Генезис буржуазной философии в XIX-XX вв. и проблема Человека

 

Во второй половине ХІХ - ХХ столетии изменился субъект исторического действия, а следовательно - и мышления. Этот процесс, равно как и процесс изменения субъекта мышления в эпоху возникновения капиталистических общественных отношений в недрах феодального общества, сопровождался не только ожесточенной борьбой, но и упадком мысли бывшего, потерявшего свое историческое значение, субъекта мышления. Другими словами в это время наблюдается разложение буржуазной философии. Начиная с младо-  и старогегельянцев буржуазная философия рассыпалась на куски. Первые отвергли, как известно, систему Гегеля ради метода Гегеля и, в конце концов, в лице Маркса пришли к материалистическому пониманию истории, а вторые ухватились за обломки системы. Следует также иметь в виду еще и то, что речь идет не только о разложении буржуазной философии, но и - философии вообще, как, впрочем, всех старых классовых форм общественного сознания. Чтобы понять логику этого процесса, необходимо рассмотреть узловые повороты в истории буржуазной философской мысли от середины ХІХ века до пятидесятых годов ХХ века, когда этот процесс был уже завершен, и от философии осталась лишь пустая форма. Постмодернисты уже вообще не занимаются поисками истины, ведь критерием истины стало «кипение на поверхности сознания» индивида. Все это касается именно буржуазной философии, а не мысли другого общественного класса, которая, зародилась и активно развивалась в это время. Она выходит за пределы отдельных форм общественного сознания.

Перейти [часть 1]

 

Огюст Конт, который считается основателем социологии, как известно, также был основателем позитивизма. Позитивизм еще во время своего появления имел влияние не только на социологию, но и стал достаточно сильным течением, от которого берут начало некоторые влиятельные школы в буржуазной философии, в том числе и так называемая философская антропология. Исследовать позитивизм лучше всего на произведениях его наиболее ярких представителей Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. К счастью, у нас есть непревзойденный разбор их мыслей, сделанный В. И. Лениным. Можно как угодно относиться к Ленину и как к теоретику, и как к историческому деятелю, однако аргументы, приведенные им в работе «Материализм и эмпириокритицизм», ясно показывают, что философия позитивистов - это второе издание субъективно-идеалистических взглядов Беркли и Юма - те же взгляды, только изложенные наукообразными, модными на фоне научных достижений конца ХIХ века, словами. Основное понятие этой философии, как известно, «центральный член принципиальной координации», то есть индивид, а также «принцип экономии мышления». Сознание индивида организует, по этой теории, окружающий мир. Точно установленный наукой факт, что был мир и до существования человеческого индивида, не заставляет эмпириокритиков отказаться от собственной теории, а лишь побуждает их к введению «потенциального члена принципиальной координации». То есть индивид - превыше всего! Мах и Авенариус всерьез не интересовались проблемой человека, однако на основе их подхода был развит целый ряд социально-философских теорий. Этот ряд расходится в двух направлениях, представители которых, по сути, одинаково подходят к проблеме человека: первый идет от Маха и Авенариуса, через Гуссерля и Хайдеггера к экзистенциализму, второй - через Гуссерля к «философской антропологии» Шеллера и его последователей, и, в конечном счете, также приходит к постмодернизму.

Перейти [часть 2]