шестерых героев – готовый сюжет для фильмов и книг. О том, что ему пришлось испытать, Вильявисенсио рассказал в книге «Вызов одиночеству». Говоря о своей писательской судьбе, он вновь возвращается к тому, что связывает его с Россией: «Самое большое влияние оказали на меня великие русские писатели. «Война и мир» для меня все равно что Библия. Русские повлияли на меня как на военного, но в моей подготовке как писателя они тоже сыграли большую роль».

Канадский майор, ставший свидетелем героического поведения в фашистском плену генерала Дмитрия Карбышева, произнес известную фразу о том, что в этой удивительной стране – Советском Союзе – подобных героев много. С полным правом мы можем переадресовать сегодня эти слова Кубе.